Подготовка Конференции в Рио-де-Жанейро
Для проработки обозначившихся проблем на Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. была создана специальная структура – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). За два прошедших десятилетия ЮНЕП и другие структуры ООН, а также Международный союз научных союзов (ИКСУ) провели большую работу в этом направлении.
В 1987 г. всемирная комиссия ООН но окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее» Премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу комиссии. Именно с этого момента в средствах массовой информации появился термин «устойчивое развитие».
Цели комиссии Брундтланд:
- предложить долгосрочные стратегии в окружающей среде, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г и на более длительный период;
- рекомендовать пути, посредством которых забота об окружающей среде привела бы к более тесному сотрудничеству развивающихся стран и между странами, находящимися на различных уровнях социально–экономического развития, и способствовала бы достижению общих и взаимозависимых целей, в которых учитывалась бы связь между народонаселением, природными ресурсами, окружающей средой и развитием;
- рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды;
- помочь выявить общие подходы кпониманию долговременных проблем окружающей среды и того, что необходимо предпринять для успешного решения проблемы защиты и повышения качества окружающей среды, сформулировать долгосрочную программу действий для грядущих десятилетий и цели, которые должно поставить перед собой мировое сообщество.
Комиссия отметила, что она «не прогнозирует будущее; наша задача – выступить с предупреждением, срочным предупреждением, основанным на последних и самых надёжных данных о том, что настало время для принятия соответствующих решений, гарантирующих сохранение ресурсов, необходимых для нынешних и будущих поколений. Мы не предлагаем подробного плана действий, а лишь указываем на правление, в котором народы мира могут расширить своё сотрудничество».
Особо следует отметить главу 6 Доклада – «Биологические виды и экосистемы; ресурсы развития». Уже само название главы говорит о том, что биота рассматривается преимущественно как экономический ресурс, хотя упоминаются и некоторые другие аспекты: «Сохранение видов живой природы важно не только с экономической точки зрения. Эстетические, этические, культурные и научные соображения сами по себе требуют создания базы надежной охраны природы». Ничего другого относительно биоты, порождением и частью которой является сам человек, к сожалению, не констатируется. Вместе с тем, интуиция не подводит авторов доклада, и главу 7 – «Будущее под угрозой» – они начинают словами «Земля одна, а мир многообразен. Мы все зависим от биосферы, без которой не может сохраниться наша жизнь».
Идеи, заложенные в Докладе «Наше общее будущее», нашли продолжение в книге «Экологически сбалансированное экономическое развитие: дополнение к Брундтланд», опубликованной ЮНЕСКО в 1991 г. В предисловии к этой работе Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет: «Придавая большое значение оценке нашего «природного капитала» (биосферы – авт.), эта книга ясно показывает, что без развития, отличающегося от экономического роста, поворот к устойчивому развитию будет утерян».
Если комиссия Брундтланд не решилась заявить об экологическом кризисе, то в указанной книге это было сделано с использованием эколого-экономических терминов (Данилов-Данильян, 2000). «Источники и стоки глобальной экосистемы имеют ограниченную ёмкость для поддержания экономической подсистемы», и далее: «глобальная экосистема служит стоком для загрязнений, создаваемых экономической подсистемой. Когда экономическая подсистема была мала в сравнении с глобальной экосистемой, источники и стоки были не велики и их пределы были неясны. Ведущие учёные, авторы работ Римского клуба за последние годы показали, что мир не является больше «пустым» (незаполненным), подсистема стала слишком большой относительно биосферы, и ёмкости биосферных источников и стоков находятся в состоянии стресса. Сигналами о достижении пределов и переходе через них служат те регистрируемые данные, которые свидетельствуют о глобальных направленных изменениях окружающей среды.
Рассматриваемое исследование резко контрастирует с господствующей эколого-экономической литературой, которая фактически всё ещё предполагает наличие «пустого» (незаполненного) мира. Однако и в этой книге, по-своему замечательной, остаются вне рассмотрения биота, экосистемы и связь их разрушения, деформации и уничтожения с проблемами «заполненности» мира. Вопрос о роли биоты в регуляции и стабилизации окружающей среды, о допустимых пределах её разрушения остаётся вне круга обсуждаемых проблем.
И доклад комиссии Брундтланд, и книга «Экологически сбалансированное экономическое развитие: дополнение к Брундтланд» относятся к рабочим материалам, подготовленным для конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) наряду с другими документами.
После Стокгольмской конференции в мире действительно произошёл огромный сдвиг, в первую очередь, в создании инфраструктуры по охране окружающей среды. Вместе с тем, после конференции 1972 г. реальных сдвигов и улучшении окружающей среды в глобальном масштабе не происходит; более того, отмечена продолжающаяся её деградация, возникли новые и конкретизировались известные угрозы.
В декабре 1989 г. генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать на уровне глав государств и правительств специальную конференцию для выработки стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Эта резолюция открыла дорогу Рио.
Работа по подготовке конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) велась под общим руководством генерального секретаря КОСР Мориса Стронга (Канада) в течение двух с половиной лет. Созданный в декабре 1989 г. специальный подготовительный комитет провёл первую сессию в августе 1990 г. В Найроби, вторую и третью – в 1991 г. в Женеве, четвёртую – в марте 1992 г. в Нью-Йорке. В состав комитета входили три рабочие группы. Первая группа прорабатывала вопросы защиты атмосферы, ресурсов суши и биологического разнообразия; вторая – проблемы океанов, морей, прибрежных зон и ресурсов пресной воды, третья обсуждала правовые, институционные и организационные аспекты.
Параллельно шла работа специального межправительственного переговорного комитета ООН пo подготовке рамочной конвенции об изменении климата и в рамках ЮНЕП – над текстом конвенции о биологическом разнообразии.
Поиски согласованных решений по всем документам проходили с большим трудом. С одной стороны, входе работы возрастало понимание того, что многие проблемы окружающей среды имеют общепланетарный характер и должны решаться согласованными усилиями всех стран, а с другой – следовало учитывать, что у каждой страны есть свои национальные интересы, поступаться которыми не просто даже в условиях глобального кризиса.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1393;