Социальная структура и управление в Римской республике
Основные государственные органы Римской республики сформировались еще в период разложения родового строя, когда во главе Рима находились цари. Племена (трибы) состояли из объединений родов (курий). Глава каждого рода входил в совет старейшин – сенат. В VI в. до н.э. царь Сервий Туллий заменил племенное деление территориальным. Наряду с древним собранием граждан по куриям было создано собрание воинов. Воины по имущественному признаку были разбиты на пять классов. Голоса подавались по сотням (центуриям), причем сокращение достатка сопровождалось увеличением численности сотни. В первом классе сотня насчитывала десять-двадцать человек, в последнем (пролетарии) – до четырех тысяч. Одна сотня обладала одним голосом.
После установления республиканской формы правления органами государственной власти стали народные собрания, магистратуры, сенат. Верховным носителем власти был римский народ – коллектив всех полноправных римских граждан. Граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войске Рима.
В Риме было три вида народных собраний (комиций). Самые древние – собрания по куриям – обладали лишь формальным правом вручения верховной власти магистратам. Собрания по центуриям проводились под руководством магистрата. Вначале голосование проводилось внутри центурий, потом подсчитывались центурии, проголосовавшие «за» или «против». Эти собрания выбирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, разбирали уголовные дела, объявляли войну и заключали мир. Собрания по трибам были более демократичны – они объединяли всех граждан Рима. Процедура голосования была та же самая. Такие собрания решали вопросы законодательства, выбирали низших должностных лиц.
Система римских народных собраний не была построена на демократических основах. Только магистраты обладали правом созыва собраний римского народа. Ни одно народное собрание не обладало правом законодательной инициативы, правом обсуждать или изменять то или иное предложение. Недемократичным был цензовый принцип, определявший положение участников центуриатных собраний. До второй половины ІІ в. до н.э. существовала открытая подача голосов, создававшая возможность давления на членов собрания.
Исполнительная власть принадлежала магистратам – должностным лицам, избиравшимся народным собранием на год. Магистраты работали без вознаграждения. Более того, обычно они тратили собственные средства еще до избрания на угощения и подарки согражданам. Следовательно, магистратами могли быть лишь богатые люди. Решения в магистратурах принимались единогласно. В случае несогласия магистрат мог выразить протест (вето).
Ординарные магистратуры – консулы (командование войском, созыв сената и прочее), преторы (судопроизводство и управление провинциями), цензоры (перепись граждан, распределение их в соответствии с имущественным цензом), народные трибуны (вето на любые решения высших органов власти). Экстраординарные магистратуры – диктатор, триумвиры и др. Высший государственный орган Римской республики – сенат, состоявший из 300 человек. Сенаторы назначались цензорами из числа бывших магистратов. Созывался сенат только высшими магистратами.
Римская республика была типичной аристократической республикой. Для нее характерны пассивность народных собраний, неоплачиваемость магистратур, огромное влияние сената. Ведение постоянных войн способствовало военному характеру организации государства.
4.Политико-правовая мысль Древнего Рима
Политико–правовая мысль Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) часто рассматривается в единстве с древнегреческой. Для этого есть определенные основания – греческая наука и культура оказали большое влияние на римское общество. Мыслители и Древней Греции, и Древнего Рима размышляли о государстве и его возможных формах, о правах и обязанностях граждан, однако в политико–правовой мысли древних греков преобладал социально–политический аспект, у римлян – правовой.
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.
Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.) развивал мысли древнегреческих философов о договорном характере государства. Он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей.
Марк Туллий Цицерон(106-43 г. до н. э.), развиваяидеи Аристотеля, утверждал, что люди от природы наделены богами врожденной тягой к общению. Государство также возникает природным путем – на основе семьи. Он полагал, что государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. Его политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях – «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». В отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что государство и естественное право неотделимы, Цицерон утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон.
Изучал Цицерон и формы государственного правления в поисках наилучшего варианта. В зависимости от численности тех, кто управляет государством, он выделил три простые формы правления: монархию(царскую власть), аристократию(власть оптиматов), демократию (власть народа). Все эти формы несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее место, отдавая предпочтение царской власти. Хотя каждая из них по-своему привлекательна: монархия – благодеяниями, аристократия – мудростью, демократия – свободой. Но под влиянием обстоятельств они могут потерять свои позитивные качества, выродиться в неправильные формы. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий: для получения идеальной формы правления следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Таким образом, получается политический идеал – аристократическая сенатская республика – смешанная форма правления, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов.
ВЫВОДЫ
Итак, мыслители Древней Греции и Рима разрабатывали идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. В классическом греческом полисе власть носила политический характер – свободные афиняне, принимая участие в осуществлении власти, могли одинаково сурово призвать к ответу и человека из народа, и великого вождя. Данная власть базировалась на уважении человеческого достоинства, осознании людьми своих прав, гражданском самосознании. Рационалистический подход к жизни предполагал опору на здравый смысл и моральные максимы.
Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и«гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каким образом идеи народного представительства реализовывались в Древней Греции?
2. Охарактеризуйте полисную демократию.
3. На какие недостатки демократии указывали греческие мыслители?
4. В чем особенности реализации политических прав граждан Древнего Рима?
5. Каковы взгляды на республиканский строй крупнейших римских философов?
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3124;