Кризис института глобального лидерства
После окончания «холодной войны» широкое распространение получило представление о переходе функции глобального лидерства от Евразии к Северной Америке в лице Соединенных Штатов. На наш взгляд, это представление не соответствует действительности и вызвано в немалой степени смешением понятий, обозначающих положение и роль в мире влиятельных стран. В политическом лексиконе имеется по меньшей мере четыре термина для обозначения особой роли государства на мировой арене: «лидерство» (leadership), «господство» (domination), «первенствование» (primacy), «гегемония» (hegemony). Использование их в качестве синонимов лишь затемняет истинное положение дел.
«Лидерство» государства — это способ политического управления, предполагающий: определение этим государством направления, в котором должны двигаться оно само и другие государства; ведение последних за собой на основе их добровольного согласия; наличие у ведущего и ведомых общего интереса и защиту последнего на мировой арене; ответственность лидера перед ведомыми.
Под «господством» обычно понимается способ политического управления, основанный на повиновении. «Гегемония» — это, в сущности, не что иное, как монопольное господство. Что касается «первенствования», то это, если воспользоваться удачным определением Хантингтона, способность «оказывать большее влияние на поведение большего числа участников по большему кругу вопросов по сравнению с любым другим государством».
После крушения Ялтинско-Потсдамского миропорядка США получили возможность выступать в роли не просто самого мощного государства и лидера западного мира (каковым они были в годы «холодной войны»), но и глобального лидера.
Тогда, в начале 1990-х, готовность идти за Америкой изъявили даже многие из ее бывших противников, включая Россию и другие государства, возникшие на территории бывшего СССР. Но уже к началу 2000-х годов стало очевидным, что США, сохраняя прежнюю мощь и оставаясь центром притяжения для многих государств, не являются общепризнанным глобальным лидером. Это было вызвано как естественными изменениями структуры мирового порядка (появление нескольких центров силы), так и неконструктивной внешней политикой Америки. С приходом в Белый дом Барака Обамы надежды на то, что он сумеет вернуть США лидирующую роль, пока не оправдались. Конечно, в ряде сфер Соединенные Штаты сохраняют глобальное первенство. Это касается их военной и научно-технической мощи, экономики, массовой культуры, человеческого капитала. Но сегодня этого недостаточно для обеспечения глобального лидерства. Ни Евросоюз в целом, ни входящие в него страны, включая ФРГ и Францию, ни страны БРИКС не могут по ооъективным показателям претендовать на роль глобального лидера. Закономерным следствием из создавшейся ситуации стало появление таких институтов, как «семерка», потом «восьмерка», а затем и «двадцатка». Возможно, это лишь промежуточная фаза поиска новой, а именно коллективной адхократической формы глобального лидерства.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1137;