ЛАО-ЦЗЫ (около 4 века до н. э.) 3 страница
Именно он в 1961 году обещал Соединенным Штатам посадить пилотируемый космический корабль на Луне «до конца этого десятилетия». Именно он получил одобрение Конгресса, и именно при нем была принята программа. Кто-то может сказать, что рано или поздно лунная программа все равно была бы принята (в чем нельзя быть полностью уверенным), но тем не менее именно Кеннеди сделал это. Некоторые люди, конечно, все еще считают проект «Аполлон» лишь гигантской тратой денег, не имеющей особого значения программой. До сих пор мало что сделано, чтобы отмечать 20 июля (дату посадки на Луну) как национальный праздник. С другой стороны, мы можем помнить, что хотя День благодарения не был праздником в шестнадцатом веке, сегодня он отмечается как рассвет новой эры. Даже если бы проект «Аполлон» никогда не был продолжен, он навсегда запомнится как одно из величайших достижений человечества. Я подозреваю, однако, что такая программа будет обязательно продолжена, и это космическое путешествие сыграет гораздо более важную роль в будущем, чем оно сыграло в прошлом. Если так, то наши потомки поймут, что полет «Аполлона-11», как и плавание Колумба через Атлантику, было отправной точкой целой новой эры в истории человечества.
82. ГРЕГОРИ ПИНКУС (1903–1967)
Грегори Пинкус был американским биологом, который сыграл главную роль в появлении оральной контрацептивной таблетки. Хотя он никогда не был особо известен, но оказал гораздо большее влияние на мир, чем многие знаменитые люди.
Таблетка имеет двойное значение. В мире, которому все больше угрожает опасность перенаселения, ее важность очевидна. Возможно, менее прямым, но таким же революционным является эффект этой таблетки, оказывающий влияние на сексуальные нравы. Всеми признано, что в последние более чем тридцать лет в Соединенных Штатах происходит сексуальная революция. Несомненно, есть много других политических, экономических и социологических факторов, которые влияют на эту революцию, но самым большим фактором является изобретение таблетки. Раньше страх перед нежелательной беременностью был основной причиной, заставляющей женщин избегать добрачного секса, а иногда даже и секса с законным супругом. И вдруг им предоставилась возможность вступать в сексуальные отношения без страха забеременеть. Изменение обстоятельств часто приводит к изменениям в отношении и поведении. Можно возразить, что изобретение первой контрацептивной таблетки не имело особого значения, поскольку и до нее были известны безопасные и относительно приемлемые способы предохранения. Такой аргумент не учитывает разницу между методами контрацепции, один из которых эффективен технически, а другой приемлем психологически. Перед изобретением таблетки наиболее часто рекомендуемым «специалистами» контрацептивом была диафрагма. Диафрагмы действительно безопасны и относительно приемлемы, но на практике подавляющее большинство женщин неохотно использовали их и так же неохотно используют сейчас. Знаменательно, что когда впервые была испытана таблетка, тысячи женщин предпочли попробовать непроверенный (возможно, даже опасный) метод контроля рождения, а не пользоваться безопасной и проверенной временем диафрагмой.
Также можно возразить, что изобретение таблетки не было таким уж великим триумфом, поскольку при ее применении остается некоторый риск для здоровья, и еще потому, что ее в конце концов могут заменить — возможно, в ближайшем будущем — более новые, безопасные препараты или устройства. Но в принципе будущие методы контрацепции могут улучшиться лишь ненамного, поскольку таблетка уже повсюду применяется и в основном приносит удовлетворительные результаты. (Стоит отметить, что за тридцать последних лет — период, в течение которого миллионы американских женщин начали регулярно пользоваться таблетками, — продолжительность их жизни значительно увеличилась. Один этот факт должен сделать очевидным то, что таблетка не представляет собой главного риска для жизни.) История расценит или, по крайней мере, должна расценить изобретение в 50-х годах контрацептивной таблетки как решающий прорыв в методах контроля деторождения.
Многие люди внесли вклад в это изобретение. На самом деле о самой идее говорили долгое время. Проблема заключалась в том, что никто не знал, какие химические соединения должны составлять таблетку. Любопытно, что ключевое открытие произошло в далеком 1937 году. Именно тогда А.В. Мейкпис, Дж. Л. Уэйнштейн и М Г. Фридман продемонстрировали, что инъекции прогестерона (один из женских гормонов) препятствуют овуляции у лабораторных животных. Однако — видимо, из-за того, что подкожные инъекции выглядят не очень привлекательным методом контроля деторождения, или из-за того, что в то время прогестерон являлся очень дорогим препаратом, — это открытие не вызвало большого интереса у пропагандистов контрацепции. Окончательного изобретения таблетки не произошло до 1950 года, когда американский биолог Грегори Пинкус начал работать над проблемой. Очевидно, сподвигла его на это давняя пропагандистка планирования семьи Маргарет Сенгер. Она не могла выбрать лучшую кандидатуру, поскольку Пинкус был специалистом по метаболизму стероидов и по физиологии воспроизводства млекопитающих, а также являлся директором лабораторий Уорчестерского фонда экспериментальной биологии в Шреусбери, штат Массачусетс.
Пинкус, со своим великолепным сочетанием технических знаний и научной интуиции, нашел определяющее решение почти сразу. Вскоре он попросил доктора Мин Че Чанга, исследователя Уорчестерского фонда, проверить прогестерон на лабораторных животных, чтобы убедиться, прекращается ли овуляция при оральном применении Эксперименты Чанга прошли успешно. Это было обещающим началом, особенно если учесть тот факт, что несколькими годами раньше химик Рассел Маркер изобрел способ дешево синтезировать прогестерон.
Другой важный вклад внес доктор Джон Рок, гинеколог, который по предложению Пинкуса провел тесты, показавшие, что примененный орально прогестерон прерывает овуляцию у женщин. Однако исследования Рока обнаружили две проблемы при использовании препарата как орального контрацептива. Прежде всего, он прерывал овуляцию только на 85 процентов времени. Во-вторых, чтобы достичь даже этого, требовались невероятно большие дозы. Но Пинкус, считавший, что он на правильном пути, не хотел бросить работу. Он понимал, что может существовать другое химическое соединение, похожее на прогестерон, но без его недостатков.
В сентябре 1953 года Пинкус попросил различные химические компании прислать ему образцы различных производимых ими синтетических стероидов, которые по химическому строению походили на прогестерон. Биолог проверил их, и один препарат, норетинодрел (производимый Дж. Д. Сирлом) показался особенно эффективным. Это был удачный рывок для Пинкуса, поскольку когда он начинал свои исследования в 1950 году, норетинодрела еще не существовало! Его синтезировал в 1952 году доктор Фрэнк Б. Колтон, биохимик, работавший в лабораториях Сиэтла и получивший патент на изобретение препарата. Однако ни Колтон, ни кто-либо из его сотрудников у Дж. Д. Сирла не пытались созать оральный контрацептив — в то время они не понимали, что создали его.
Дальнейшие тесты, проведенные исследовательской группой, которую собрал Пинкус, показали, что норетинодрел еще более эффективен, если к нему добавить другое химическое соединение — местранол. Это была комбинация препаратов, которую впоследствии продавал Дж. Д. Сирл как контрацептивную таблетку. К 1955 году Пинкус увидел, что пришло время для серьезных испытаний таблетки. Испытания начались в 1956 году в окрестностях Сан-Хуана в Пуэрто-Рико под наблюдением доктора Эдрис Райс-Урей. В течение девяти месяцев ее проверки показали, как поразительно эффективен был оральный контрацептив. Тем не менее тесты продолжались еще три года, до того когда Управление продуктов питания и лекарств в мае 1960 года одобрило продажу таблеток. Из вышесказанного очевидно, что Грегори Пинкус не сам придумал контрацептивную таблетку. Норетинодрел создал Фрэнк Колтон. То есть Колтон и другие химики, которые вымостили дорогу этому изобретению, имеют право на большую часть заслуги Точно так же, как и те, кто работал в группе Пинкуса — Джон Рок, Мин Че Чанг и доктор Целсорамон Гарсия. В этом отношении доктор Райс-Урей, Маргарет Сенгер и несколько людей, о которых я не упомянул, тоже сыграли свою роль в общем достижении. Тем не менее нет сомнений, что главной фигурой и движущей силой всего проекта был Грегори Пинкус. Он был ученым, решившим посвятить свое время и силы активным исследованиям оральных контрацептивов. Он был тем, кто имел научные и организаторские способности, чтобы успешно завершить проект Он придумал главную идею, добился финансирования исследований и привлек к работе талантливых людей. Он был достаточно дальновидным и решительным, чтобы довести проект до успешного завершения. Он был тем, кому по праву принадлежит заслуга создания таблетки.
Грегори Пинкус родился в 1903 году в Вудбайне, штат Нью-Джерси, в русско-еврейской семье. В 1924 году он окончил Корнеллский университет и в 1927 году в Гарварде получил степень доктора. Впоследствии Пинкус проводил исследования в нескольких институтах, включая Гарвард и Кембридж, а также несколько лет был профессором в Университете Кларка. В 1944 году он помог основать Уорчестерский фонд экспериментальной биологии и затем в течение многих лет был директором его лабораторий. Пинкус был автором более 250 научных статей, а также книги «Победа плодовитости», изданной в 1965 году.
За свою жизнь он получил много научных почестей, но ни ему, ни кому-либо из работавших с ним над таблеткой не была присвоена Нобелевская премия. Когда в 1967 году в Бостоне Пинкус умер, его смерть прошла почти незамеченной как для публики, так и для большинства ученых. Сегодня его имя упомянуто всего лишь в нескольких энциклопедиях. Тем не менее Пинкус был главным архитектором одного из наиболее значительных открытий в истории человечества.
83. МАНИ (216–276)
Пророк третьего века Мани был основателем манихейства, религии, которая хотя и угасла сейчас, но во времена своего расцвета имела огромное число последователей.
Зародившееся на Среднем Востоке манихейство распространилось как далеко на запад вплоть до Атлантического океана, так и далеко на восток до Тихого океана. Оно продолжало существовать более тысячи лет. Религия, созданная Мани, была своеобразным синтезом идей из ранних религий. Мани признавал Зороастра, Будду и Иисуса как истинных пророков, но утверждал, что получил более полное откровение, чем они. Хотя буддистские и христианские элементы присутствуют в религии Мани, доктрина, которая кажется наиболее захватывающей (по крайней мере, на Западе), позаимствована из дуализма Зороастра. Мани учил, что миром правит не одно божество, идет продолжительная борьба между двумя силами. Одна из них — принцип зла, который Мани определял как темноту и гной, другая — принцип добра, который он определял как свет и дух. Если судить поверхностно, это звучит как христианские представления о Боге и дьяволе, но в манихействе принципы добра и зла считаются равными по силе. Следствие этого убеждения — парадокс возможности существования зла, который так беспокоил христианских и еврейских философов, не вызывает никаких затруднений в философии манихейства.
В этой книге нам не хватит места, чтобы описать манихейскую теологию. Однако необходимо упомянуть в качестве ее постулата соотнесенность человеческой души с принципом добра и тела — с принципом зла. Манихейцы верили, что всех сексуальных отношений — даже с целью продолжения рода — следует избегать. Существовали также запреты на употребление мясной пищи и вина. На первый взгляд, может показаться невозможным, что такая доктрина привлекла на свою сторону и удержала огромное число последователей. Однако все запреты относились не к обычным членам манихейской церкви, а лишь к небольшому числу людей, называемых «избранными». Обычным членам церкви, «слушателям», разрешалось иметь жен (или любовниц), чтобы продолжать род, есть мясо, пить вино и так далее. Существовал ряд религиозных обрядов, которые «слушатели» должны были соблюдать. Они также были обязаны помогать «избранным», но моральный кодекс для них не являлся неразумно сложным. (Были, конечно, и другие религии, в которых обет безбрачия требовался от священников и монахов, а не от простых верующих.) После смерти души «избранных» попадали прямо в рай. Для «слушателей» путь туда был более долгим. Но некоторые манихейские секты, такие как катары, верили, что «слушатели» могли попасть в рай так же быстро, как «избранные», и вдобавок имели значительные привилегии при жизни.
Мани родился в 216 году в Месопотамии, которая в то время являлась частью Персидской империи под управлением династии Арсакидов. Сам Мани был потомков персов и относился к роду правителей Арсацидов. Большинство персов присоединялось к зороастризму, но Мани вырос в маленькой религиозной секте, находившейся под сильным влиянием христианства. В двенадцать лет он уже имел свои религиозные взгляды и начал проповедовать свою новую религию в возрасте двадцати четырех лет. Не добившись успеха на родине, Мани отправился в северо-западную Индию, где успешно обратил в свою веру местного правителя. В 242 году он вернулся в Персию и присоединился ко двору царя Шапура I. Хотя Шапур не обратился в новую веру, Мани произвел на него благоприятное впечатление, и царь разрешил ему проповедовать свою новую религию в Персидской империи. (Эту позднюю Персидскую империю иногда называли империей Сасанидов в честь новой династии, пришедшей к власти около 226 года.) В течение следующих приблизительно тридцати лет при Шапуре I и Хормизде I Мани проповедовал без помех и привлек на свою сторону множество последователей. В этот период было отправлено много миссионеров в зарубежные страны. Однако успех Мани вызвал антагонизм со стороны священников зороастрийской религии, которая стала государственной религией Персии при династии Сасанидов.
Около 276 года, когда новый царь Бахрам I вступил на трон, Мани арестовали и бросили в тюрьму. После двадцати шести суток сурового заключения он умер. За свою жизнь Мани написал несколько книг, одну на персидском, а другие на сирийском языке (семитский язык, близкий к арамейскому языку времен Иисуса). Они стали каноническими книгами манихейской религии. После того как религия начала угасать, манихейские рукописи были утеряны, но некоторые из них в двадцатом веке удалось найти.
С самого начала манихейство сильно влекло к себе людей. При жизни самого пророка оно нашло сторонников на пространстве от Индии до Европы. После смерти Мани религия продолжала развиваться, в конце концов распространившись до Испании на Западе и до Китая на Востоке. На западе она достигла своего пика в четвертом веке и в то время являлась серьезным конкурентом христианства. (Преподобный Августин был в течение девяти лет сторонником манихейства.) Но после того как христианство стало государственной религией римской империи, манихейство оказалось немного потесненным, а примерно к 600 году в основном изгнанным с Запада. Однако оно еще оставалось сильным в Месопотамии и в Иране. Оттуда религия распространилась в Центральную Азию, Туркестан и западный Китай. В конце восьмого века она стала официальной у уйгуров, которые контролировали значительный район западного Китая и Монголии. Также манихейство распространилось по всему Китаю до побережья, а оттуда на остров Тайвань. Но появление в седьмом веке ислама нанесло окончательное поражение манихейству. Начиная с восьмого века, аббасидские халифы в Багдаде строго преследовали эту религию, и в течение некоторого времени она угасла в Месопотамии и в Иране. С девятого века манихейство ослабло также и в Центральной Азии, а вторжения монголов в тринадцатом веке окончательно уничтожили его. Тем не менее Марко Поло встретил манихейские общины в восточном Китае в 1300 году.
Тем временем отделившиеся от манихейства различные секты разрослись в Европе. В седьмом веке в Византийской империи появились павликиане. Богомилы, чье влияние было самым сильным на Балканах, появились в десятом веке. Но самой важной из этих европейских ветвей являлись катары (более известные как альбигойцы, в честь их оплота, французского города Альби). В двенадцатом веке катары широко распространились по Европе, особенно в южной Франции. Альбигойцы, хотя их доктрина более относилась к манихейству, считали себя христианами, а власти ортодоксальной церкви объявили их еретиками. В конце концов папа Иннокентий III, самый могучий и наиболее нетерпимый из всех пап Средневековья, призвал к крестовому походу против них. Поход начался в 1209 году. К 1244 году после страшных человеческих потерь и разорения большой части южной Франции альбигойцы были сокрушены. Тем не менее катаризм в Италии не угасал до пятнадцатого века.
Любая религия оказывает большое влияние на жизнь своих искренних приверженцев По этой причине основатель даже маленькой религии часто является очень влиятельным человеком. Хотя манихейства сейчас не существует, но в свое время оно было важной религией, и, следовательно, Мани оказал больше воздействие на историю. (Неудачным, хотя и незначительным следствием учения Мани было то, что другие утвердившиеся религии устроили многочисленные гонения с целью сокрушить манихейство.) Личная роль Мани в создании новой религии была огромной. Он основал ее, разработал ее теологию и создал моральный кодекс. Правда, многие его идеи были позаимствованы у более ранних мыслителей, но именно Мани объединил отдельные побеги мысли в стройную новую систему. Он многих обратил в свою веру с помощью проповедей, создал духовную организацию и написал свои «святые» рукописи. Очевидно, что манихейство никогда бы не появилось без Мани, и в этом отношении он, как и многие религиозные лидеры, кажется более важной личностью, чем большинство ученых и изобретателей. Следовательно, Мани обязательно должен находиться в этой книге. Вопрос только в том, на каком месте. Очевидно, его стоило бы поставить ниже основателей тех главных религий (христианства, ислама и буддизма), численность приверженцев которых насчитывает на протяжении веков миллионы людей. С другой стороны, хотя зороастризм дожил до наших дней, а манихейство исчезло, кажется, что последнее, которое во времена своего расцвета имело гораздо больше сторонников, чем зороастризм, дало миру и более сильный толчок. По этой причине Мани и стоит в нашем списке выше Зороастра и Махавиры.
84. ЛЕНИН (1870–1924)
Владимир Ильич Ульянов, более известный под псевдонимом Ленин, был политическим лидером, сыгравшим главную роль в установлении коммунизма в России. Верный последователь Карла Маркса, Ленин вел политику, которая имела лишь косвенное отношение к самому Марксу. Из-за быстрого распространения ленинской разновидности коммунизма во многих частях света его необходимо признать наиболее влиятельным человеком в истории.
Ленин родился в 1870 году в городе Симбирске в России. Его отец был верным правительству чиновником, но старший брат Александр стал революционером, и его казнили за участие в заговоре с целью убийства царя. К двадцати трем годам Ленин сам стал пылким марксистом. В декабре 1895 года его арестовали за революционную деятельность, продержали четырнадцать месяцев в тюрьме, после чего сослали в Сибирь. В течение трех лет в Сибири (которые не показались ему особенно приятными) он женился на своей соратнице по движению и написал книгу «Развитие капитализма в России». Сибирская ссылка закончилась в феврале 1900 года, и через несколько месяцев Ленин поехал в Западную Европу. Там он провел семнадцать лет, работая как профессиональный революционер. Когда Российская социал-демократическая партия, в которой состоял Ленин, раскололась на две фракции, он стал лидером более многочисленной части — большевиков.
Первая мировая война предоставила Ленину великую возможность. Она вызвала в России военную и экономическую катастрофу, усилила недовольство царским режимом в целом. В марте 1917 года царское правительство было низложено, и некоторое время казалось, что Россия могла стать на путь демократического развития. Узнав о падении царского режима, Ленин немедленно вернулся на родину и со свойственной ему проницательностью сразу увидел, что демократические партии хотя и создали Временное правительство, но реальной власти не имели, что представилась великолепная возможность, несмотря на ее малочисленность, привести к власти коммунистическую партию. Он призвал большевиков готовить переворот с целью низложить Временное правительство и заменить его коммунистическим. Предпринятая в июле попытка провалилась, и Ленину пришлось скрываться. В октябре 1917 года вторая попытка увенчалась успехом, и Ленин стал новым главой правительства.
Как лидер правительства он был хитрым и высокопрагматичным. Прежде всего Ленин взялся за бескомпромиссный и быстрый переход к полностью социалистической экономике. Когда это не сработало, он вновь проявил дальновидность, сделал шаг назад и установил смешанную капиталистическо-социалистическую экономику, которая просуществовала в Советском Союзе несколько лет. В мае 1922 года Ленин перенес серьезный удар и с этого момента до своей смерти в 1924 году был почти полностью недееспособным. После смерти его тело тщательно забальзамировали и выставили в мавзолее на Красной площади в Москве.
Прежде всего Ленин важен как человек действия, который привел большевиков к власти в России и тем самым установил первое в мире коммунистическое правительство. Он был первым, кто применил на политической практике идеи Карла Маркса. Создание этого первого плацдарма явилось поворотной точкой во всей современной истории. С 1917 по 1979 год продолжалось длительное распространение коммунизма по всему миру, и некоторое время примерно около одной трети населения земного шара жило под управлением коммунистов. Наиболее важная фигура как политический лидер, Ленин оказал значительное воздействие на историю и через свои работы. Его идеи не противоречили идеям Маркса, но предлагали заметные изменения в акцентах. Ленин очень интересовался тактикой революции и считал себя в ней большим знатоком. Он постоянно подчеркивал необходимость насилия: «Ни одна проблема классовой борьбы никогда не решалась другим способом, кроме как насилием». Это типичная цитата из его работы. Маркс только иногда ссылался на диктатуру пролетариата. Ленина же эта идея просто обуяла. Например, «диктатура пролетариата есть не что иное, как власть, основанная на силе и ничем не ограниченная — ни законом, ни правительством».
Насколько важны политические идеи Ленина? В первом издании этой книги я писал: «Самой характерной чертой советского правительства является не экономическая политика (существуют социалистические правительства и в других странах), а скорее, его способность удерживаться у власти любой ценой. Со времен Ленина ни одно коммунистическое правительство в мире после своего становления не было свергнуто. Жестким контролем всех институтов власти внутри страны — прессы, банков, церквей, трудовых лагерей и так далее — эти правительства, похоже, исключили возможность внутреннего переворота. В их броне могут быть слабые места, но если это так, то никто еще не нашел их». Этот абзац мог звучать разумно в то время, когда я писал его — в 1977 году, но события нескольких последних лет показали, что я полностью ошибался. Далекие от неуязвимости ленинские режимы опрокидываются и справа и слева. Ленин надеялся — а его противники боялись, — что, объединив концентрационные лагеря и пропаганду, он создаст систему правления, которая просуществует много веков. Он ошибался, и, следовательно, его историческое влияние оказалось слабее, чем я опасался. Однако даже если переоценить важность Ленина как теоретика (его экономические идеи, конечно, почти полностью заимствованы у Карла Маркса), тем не менее он имеет большое значение как человек действия — практический политический лидер, который захватил власть и использовал ее, чтобы переделать свою страну. Но, оценивая его место в истории, мы сначала должны сравнить важность его действий с действиями его последователя Иосифа Сталина.
Ленин, кроме всего, управлял Советским Союзом только пять лет. За это время он полностью уничтожил власть русской аристократии и начал строить в стране социализм. Но не Ленин, а Сталин провел коллективизацию сельского хозяйства; не Ленин, а Сталин фактически уничтожил в Советском Союзе частные предприятия; и не при Ленине, а при Сталине советский коммунизм превратился в глобальную силу, которая бросила резкий вызов Западу в фактически каждой стране мира. За пять лет своего правления Ленин был ответственен за смерть нескольких миллионов человек, он организовал концентрационные лагеря для политической оппозиции, выступавшей против коммунистической программы. Однако только при Сталине эти лагеря (так называемый «архипелаг Гулаг») достигли своего расцвета, при нем происходило множество чисток и убийств.
Должны ли мы, тем не менее, сказать, что, поскольку Ленин был предшественником Сталина и подготовил ему путь, его стоило бы считать более важной из этих двух фигур? Случай, который, наверное, наиболее близок к этому, касается царя Македонии Филиппа II и его сына Александра Великого. Филипп был выдающимся лидером, чье военное и организаторское искусство подготовило путь Александру, предоставило ему великую возможность. Однако Александр так воспользовался этой возможностью — лучше, чем кто-либо ожидал, и лучше, чем поступали в таких же обстоятельствах другие, — что я считаю справедливым присвоить большую часть заслуги за происшедшее именно Александру. По такой же причине я заключаю, что Сталин был более влиятельной фигурой, чем Ленин. Но даже если Ленин не так важен, как его последователь (или как Маркс, чьи работы обеспечили теоретическую основу и стимулы всему коммунистическому движению), он все же является одной из ключевых фигур. Ленин не только вымостил в СССР дорогу Сталину, но еще и его работы, политика и пример оказали огромное влияние на коммунистические движения во многих других странах.
Иногда утверждают, будто невероятные человеческие потери произошли в Советском Союзе не из-за ленинской системы, а стали результатом безжалостности и жестокости Сталина. Мне подобный взгляд кажется неверным. Во-первых, миллионы людей в СССР были уничтожены во время правления Ленина, до прихода к власти Сталина. Более того, в других коммунистических странах есть лидеры, ответственные за такую же жестокость и разрушения. Ярким примером является Пол Пот, который управлял Камбоджей с 1975 по 1979 год. За этот относительно короткий период погибло около двух миллионов камбоджийцев — даже большая пропорция относительно общего населения страны, чем за двадцать пять лет уничтожил в СССР Сталин. Даже если установленная Лениным система не постоянно вызывает результат, выражающийся такими жертвами, похоже, ей свойственны подобные эксцессы. Ленин мог провести всю жизнь в попытках подавить сопротивление, но общим результатом его деятельности было уничтожение личных свобод в значительной части мира.
Поскольку теперь кажется, что марксистско-ленинское движение не будет влиять на человечество в течение многих веков (как я боялся, когда готовил первое издание этой книги), выглядит неразумным включать Ленина в первую двадцатку людей в нашем списке. Однако все же кажется справедливым поставить его среди первых ста человек. Влияние Ленина на Россию достаточно большое, чтобы сравнить его по важности с Петром Великим. И если принять во внимание толчок, данный им другим странам, становится понятным, что Ленина нужно поставить даже выше Петра, хотя и ниже Сталина.
85. СУЙ ВЕН ТИ (541–604)
Китайский император Суй Вен Ти (настоящее имя Ян Цзян) добился успеха в новом объединении Китая, после того как страна была раздроблена в течение нескольких сотен лет. Совершенное им объединение сохраняется несколько веков. В результате Китай является одним из наиболее могучих государств в мире. Другим важным политическим результатом объединения является то, что население Китая — которое составляет примерно одну пятую часть населения земного шара — страдало от ужасов войн гораздо менее часто, чем жители Европы, Среднего Востока или большинства других частей мира.
Более ранний император Ши Хуан Ти объединил Китай в третьем веке до нашей эры. Его династия Цинь разрушилась вскоре после его смерти, но ее вполне успешно заменила династия Хань, которая правила с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры. После падения династии Хань Китай пережил долгий период внутренней раздробленности, приблизительный аналог средневековья в Европе, которые последовали после падения Римской империи.
Янг Чен родился в 541 году в одной из самых могущественных семей Китая. Он получил свою первую военную должность в возрасте всего четырнадцати лет. Янг Чен был очень способным человеком и быстро продвигался по службе у своего правителя, императора династии Чон. Его помощь императору в завоевании большей части северного Китая не осталась не вознагражденной, и в 573 году дочь Янг Чена вышла замуж за наследного принца. Пять лет спустя император умер.
Принц оказался душевно неуравновешенным человеком, и вскоре развернулась борьба за власть. Янг Чен одержал в ней безоговорочную победу и в 581 году в возрасте сорока лет стал признанным новым императором. Однако он не намеревался оставаться правителем лишь северной части Китая. После ряда тщательных приготовлений он совершил вторжение в Южный Китай в 588 году. Военная операция принесла быстрый успех, и в 589 году Янг Чен стал главой всей страны. За время своего правления Суй Вен Ти построил новую просторную столицу объединенной империи, начал строительство Великого канала, который соединял две величайшие реки: Янцзы в центральном Китае и Хуан хэ (или Желтая река) на севере. Этот канал, законченный во время правления сына императора, помог объединить северный и южный Китай. Одной из наиболее важных реформ Суй Вен Ти было установление системы выборов правительственных чиновников посредством экзамена. В течение многих веков эта система обеспечивала очень умелый китайский корпус администраторов высокоталантливыми людьми — со всей страны и из всех социальных классов — для правительственной службы (Система впервые была введена во время правления династии Хань, но за долгий период после падения этой династии многие правительственные посты стали передаваться по наследству.) Также Суй Вен Ти создал так называемое «правление упразднения»: принцип, по которому губернаторы провинций не могли служить в той провинции, в которой родились. Это была предусмотрительная мера с целью предотвратить выдвижение фаворитов и в то же время не позволить губернатору создать слишком сильную базу власти.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 505;