ЛАО-ЦЗЫ (около 4 века до н. э.) 5 страница

 

89. МАО ЦЗЕДУН (1893–1976)

 

Мао Цзэдун возглавлял коммунистическую партию Китая и в течение двадцати семи лет руководил значительной и глубокой трансформацией огромной нации.

Мао родился в 1893 году в деревушке Шаошан провинции Хунань в семье зажиточного крестьянина. В 1911 году, когда он был восемнадцатилетним студентом, вспыхнул бунт против династии Цин, которая правила Китаем с семнадцатого века. За несколько месяцев правительство было сброшено, и Китай объявил себя республикой. К несчастью, лидеры революции не смогли создать стабильное, объединенное правительство, начался долгий период беспорядков и гражданской войны, который длился фактически до 1949 года. В молодости Мао придерживался левых политических взглядов и в 1920 году стал марксистом. В 1921 году он был одним из двенадцати основателей коммунистической партии Китая, Однако его подъем к вершине власти в партии оказался довольно медленным, и лидером он стал лишь в 1935 годую.

Тем временем коммунистическая партия Китая вступила в длительный, с переменным успехом, период борьбы за власть в государстве. В 1927 и 1934 году она испытала ряд серьезных ударов, но смогла справиться с ними. После 1935 года под руководством Мао сила партии начала постоянно укрепляться. К 1947 году коммунисты уже были готовы к открытой войне против националистического правительства, возглавляемого Чан Кайши. В 1949 году они победили и установили контроль над всей страной.

Китай, которым Мао, как глава партии, должен был теперь управлять, разрывала почти постоянная на протяжении тридцати восьми лет война. Он был потрясающе бедной, неразвитой страной, населенной миллионами неграмотных крестьян. Самому Мао было пятьдесят шесть лет, и казалось, основная его карьера уже позади. На самом же деле период величайшего влияния Мао только начинался, и ко времени смерти лидера в 1976 году его политика совершенно изменила Китай. Одним из аспектов этой трансформации была модернизация страны. В особенности это касалось быстрой индустриализации наряду с важными мерами в области здравоохранения народа и образования. Подобные перемены, хотя и важные сами по себе, проходили в тот же период в нескольких других государствах, и одних их недостаточно, чтобы включить Мао в данный список. Вторым достижением правительства Мао был перевод китайской экономики от капитализма к социализму. Только через несколько лет после смерти Мао его преемник (Дэн Сяопин) начал вводить в китайскую экономику различные аспекты свободного рынка. Мы не можем быть уверенными, как далеко зайдет этот процесс, но сейчас похоже, что в течение пятидесяти лет Китай избавится от социализма и снова станет рыночным государством. Следовательно, экономическая политика Мао ныне выглядит вовсе не такой важной, как когда-то.

Мао искренне верил в то, что рабочие в городах станут сильнейшей основой для поддержки коммунистической партии — идея, которая согласуется с мыслями Маркса. Однако к 1952 году он пришел к заключению, что по крайней мере в Китае основная поддержка партии будет исходить от крестьянства. Мао стал действовать в этом направлении и на протяжении всей борьбы против националистов всегда опирался на сельские районы. Эта идея жила в нем все его годы на посту главы страны. Например, в то время как Сталин в России обычно делал ставку на индустриализацию, Мао больше внимания уделял сельскому хозяйству. Тем не менее при нем промышленное производство в Китае значительно увеличилось.

С политической точки зрения, Мао, конечно, установил тоталитарный режим. По меньшей мере 20 миллионов крестьян—а может быть, даже больше 30 миллионов — нашли свою смерть при режиме Мао, сделавшего свое правление чуть ли не самым кровавым за всю историю человечества. (Только Гитлер, Сталин и Чингисхан могут посоревноваться с ним за это первенство.) После смерти Мао наступила небольшая «оттепель», но попытки привести Китай к демократии решительно подавил Дэн Сяопин, причем иногда просто зверскими мерами — как, к примеру, избиение студентов в июне 1989 года на площади Тяньаньмынь. Конечно, не один Мао Цзэдун определял политику коммунистического правительства. Он никогда не старался установить власть одного человека, как сделал Сталин в Советском Союзе. Тем не менее понятно, что Мао был самой важной фигурой в китайском правительстве с 1949 по 1976 год.

Один проект, похоже, принадлежит лишь ему одному. Это «Большой скачок вперед» в конце 50-х годов. Многие обозреватели считают, что этот проект с уклоном в сторону мелких вельских коммун провалился. Вторым проектом, который, несмотря на возражения других китайских лидеров, поддерживал Мао, была «Великая пролетарская культурная революция» в конце 60-х годов. В некотором смысле это была гражданская война между Мао и его сторонниками, с одной стороны, и коммунистической бюрократией, с другой. Интересно отметить, что Мао было уже около шестидесяти пяти лет, когда началась «культурная революция», за семьдесят — когда она была утверждена, и почти восемьдесят — когда после драматического поворота в политике он восстановил дружеские отношения с Соединенными Штатами.

Обычно трудно оценить продолжительное влияние политических деятелей, живших не так давно. В первом издании этой книги я поставил Мао очень высоко потому, что считал китайскую коммунистическую систему очень крепкой. Сейчас она так не выглядит. Похоже, Китай отходит от социализма, и диктаторская политическая система, установленная в Китае Мао хотя еще и сохранилась, но больше не кажется неразрушимой. Пока был жив Мао, казалось, что он мог стать такой же важной фигурой, как Шихуанди. Оба были китайцами, оба были архитекторами революционных изменений в своей стране. Однако влияние Шихуанди на Китай длилось около двадцати двух веков, а влияние Мао, похоже, быстро ослабевает. Мне кажется более приемлемым сравнить Мао с Лениным, который также жил в двадцатом столетии. Точно так же, как и Мао, установивший марксизм в Китае, Ленин внедрил его в России. На первый взгляд Мао даже кажется более влиятельным. Ведь в Китае в три раза больше населения, чем в Советском Союзе. Однако Ленин был предшественником своего китайского коллеги, подал ему пример и оказал воздействие на его мышление. Более того, создав первое в мире социалистическое государство, Ленин повлиял на весь мир, причем это влияние на зарубежные страны намного превышало влияние Мао. Если принять это во внимание, кажется, что Мао должен стоять несколько ниже Ленина.

 

90. ФРЕНСИС БЭКОН (1561–1626)

 

Хотя в течение многих лет этот человек был ведущим политиком Англии, хотя он большую часть своего времени и энергии посвятил карьере, Фрэнсис Бэкон включен в нашу книгу только из-за его философских трудов. В этих трудах он был глашатаем новой научной эпохи: первым великим философом, который понял, что наука и техника могут изменить мир, и активным защитником научных исследований.

Бэкон родился в Лондоне в 1561 году в семье высокопоставленного чиновника в правительстве королевы Елизаветы I. В двенадцать лет он поступил в колледж Св. Троицы в Кембридже, однако через три года ушел из него, не получив степени. С шестнадцати лет юноша некоторое время служил при танском посольстве в Париже. Но когда Бэкону было восемнадцать лет, отец его внезапно скончался, оставив сыну всего лишь несколько мелких монет. Затем Бэкон изучал юриспруденцию, и в двадцать один год он был допущен к адвокатуре.

Вскоре после этого началась политическая карьера Бэкона. В двадцать три года его выбрали в Палату общин. Однако несмотря на то, что он имел могущественных родственников и друзей, что сам был очень способным человеком, королева Елизавета I упорно отказывалась назначить его на какую-либо важную должность. Одной из причин было смелое возражение Бэкона в парламенте против некоего билля о налогах, который твердо поддерживала королева. Поскольку он вел необычный образ жизни, постоянно находился в долгах (один раз его за это даже арестовали), то, позволяя себе такое независимое поведение, действовал себе во вред.

Бэкон стал другом и советником графа Эссекского, популярного и политически амбициозного молодого аристократа В свою очередь, граф Эссекс стал его другом и главным благодетелем. Однако когда непомерные амбиции привели графа к идее переворота против королевы Елизаветы I, Бэкон предупредил его, что предан прежде всего королеве. Эссекс все равно предпринял попытку переворота. Она провалилась, и Бэкон сыграл активную роль в его осуждении за измену. Эссекса обезглавили, и после этого судебного дела отношение многих людей к Бэкону сильно изменилось.

Королева Елизавета I умерла в 1603 году, и Бэкон стал советником ее преемника короля Якова I. Хотя Яков не всегда принимал его советы, он ценил своего советника, и во время его правления Бэкон прочно утвердился в правительстве. В 1607 году он стал генеральным адвокатом, в 1613 — генеральным прокурором, а в 1618 году его назначили лордом-канцлером Англии — должность, равная должности председателя в Верховном суде США. В тот же год Бэкон получил титул барона, а в 1621 — виконта.

Но потом случилась катастрофа. Будучи судьей, Бэкон принимал «дары» от клиентов. Хотя это было обычной практикой, но все же являлось незаконным. Его политические противники в парламенте с радостью воспользовались возможностью устранить противника от власти. Бэкон признался в нарушении закона и был приговорен к заключению в лондонском Тауэре и большому штрафу. Также ему запретили занимать какие-либо публичные должности. Вскоре король освободил Бэкона из тюрьмы и заплатил за него штраф, но его политическая карьера закончилась.

Сейчас можно вспомнить немного политиков такого высокого ранга, попавшихся на взятках и потерявших доверие. Часто, когда таких лиц ловили, они начинали плакаться и защищать себя, обвиняя в обмане всех и вся. Если говорить серьезно, такая оборона должна была показать, что нельзя наказывать политика-плута, если не наказали ни одного такого же до него. Замечание Бэкона по этому поводу было несколько иным: «Я был честнейшим судьей в Англии за последние пятьдесят лет, но это было честнейшее осуждение в парламенте за последние 200 лет».

Такая активная политическая карьера, кажется, не оставляла времени для чего-то еще. И все-таки длительная слава Бэкона, его место в нашем списке определяются его философскими трудами, а не политической деятельностью. Его первой важной работой были «Эссе», впервые появившиеся в 1597 году и постоянно дополнявшиеся. «Эссе», написанные великолепным стилем, содержат богатство глубоких наблюдений не просто в области политики, но и во многих личных областях. Вот некоторые характерные замечания: «Молодые люди более склонны фантазировать, чем судить, более склонны наказывать, чем защищать, более склонны к новым проектам, чем к установившемуся бизнесу… Пожилые слишком много возражают, слишком много советуются и слишком мало идут на авантюры… Определенно, хорошо бы объединить тех и других, поскольку достоинства обоих возрастов могут скорректировать их недостатки.», «О молодости и возрасте: он сделал своих детей и жену заложниками фортуны», «О женитьбе и холостом состоянии» (Сам Бэкон был женат, но детей не имел.)

Но самые важные его труды касаются философии науки. Он задумал величайшую работу «Великое обновление» в шести частях. В первой части он намеревался рассмотреть современное состояние наших познаний. Во второй должен был быть описан новый метод научных исследований. Третья часть включала ряд наблюдаемых фактов. Четвертая содержала примеры применения нового научного метода на практике, а пятая — некоторые предварительные заключения. И последняя часть должна была стать синтезом знаний, полученных новым методом. Неудивительно, что столь грандиозная работа — возможно, наиболее амбициозное предприятие со времен Аристотеля — так и не была закончена. Однако «Прогресс образования» (1605) и «Новый органон» (1620) можно считать первыми двумя частями этой великой работы «Новый органон» (или «Новое орудие») является, вероятно, самой важной книгой Бэкона. Она в основном базируется на доводах в пользу эмпирического метода исследований. Практика дедуктивной логики Аристотеля сошла на нет, и требовался новый метод — индуктивный. Мы начинаем не со знании и не из них делаем выводы. Это, скорее, то, к чему мы приходим. Чтобы понять мир, нужно наблюдать за ним. Сначала собирать факты, говорил Бэкон, потом делать с помощью индуктивного метода из этих фактов заключения. Хотя ученые не действуют строго согласно его методу, основная выраженная им идея — решающая важность наблюдений и экспериментов — используется ими именно с тех пор.

Последняя книга Бэкона — «Новая Атлантида», описание утопического содружества, располагавшегося на вымышленном острове в Тихом океане. Хотя это напоминает «Утопию» сэра Томаса Мора, в целом книга Бэкона отличается от нее. В произведении Бэкона процветание и богатство идеального содружества зависит и является прямым результатом концентрации на научных исследованиях. В подтексте, конечно, автор говорит своим читателям, что умное применение научных исследований может сделать народы Европы благополучными и счастливыми, подобно жителям фантастического острова.

Можно смело сказать, что Фрэнсис Бэкон был первым настоящим современным философом. Его общий кругозор был скорее мирским, чем религиозным (хотя он твердо верил в Бога). Бэкон был скорее рациональным, чем суеверным, скорее эмпиристом, чем приверженным логике схоластом. В политике он был скорее реалистом, чем теоретиком, и со своим классическим образованием и огромным литературным мастерством с симпатией относился к науке и технике. Являясь лояльным англичанином, Бэкон смотрел далеко за пределы своей страны. Он различал три вида амбиции: «Первый — это тот, кто усиливает свою власть в собственной стране, что является вульгарным и реакционным. Второй — это тот, кто трудится с целью усилить власть своей страны и ее доминирование среди других, что является более достойным, но тоже не меньше связано с алчностью. Но если человек стремится установить и усилить власть и доминирование человеческой расы над вселенной, его амбиции… несомненно, более полезная и почетная вещь, чем две предыдущие».

Хотя Бэкон был апостолом науки, сам он не являлся ученым, не был на уровне успехов, которых добились его современники. Он игнорировал Непера (который недавно изобрел логарифмы), Кеплера и даже своего друга, англичанина Уильяма Гарвея. Бэкон верно предполагал, что тепло является формой движения — важная научная идея, но в астрономии он отказывался принять идеи Коперника. Стоит помнить, однако что он не пытался представить полный и правильный свод научных законов. Вместо этого Бэкон старался сделать обзор того, чему необходимо учиться. Его научные предположения были предназначены служить отправной точкой для дальнейших дискуссий, а не окончательным ответом.

Фрэнсис Бэкон не был первым человеком, признававшим пользу индуктивного мышления. Не первым он понял и возможные выгоды, которые наука может принести обществу. Но ни один человек до него не обнародовал эти идеи так широко и с таким энтузиазмом. Более того, отчасти благодаря писательскому таланту Бэкона, отчасти благодаря его славе ведущего политика отношение этой личности к науке имело огромное влияние. Когда было основано Королевское общество в Лондоне в 1662 году с целью продвигать научные знания, основатели назвали Бэкона своим вдохновителем. И когда во время французского Просвещения была написана большая Энциклопедия, главные составители, такие как Дидро и Д'Аламбер, тоже признали его вдохновителем их работ. Если «Новый органон» и «Новая Атлантида» сегодня менее читаемы, чем раньше, то только потому, что их содержание широко известно всему миру.

 

91. ГЕНРИ ФОРД (1863–1947)

 

Этому знаменитому американскому промышленнику больше, чем любому другому человеку, принадлежит заслуга внедрения массового производства в современную промышленность. Сделав это, он значительно повысил уровень жизни своего народа, а потом и во всем мире.

Форд, родившийся неподалеку от города Дирборн, штат Мичиган, никогда не учился в высшей школе. Закончив грамматическую школу, он работал помощником машиниста в Детройте, потом ремонтником и инженером. Форд был еще очень молод, когда в 1885 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер (работая автономно друг от друга) изобрели свои автомобили и начали продавать их. Форда очень скоро заинтересовали эти «повозки без лошадей», и к 1896 году он сконструировал автомобиль до своему проекту. Несмотря на его таланты, первые два предприятия развалились, и если бы Форд умер в сорок лет, о нем никто сейчас не знал бы. Но его было трудно разочаровать. В 1903 году он предпринял еще одну попытку, и третье предприятие, «Форд Мотор Компани», принесло ему богатство, славу и продолжительное влияние на весь мир. Быстрого успеха компания добилась главным образом благодаря основной концепции Форда, которая так выражалась в первых рекламах: «… сконструировать и продавать автомобили, созданные специально для каждодневной езды — для бизнеса, профессиональной деятельности и семейного пользования;…машину, которой будут восхищаться мужчины, женщины и дети, а именно ее компактностью, простотой, безопасностью, удобством и — наконец, но не в последнюю очередь — исключительно разумной ценой, которая доступна тысячам людей, которые и подумать не могут о том, чтобы заплатить огромную сумму, запрашиваемую за другие автомобили».

Его первые модели, хотя и довольно неплохие, не совсем отвечали этим высоким целям. Но знаменитая «Модель Т», представленная в 1908 году, приблизилась к ним максимально. Это была самая замечательная из всех произведенных к тому времени машин, и в конце концов было продано более 15 миллионов таких автомобилей. Форд сразу понял, что для того, чтобы дешево продавать свои автомобили, он должен снизить их себестоимость. С целью достигнуть этого, он ввел на своих заводах ряд очень эффективных технологий. Они включали в себя: а) полностью заменимые части, б) большую степень разделения труда, в) сборочную линию. Все это было направлено на то, чтобы повысить эффективность каждого отдельного рабочего.

Главный момент, считал Форд, заключался в том, чтобы рабочий не тратил время на переносы необходимых ему материалов и инструментов или даже на то, чтобы поднимать их с пола перед началом работы. Вместо этого Форд организовал доставку необходимых материалов к рабочему с помощью конвейерных лент, скользящих дорожек или по прикрепленным к потолку цеха рельсам. Предметы располагались на уровне пояса, где рабочий мог выполнить свою операцию гораздо быстрее. Методы производства требовалось тщательно анализировать и постоянно пытаться найти способы усовершенствования, более эффективные технологии. Сложную задачу следовало разделить на несколько простых, чтобы с ними могли справиться неквалифицированные рабочие (многие из них могли быть малограмотными, иметь низкий интеллект) без долгих периодов подготовки. Ни одна из этих идей не принадлежала лично Форду. Энди Уитни применил взаимозаменимые части примерно на век раньше; хорошо известный специалист Фредерик Уинслоу Тейлор защищал все эти идеи в своих трудах, а несколько маленьких фирм уже использовали сборочные линии для своего производства. Но Форд был первым масштабным промышленником, который применил все это целиком.

Результаты были потрясающими: в 1908 году самая дешевая «Модель Т», продававшаяся за 825 долларов, упала в цене до 500 долларов. В 1916 году цена снизилась до 360 долларов. Наконец в 1926 году розничная цена достигла рекордно низкой отметки — 290 долларов. Поскольку стоимость упала, спрос увеличился. США стали «страной на колесах», а Форд — самым богатым гражданином в мире. Благодаря тому, что рабочие стали действовать более продуктивно, он смог позволить себе повысить им заработную плату. В 1914 году Форд потряс промышленный мир, подняв минимальное жалованье до пяти долларов в день — огромная сумма для того времени, почти в два раза больше средней заработной платы, которая существовала раньше. Когда новое, более высокое жалованье распространилось по стране, общим результатом стало превращение промышленных рабочих из бедняков в средний класс. Но новаторство Форда оказало более широкий эффект. Он не делал секрета из своей технологии массового производства, а, наоборот, страстно пропагандировал ее. Другие производители, видя его успех, переняли прогрессивные методы. Результатом стало огромное повышение объемов производства во всей стране, а потом и в мире.

Достигнув финансового успеха, Форд занялся политикой. Результаты этой деятельности, однако, разочаровали его. Яростные призывы к миру в начале первой мировой войны не имели никакого воздействия. В 20-х годах он вступил в кампанию антисемитской пропаганды, но это лишь дискредитировало его. В конце концов Форд публично вышел из этой кампании. В 30-х годах он яростно боролся с организацией профсоюзов, но это восстановило против него рабочих и не принесло компании пользы. Поэтому Форд вышел из этой борьбы тоже. Однако последние действия хоть и нанесли вред репутации Форда, но оказали сравнительно небольшое воздействие на мир. Они не принизили важности его роли в революции в области промышленного производства, сильно увеличившей выработку и достаток рабочих.

 

92. МЭН-ЦЗЫ (371–289 до н. э.)

 

Китайский философ Мэн-Цзы (Мэнций) был самым известным преемником Конфуция. Его учение, изложенное в «Книге Мэн-Цзы», высоко уважалось в Китае в течение многих веков. Философа часто считали «вторым мудрецом», то есть вторым по мудрости после самого Конфуция, хотя их разделяло более двухсот лет.

Мэн-Цзы родился около 371 года до нашей эры в маленьком государстве Цу. Эпоха, в которой он появился на свет, последняя стадия правления династии Чу, расценивается китайцами как «Период воюющих государств», поскольку Китай был тогда политически раздроблен. Хотя Мэн-Цзы был воспитан в традициях Конфуция и всегда страстно поддерживал его теории и идеалы, в конце концов он стал уважаем как ученый и философ благодаря своим собственным заслугам и трудам. Большую часть своей взрослой жизни Мэн-Цзы провел в путешествиях по Китаю, предлагая свои советы различным правителям, к некоторое время был чиновником в государстве Чи, но в целом не имел постоянного политического поста.

В 312 году до нашей эры в возрасте пятидесяти девяти лет он вернулся домой в Цу, где прожил до конца жизни. Год его смерти точно не известен, но считается, что философ умер около 289 года до нашей эры.

У Мэнция были ученики, но его влияние на Китай в основном зависит от «Книги Мэн-Цзы», в которой изложены основные принципы его учения. Хотя говорят, что ученики подвергли этот труд некоторой редакции, несомненно, в основном в нем содержатся идеи самого Менция. «Книга Мэн-Цзы» идеалистична, оптимистична, выражает твердую веру, что природа человека в основном добрая. Во многих смыслах политические идеи Мэн-Цзы сильно отличаются от идей Конфуция; особенно твердо первый верил в то, что государь должен управлять главным образом моральным примером, а не силой. Мэн-Цзы был более «народным человеком», чем Конфуций. «Небеса видят и слышат так же, как люди», — одно из наиболее известных его утверждений. Мэн-Цзы подчеркивал, что самой важной частью любого государства является народ, а не правитель. Обязанность главы страны — заботиться о благополучии своего народа; особенно он обязан обеспечить моральное управление с приемлемыми условиями жизни.

В правительственной политике философ поддерживал: свободу торговли, низкие налоги, охрану природных ресурсов, 'более справедливое разделение достояния, чем существующее, и заботу правительства о пожилых и малоимущих людях. Мэн-Цзы верил, что императорская власть происходит от небес, но правитель, не думающий о благополучии своего народа, потеряет «благословение небес» и будет свергнут. Поскольку первая часть этого положения противоречит второй, философ подчеркивал (задолго до Джона Локка), что люди имеют право восставать против несправедливых правителей. Эту идею особенно приняли в Китае. Теперь, оглядываясь на историю человечества, можно сказать, что идеи Мэн-Цзы более популярны среди подчиненных, нежели среди правящих. Следовательно, не стоит удивляться, что проповеди философа не были приняты современными ему правителями. С течением времени, однако его взгляды стали значительно популярнее среди сторонников Конфуция и китайского народа. Репутация Мэн-Цзы, и до того высокая, стала еще выше во время подъема неоконфуцианства в одиннадцатом и двенадцатом столетиях. На западе, конечно, Мэн-Цзы фактически не имел никакого влияния. В частности потому, что писал на китайском языке. «Дао де цзин», созданный Лао-Цзы примерно в то же время, что и «Книга Мэн-Цзы», переведен на европейские языки много раз только из-за того, что многие люди нашли выраженные там идеи интригующими. Но лишь несколько жителей Запада нашли «Книгу Мэн-Цзы» особенно оригинальной или острой.

Может звучать привлекательно идея о заботе правительства по отношению к пожилым и малоимущим; также привлекательно звучит поддержка низких налогов. Но американский политик, объявивший в своей программе эти две идеи без целого ряда оговорок, похож, заслужит недоверие и со стороны либералов, и со стороны консерваторов. Точно так же Мэн-Цзы указывает, что, с одной стороны, поддерживает более справедливое распределение достояния страны, а с другой — одобряет свободную торговлю и низкие налоги, даже не касаясь возможных противоречий этих двух политик. Это может звучать придирчиво по отношению к Менцию, который ведь все-таки не избирался в Конгресс.

Есть что сказать и в пользу философа, который представляет рад ценных (правда, частично несостоятельных) основных принципов, хотя он не указывает, как разрешить противоречия между этими принципами. Тем не менее на протяжении веков такие философы, как, например, Макиавелли, выразившие свои пристрастия более четко, чем Мэн-Цзы, оказали более сильное влияние на человеческую мысль. Но труды Мэн-Цзы оказали воздействие на Китай. Хотя его значение для конфуцианства далеко не такое великое, как значение Святого Павла для христианства (кстати, Мэн-Цзы не хватало необычной способности Павла обращать в свою веру), он был, бесспорно, невероятно влиятельным писателем. В течение примерно двадцати двух веков его идеи изучались в регионе, в котором жило более 20 процентов населения мира. Лишь немногие философы оказали столь масштабное влияние.

 

93. ЗОРОАСТР (628–551 век до н. э.)

 

Иранский пророк Зороастр был основателем зороастризма, религии, которая просуществовала более 2500 лет, да и сейчас еще имеет сторонников. Он также является автором «Гаты», древнейшей части «Авесты», сборника священных рукописей зороастрийиев.

Наша биографическая информация о Зороастре (на древнеиранском — Заратуштра) скудна, но, кажется, родился он около 628 года до нашей эры на территории современного северного Ирана. О его детстве и молодости мало что известно. В зрелом возрасте он проповедовал изложенную им религию. Сначала она встретила сопротивление, но когда Зороастру было сорок лет, он добился успеха, обратив в свою веру правителя северного Ирана Виштаспа. Следовательно, этот правитель был его другом и покровителем. Согласно иранскому преданию, Зороастр прожил до семидесяти семи лет; значит, его смерть можно отнести приблизительно к 551 году до нашей эры.

Теология зороастризма — интересная смесь монотеизма и дуализма. По Зороастру, есть только один истинный бог, которого он назвал Ахурамазда (по-персидски — Ормузд), поощряющий добродетель и справедливость. Но зороастрийцы также верят и в духа зла, Анграмайнью (по-персидски — Ариман), который представляет зло и обман. В реальном мире идет постоянная борьба между Ахурамаздой и Ариманом. Каждый человек свободен сделать выбор, к какой стороне примкнуть. Хотя сейчас эта борьба скрытая, зороастрийцы верят, что потом силы Ахурамазды победят. Их теология также включает веру в загробную жизнь. В вопросах этики зороастрийская религия подчеркивает важность добродетели и справедливости. Аскетизм и безбрачие осуждаются. Зороастрийцы практикуют различные интересные религиозные ритуалы, некоторые из них основываются на их поклонении огню. Например, в зороастрийском храме всегда поддерживается священное пламя. Однако особенно характерной религиозной практикой является их обращение с телами умерших. Их не хоронят и не сжигают, а кладут на башни на съедение грифам. (Обычно птицы за два часа оставляют от тела только кости.) Хотя зороастризм в некоторых моментах схож со старыми иранскими религиями, не похоже, чтобы он сильно распространился при жизни самого Зороастра. Однако регион, где он жил, был включен в Персидскую империю Киром Великим в середине шестого века до нашей эры, примерно тогда, когда умер Зороастр.

На протяжении двух веков религия была принята персидскими правителями и нашла множество последователей. После завоевания Персидской империи Александром Великим во второй половине четвертого века до нашей эры зороастризм пережил спад. Но потом персы восстановили свою политическую независимость, и произошло возрождение религии. Во время правления династии Сасанидов (226–651 годы) зороастризм был принят как государственная религия Персии.

После арабского завоевания в седьмом веке большая часть населения страны приняла ислам (в некоторых случаях насильно, хотя в принципе мусульмане терпимо относились к другим религиям). Около десятого века несколько оставшихся зороастрийцев переправились на Хормунц, остров в Персидском заливе. Оттуда они или их ученики отправились в Индию, где основали маленькую колонию. Индусы называли их парсами из-за персидского происхождения. Сейчас в Индии живет более ста тысяч парсов, причем большинство в городе Бомбее или около него. Там создана самая большая община. Зороастризм не вымер и в Иране, но там осталось только двадцать тысяч его последователей.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 450;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.