Глобальные проблемы и характеристика современного мира.
Понятие глобальные проблемы : определение, классификация, историография.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.
Классификация глобальных проблем
Исключительные трудности и большие затраты для решения глобальных проблем требуют их обоснованной классификации.
По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы, согласно принятой международными организациями классификации, делятся на три группы. Первую группу составляют проблемы, определяемые основными социально-экономическими и политическими задачами человечества. К ним относятся сохранение мира, прекращение гонки вооружений и разоружение, немилитаризация космоса, создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии стран с низкими доходами на душу населения.
Вторая группа охватывает комплекс проблем, раскрывающихся в триаде «человек — общество — техника». Эти проблемы должны учитывать эффективность использования НТП в интересах гармоничного социального развития и ликвидацию негативного влияния техники на человека, рост народонаселения, утверждение прав человека в государстве, его освобождение из-под чрезмерно усилившегося контроля государственных институтов, особенно над личной свободой как важнейшей составляющей прав человека.
Третья группа представлена проблемами, связанными с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т. е. проблемы отношений по линии общество — природа. Сюда входят решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды, охватывающего все новые и новые районы и способного разрушить жизнь человека.
Глобальные проблемы и характеристика современного мира.
Конец ХХ и начало XXI вв. привели к перерастанию ряда локальных, специфических вопросов развития стран и регионов в разряд глобальных. Однако следует признать, что решающую роль в этом процессе сыграла интернационализация.
Растет количество глобальных проблем, в отдельных публикациях последних лет называется более двадцати проблем современности, однако большинство авторов выделяют четыре основные глобальные проблемы: экологическую, сохранение мира и разоружение, демографическую, топливно-сырьевую.
Меняются масштабы, место и роль отдельных глобальных проблем. Экологическая проблема в настоящее время вышла на первое место, хотя еще недавно ее место занимала борьба за сохранение мира и разоружения. Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составляющие и появляются новые. Так, в проблеме борьбы за мир и разоружение основной упор стал делаться на сокращение средств массового поражения, нераспространение массового оружия, разработку и осуществление мер по конверсии военного производства; в топливно-сырьевой проблеме появилась реальная возможность исчерпываемости ряда невозобновляемых природных ресурсов, а в демографической — возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международной миграции населения, трудовых ресурсов и т. п.
Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
В современных условиях к глобальным проблемам относятся:
- проблема Север-Юг;
- проблема бедности;
- продовольственная проблема;
- энергетическая проблема;
- проблема экологии и устойчивого развития;
- демографическая проблема;
- проблема развития человеческого потенциала;
- проблема обеспечения человеческой безопасности;
- проблема освоения Мирового океана.
Нарождаются и другие глобальные проблемы.
Объективной предпосылкой возникновения глобальных проблем является интернационализация хозяйственной деятельности. Всемирное развитие труда привело к взаимосвязанности всех государств. Все это говорит о наличии объективных причин появления в современном мире таких проблем, которые затрагивают интересы всех стран. Появляются противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования жизни на земле.
Основанная в 1945 г. Организация Объединенных Наций обращается с призывом ко всем странам о том, что если мы хотим взять лучшее от глобализации и избежать худшего, то надо научиться управлять лучше и научиться управлять тому, как лучше управлять сообща. Международные организации предлагают развивающимся странам «перепрыгнуть» через начальные этапы развития, а богатым — еще больше открыть свои рынки для продукции бедных стран.
Все эти призывы могли бы успешно работать, если бы большинство стран находились на достаточно высоком уровне экономического развития, и не было бы столь значительной дифференциации по уровню доходов на душу населения между странами. Огромное неравенство в распределении богатств в сегодняшнем мире, жалкие условия, в которых проживает более миллиарда человек, распространенность межнациональных конфликтов в некоторых регионах мира и быстрое ухудшение природной среды — все эти факторы в своей совокупности делают нынешнюю модель развития неустойчивой.
Можно с полным основанием сказать, что для снижения напряженности по целому ряду глобальных проблем необходимо полностью отбросить факторы классового и политического противостояния социальных систем и групп людей, а пользоваться при рассмотрении глобальных проблем, влияющих на формирование мирового хозяйства, принципом пространственной институциональности.
Поведение глобальной модели мира исследовалось во временном интервале 200 лет (с 1900-2100 г.).Расчеты на ЭВМ показали, что глобальный кризис неизбежен, ибо рост промышленного производства и народонаселения вступает в явное противоречие с ограниченностью природных ресурсов и увеличивающимся загрязнением окружающей среды.
В России и странах Содружества господствуют элиты, соединившие блага и привилегии рынка с имеющейся у них властью. Трудящиеся массы, неуверенные в себе, стали социальной базой для экспериментов, проводимых Международным валютным фондом. Ведущие круги либерального истеблишмента, учитывая результаты группы Д. Медоуза, направили мировую экономику к постиндустриальной фазе развития. Конец явного противоборства между капитализмом и социализмом приводит к конфликтам и столкновениям различных пространств и культур.
Возрастающая глобализация мировой экономики, революция в средствах транспорта и связи, информации, сделали картину мира более динамичной и доступной для каждого человека. В современных условиях глобальная тенденция демократизации действительно создает возможности построения свободного общества на макроуровне с жесткой детерминированностью производственных отношений на микроуровне, направленных на максимизацию получения прибыли. Богатство все в большей степени конкурируется в руках меньшинства, а нищета становится уделом большей части человечества. Состояние первой десятки богатейших миллиардеров превышает валовой национальный продукт наименее развитых стран с населением 1 млрд. человек. Западная философия внушает человеку принцип «иметь или не иметь». Вместо принципа «быть или не быть». При этом разрыв в уровнях развития беднейших и богатых стран неуклонно увеличивается. В этом одна из причин конфликта между Югом и Севером. По данным Доклада ООН 2005 г. о развитии человека между этими двумя полюсами находится 2,5 млрд. человек, живущих менее чем на 2 долл. в день. Это 40% населения Земли, но на их долю приходится всего 5% мирового дохода. На долю же 10% богатейшего населения приходится 54% мировых доходов.
Современное устройство мировой экономики не учитывает особенности развития экономик стран третьего мира, в том числе различие в менталитете, культуре и истории. Пришла пора пересмотреть многие ценности. Страны третьего мира оценивают как агрессию вмешательства в их внутренние дела навязывание чуждого образа жизни. Они опираются на свои национальные и религиозные интересы, а не на абстрактные принципы общечеловеческой нравственности и даже не на международные правовые нормы, исходящие от Запада. Происходит столкновение цивилизаций в условиях быстрой экспансии арабского мира. Главное противоречие состоит в том, что радикалов из стран третьего мира не устраивает западная цивилизация как таковая.
Западные страны стремятся установить глобальный характер международных экономических отношений, пытаются возместить нарушенное мировое равновесие, установив единую глобальную экономическую систему, называя это переходом социалистических стран от плановой к рыночной экономике. Менее чем за двадцать лет после выхода в свет «Пределов роста» была уничтожена мировая социалистическая система, произошел демонтаж промышленного производства и крупного сельскохозяйственного производства (АПК), за счет чего был существенно снижен уровень загрязнения окружающей среды, почти во всех бывших социалистических странах, снижены темпы прироста населения.
Заметим, что рассмотрение проблем человечества происходит с позиций национальных интересов западных стран. Представители промышленно развитых стран усиленно занимаются поиском возможных путей приспособления и выживания большей части населения земли к реально существующим земным пределам.
В России и странах СНГ было разрушено плоскостное развитие экономического пространства, и сейчас хорошо еще, если эти страны развиваются на линейном, а не на точечном уровне экономического пространства (исключая Москву и ближнее Подмосковье). Поэтому Россия в настоящее время представляет собой низкоструктурированную рыночную экономику (сырьевой придаток), которая именно на этом основании и может быть интегрирована в мировую экономику.
Промышленно развитые страны заняты созданием информационно-коммуникационного общества со сверхмобильной разветвленной торгово-финансовой структурой, функционированием и развитием которой управляет капитал знаний и интеллекта, т. е. они в полной мере используют возможности объема экономического пространства. Доходность деятельности в объеме экономического пространства в сотни и тысячи раз выше доходности деятельности в точечном экономическом пространстве. Метод пространственного позиционирования обнажает негативные последствия экономической политики ведущих промышленно развитых стран, ориентированных только на беспредельный рост капитала и установление физических пределов роста для большинства стран мира.
2. Этно-конфессиональная раздробленность и анклавизация современного общества.
В современном мире цивилизации, культуры, народы, государства оказывают возрастающее влияние друг на друга благодаря все более активному перемещению капиталов, людей и информации. В то же время свободно перемещаются лишь капиталы и информация, но не люди. Основные миграционные потоки по-прежнему движутся на Запад. Один из их компонентов — мусульманскую миграцию на Запад — следует рассматривать в русле глобализационно-цивилизационного подхода, получившего развитие в трудах ряда отечественных и зарубежных политологов и культурологов. На основе достигнутого уровня теоретического осмысления проблемы можно говорить о трех глобализационно-культурных парадигмах, или перспективах:
1. о культурном дифференциализме, или продолжающихся различиях;
2. культурной конвергенции, или растущей похожести (sameness),
3. культурной гибридизации, или постоянном смешении.
Ключевым здесь является отношение к культурно-цивилизационным различиям: приведет ли глобализация к их нивелированию, стиранию путем поглощения одних другими, гомогенизации (конвергенции); будут ли они, напротив, укреплены, увековечены (дифференциализм, лежащий в основе допущения о «столкновении цивилизаций») или же будет идти процесс их смешивания (гибридизация)?
Сторонники концепции гомогенизации обычно приводят в пример повсеместное распространение ресторанов североамериканской сети «Макдоналдс», где подают немецкий гамбургер с французской жареной картошкой и элементами итальянской кухни на основе американского менеджмента и маркетинга. «Макдоналдизация» (термин,
напоминающий придуманную в 1970-х годах в Латинской Америке «кока-колонизацию»), в том числе и наиболее традиционных стран Востока, имеющих богатую кулинарную традицию, — действительно явление, ставшее символом глобализации. Тезис о «макдоналдизации» представляет собой версию недавно появившейся идеи о «всемирной
гомогенизации обществ через влияние многонациональных корпораций» и вариацию на классическую тему «универсализма, модернизации и глобального триумфа капиталистических отношений». Вопрос рассматривается также в контексте тезиса о «диффузионизме», что означает распространение феномена культуры из одного
центра. Похоже, что в бурном распространении ресторанов «Макдоналдс» сыграл роль не вкусовой, а эстетический фактор. Посещение этих ресторанов во многих странах мира стало признаком престижного потребления. Уже никто не удивляется тому, что эти рестораны можно встретить на улицах священной для мусульман Мекки.
Современные культуры, безусловно, испытывают мощное давление извне и вынуждены отвечать на очень разноплановые вызовы, каждый из которых в той или иной степени меняет или деформирует их. Вместе с тем, степень этого воздействия не стоит преувеличивать. Сколь бы ни было сильным сближение культур, их «коды» пока сохраняются. Запад не превратился в Восток, а Восток — в Запад, культурно-цивилизационные различия между, скажем, конфуцианским, исламским и индо-буддийским мирами по-прежнему остаются четкими. Однако изменения внутри культурных миров очень значительны, причем результатом их является не только унификация, затрагивающая, как правило, лишь определенные сферы культуры, но и беспрецедентное усиление гетерогенности. Этот факт уже неоднократно отмечался в научной литературе, и в последнее время все чаще идет речь о «взрыве полиморфизма», о диссистемном избыточном разнообразии, неупорядоченном множестве или «скоплениях» различных культурных форм, каждая из которых отстаивает свою особость и значимость. Анклавизация усиливает «капсулизацию» культур, ориентирует на изоляционизм, субкультурную замкнутость. Гибридизация, напротив, предполагает в той или иной степени открытость внешнему миру, восприимчивость к влияниям «иного», установку на диалог: понятие «гибридизация» раскрывает «сущность сверхбыстрого (в короткий период времени) и порой неожиданного соединения элементов, фактов, явлений, процессов культуры, в результате чего происходит трансформация «границ культур». Вместе с тем, эти тенденции сближает то, что обе они, при всех их различиях, способны нарушить относительную целостность национальных культур, деформировать или пересоздать «центральную зону» ценностей и смыслов.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 3889;