2 страница

 

II. Наиболее эффективны приемы, которые используют погоню за модой и массовые увлечения.

 

А. К вам обращаются: «Каждый это делает. Почему бы вам не делать?»

 

Б. Такой прием скорее внушает, чем убеждает.

 

1. «Посмотрите на проходящие мимо форды» — иллюстрация к технике внушения.

 

2. Добавочный пример.

 

III. Часто также применяется техника, вызывающая ассоциации.

 

А. С рекламируемым продуктом связывают нечто приятное для всех.

 

1. Изображение очаровательной женщины, пользующейся оливковым мылом,— пример подобного приема.

 

2. Еще пример...

 

Б. С нежеланием приобрести рекламируемую вещь связывают неприятные ассоциации.

 

1. Отказ от покрышек фирмы «Гудрич» связывается с представлением об автомобильных авариях.

 

2. (Дополнительное подтверждение.)

 

Обратите внимание, что, пользуясь полными предложениями, вы вносите в план большую четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах.

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей, или цитатой, или иллюстрацией, выражающей ваш замысел, и — что еще лучше — тем и другим. Например:

 

К нам повседневно применяют многочисленные и незаметные способы массового воздействия. Из них наиболее коварны три: прием свидетельств и отзывов, ставка на погоню за модой, метод вызывания ассоциаций.

 

По данным Института анализа средств пропаганды, нас одурачивают при помощи этой механики, потому что «она больше рассчитывает на чувства, чем на разум». Нам — развлечение, а коммерсантам — барыши. А ведь мы имели бы и больше развлечений и больше пользы, если бы понимали технику рекламы.

 

Б. ПРОБА РЕЧИ

 

Все отмечают непринужденность, с которой держатся на сцене профессиональные артисты. Если бы выступали любители, то зритель не удержался, чтобы в данном случае не сказать: «Такой-то играл очень естественно...» Но зритель не видел их на первой репетиции. Актеры прорабатывают каждое движение, каждую строчку раз по тридцать, а некоторые жесты и реплики повторяют по шестьдесят, по сто раз.

 

Большинство ораторских выступлений представляет первую и единственную репетицию. Поэтому речам предпочитают пьесы. Одно дело быть увлеченным и искренним. Конечно, это самое важное требование, предъявляемое к оратору. Но ведь речь есть нечто большее, чем сочетание идей в голове оратора. Оно не проявляется, пока не находит своего выражения в речи. Ведь только в процессе выступления ваши идеи, раскрываясь, производят впечатление на слушателя.

 

Вероятно, вы уже готовы к устному воспроизведению речи, проработанной в соответствии с указаниями в разделе А. Ваш преподаватель, возможно, захочет, чтобы вы записали ее слово в слово и заучили. Но, как объяснено в последнем разделе настоящей главы, при упражнениях речи большей частью не записываются и не запоминаются наизусть.

 

Выберите время, когда можно использовать помещение, чтобы никто не мешал, и, стоя, как бы обращаясь к слушателям, попытайтесь воспроизвести всю речь. Первое время вам не обойтись без подробных записей. Затем повторяйте речь, руководствуясь только ключевыми славами и выражениями, отмечающими главные разделы ваших построений.

 

После того как речь в целом освоена, займитесь частями, наиболее смущающими вас. В данной стадии следует провести побольше репетиций. Полезно по крайней мере отдельные части произносить перед зеркалом. Как вам кажется, свободно ли вы передаете свои мысли? Прямо ли держитесь? Свободны ли и легки ваши движения? Если вы чувствуете себя скованным, поупражняйтесь в расслаблении мышц.

 

Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли вы к паузам, когда надо перевести дыхание, ослабить напряжение, собраться с мыслями? Подчеркиваете ли наиболее значительные слова? Удается ли при этом избежать утомительного однообразия? Когда речь отделана по частям, повторите ее целиком, стараясь развить чувство непосредственного общения со слушателями. Теперь можно пригласить товарища по классу или по комнате. Он будет вашей аудиторией. При всех условиях старайтесь представить себе аудиторию и соответствующую обстановку.

 

В. ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

 

Когда вам предоставят слово, спокойно пройдите к своему месту, поклонитесь председателю, затем обратитесь к слушателям с обычными (словами: «Леди и джентльмены». Установите зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Не забывайте ни об одном из слушателей. Держитесь поодаль от кафедры. Стойте впереди или рядом, но не за ней. С разрешения преподавателя, опасаясь, что можете кое-что пропустить, имейте под рукой небольшую карточку с несколькими крупно написанными основными положениями. Но без особой нужды не заглядывайте в нее. Говорите громче, чем, по вашему мнению, это нужно. Возможно, звучность голоса тогда будет достаточной. Не беспокойтесь о том, как звучит речь, как выглядите вы, позабудьте о личных ощущениях. Сосредоточьтесь на одной задаче — донести ваши мысли до слушателя.

 

Г. КАК РАЗВИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

Выступая перед аудиторией, «не бойтесь ничего, кроме самого страха». Застенчивость —-довольно обычное явление у начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. В общем они в меньшей степени, чем пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх.

 

Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности перед выступлением. Многие знаменитые ораторы и актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают страх перед тем, как «выйти на линию огня». По всей видимости, этот страх им не вредит. Как только волнение, охватившее вас, пройдет," вы будете испытывать физический и моральный подъем, и выполните задачу лучше, чем если бы вначале совсем не волновались. Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха. Помочь могут и следующие советы.

 

1. ОТДАЙТЕ СЕБЕ ОТЧЕТ В ПРИЧИНЕ СТРАХА

 

Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где все вы «из одной команды».

 

2. ВЫСТУПАЙТЕ В ПОЛНОЙ ГОТОВНОСТИ

 

У вас будут основания испытывать беспокойство, если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочке бумаги. Быть готовым — значит освоить тему настолько хорошо путем подготовки и устной проработки, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за слова.

 

3. СОХРАНЯЙТЕ УВЕРЕННЫЙ ВИД

 

Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделайте несколько ослабляющих напряжение вдохов перед началом речи. Будьте особенно осмотрительны во вступительных замечаниях. Если вы поддадитесь первому побуждению — спешить, ваша нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Не стесняйтесь, когда случайно оговоритесь. Слушатели не придадут этому никакого значения, если вы сами не смутитесь.

 

4. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ СТРАХ ДЕЙСТВИЕМ

 

Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Действуйте подобным же образом: не бойтесь приступить сразу к делу.

 

Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Имейте в виду, вам предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, вы не будете чувствовать уверенности, однако энергично произнесите фразы, заготовленные в интимной обстановке вашей комнаты. Они произведут впечатление на слушателей. Каждый, кто овладел искусством речи или добился квалификации в другой области, имел волю к дерзанию, к упорному дерзанию. Вы никогда не устраните препятствия на вашем пути к мощному слову и делу без мужественного упражнения воли.

 

Д. ВИДЫ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

 

Материалы этого раздела не будут иметь непосредственного отношения к вам при подготовке первых речей. Но прежде чем вы значительно продвинетесь в предмете, целесообразно ознакомиться с четырьмя типами подготовки к произнесению речи, с достоинствами и недостатками каждого из них.

 

Речи могут быть: 1) Написаны полностью и заучены наизусть, 2) написаны полностью и прочитаны по рукописи, 3) сказаны экспромтом и 4) сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания. Заучивание наизусть применяется при чтении лекций, при произнесении проповеди, при обстоятельствах, имеющих особо официальный характер, а также в других случаях, если у оратора для этого достаточно времени. Чтение по рукописи чаще всего имеет место при выступлениях по радио, в политических кампаниях, перед группой ученых-специалистов. Импровизированная речь вызывается требованием момента. Она часто произносится на неофициальных собраниях, на заседаниях комиссий и может заменить подготовленную речь.

 

Речь, не записанная полностью, но с предварительной подготовкой, чаще всего произносится на занятиях, для лиц, овладевающих искусством публичного выступления (и рекомендована выше для начального курса). В данном случае намечается цель выступления; планируется материал и способы его подачи; вырабатывается план речи во всех деталях и составляется конспект в соответствии с обычной системой тезисов и подтезисов. Такую речь можно подвергнуть предварительной устной проверке. Не говоря о законченных ораторах, следует порекомендовать всегда проводить такие репетиции по нескольку раз, прежде чем выступить перед публикой. Речь по­добного типа допускает поправки в расчете на меняющиеся условия восприятия аудитории. Текст не фиксируется раз и навсегда, как при заучивании наизусть.

 

Конечно, указанные здесь различия четырех типов речи носят несколько академический характер. Импровизация может оказаться удачнее, чем заранее подготовленная или заученная речь, если оратор, выступающий экспромтом, имеет многолетний опыт в обсуждае-мом вопросе. Нередко подготовленные речи благодаря частому повторению почти полностью запоминаются наизусть. Следуйте советам преподавателя, на каком типе речи остановиться. Он, возможно, порекомендует испытать себя во всех четырех типах. Впрочем, надо знать преимущества и недостатки каждого из них.

 

1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАУЧЕННОЙ НАИЗУСТЬ РЕЧИ

 

Заученная речь и речь по записи чаще всего рекомендуются в политических выступлениях и при всех обстоятельствах, где неосмотрительное словоупотребление может дорого обойтись оратору. Запоминаемая речь, так же как И речь по записи, обязывает к тщательному составлению текста. Но написанная речь может оказаться далеко не подходящей для выступления. Она обычно не столь прямолинейна, проста и выразительна, ,как устная. Кроме того, большинство ораторов далеко не склонно менять слова, раз они закреплены на бумаге. Заученную речь легче повторить, чем только подготовленную; ее длительность может быть точно рассчитана. В совершенстве заученная, она освобождает оратора от вопросов, связанных с ее устной подачей. Но запоминание не всегда бывает безупречным, и, таким образом, опасность «застопориться» больше, чем в речах подготовленных, но не заученных. Точный словесный текст труднее воспроизвести, чем самые идеи, и нарушение плавного течения заученной речи особенно рассеивает внимание.

 

2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕЧИ ПО ЗАПИСИ

 

Единственное преимущество такой речи перед заученной только в том, что она освобождает память от напряжения. Недостатки же ее характеризуются тем, что, не считая случаев, когда заранее написанным текстом пользуются с исключительным умением, она звучит как чтение, а не как живое слово. Запись представляет как бы барьер между оратором и слушателями: глаза скользят по строчкам, время от времени бросается беглый взгляд на публику. Это отвлекает оратора от текста; в результате отрывистая речь. При прохождении курса главная причина, заставляющая избегать чтения написанной речи, заключается в том, что никогда нельзя добиться непосредственного общения оратора с аудиторией. Впрочем, для упражнений в пользовании голосовыми средствами и в искусстве выразительного чтения речь по записи часто представляет известную ценность.

 

3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМПРОВИЗАЦИИ

 

Импровизация часто поощряет у большинства самоуверенных и бойких студентов желание заменить тщательную подготовку минутной стряпней. Это главный ее недостаток с педагогической точки зрения. Но, с другой стороны, она приучает студента самостоятельно мыслить и, поскольку большинству иногда предлагают выступить без подготовки, некоторый опыт, приобретенный в этом направлении, помогает выработать уверенность в себе. Занятия по проведению групповых дискуссий, разумеется, включают выступления без подготовки.

 

4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕЧИ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

 

Преимущества этих речей уже были указаны. С одной стороны, они приучают начинающего организовать свои идеи для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией, говорить непринужденно, с непосредственностью, обычной в раз-говорной речи, и приноравливать речь к слушателям. С другой стороны, они могут отбить охоту к бережному обращению с языком и вселить слишком большие надежды на вдохновение. При этом оратор часто опускает важный вопрос, отклоняется в сторону от основной идеи и затягивает время.

 

Хотя речи такого вида подвержены указанным недостаткам, они представляют наиболее приемлемый тип при изучении основ искусства речи. Наилучшие результаты достигаются, если предварительно составлен детальный конспект и затем речь воспроизводится устно. Начинающий оратор должен особенно хорошо освоить вступление и заключение речи: их труднее всего создавать на ходу и без подготовки.

 

Некоторые преподаватели запрещают употребление любых записей. Конечно, следует по возможности обходиться без них. Но если вы пользуетесь записями, они, как уже было сказано, должны состоять только из основных слов и фраз, написанных крупно, чтобы их легко можно было прочесть.

 

Задания

 

1. Подготовьте четырехминутную объяснительную, описательную, биографическую или повествовательную речь на тему, подобную перечисленным ниже. При подготовке и произнесении речи следуйте указаниям данной главы.

 

Объяснительные темы

 

Как стать хорошим игроком в гольф.

 

Как прыгают с парашютом.

 

Организация хорошей футбольной команды.

 

Методы тренировки собаки.

 

Как работает ваш фотоаппарат.

 

Как растопить печь.

 

Как я отделался от дурной привычки.

 

Неправильный способ вытаскивания рыбы.

 

Примерка обуви.

 

Описательные темы

 

Несравненный Большой Каньон.

 

Что я увидел в микроскоп.

 

Мое любимое занятие.

 

Нелюбимое мое занятие.

 

Скачки.

 

Полезный прибор.

 

Последнее изобретение. Нью-Йорк с высоты Эмпайр Стейт Билдинг.

 

Биографические темы

 

Удивительный характер.

 

Дни фермера.

 

Мэр нашего города.

 

Моя собака.

 

Хороший педагог.

 

Жизнь актера.

 

Он был на каторге.

 

Молодой человек в погоне за успехом.

 

Эпизод из жизни мученика.

 

Великий человек с моей точки зрения.

 

Повествовательные темы

 

Самые трудные минуты в моей жизни.

 

Мой самый мрачный час.

 

Как я утратил иллюзии.

 

Охота на куропаток.

 

Дело об убийстве.

 

Опасная прогулка.

 

Неразгаданная тайна.

 

Охота на крупного зверя.

 

Что случилось во время наводнения.

 

2. (Альтернативное задание.) Произнесите четырехминутную агитационную речь на тему, подобную указанным ниже. Или скажите сначала информационную речь и вслед за ней агитационную.

 

Агитационные темы

 

Фильм, который надо посмотреть.

 

Милосердные люди еще нужны.

 

Книга, которую следует прочесть.

 

Юные водители опасны.

 

Сон должен быть достаточным.

 

Можете ли вы покончить с этой привычкой?

 

Когда нужно выключить телевизор.

 

Совет покупателям.

 

Подумайте о выборе хорошей профессии.

 

Дорогая вещь себя окупит.

 

 

3. (Альтернативное задание.) Подготовьте вступительное слово на одну-две минуты к вашей речи или к речи вашего товарища по классу (по выбору преподавателя).

 

Глава: Глава III ВЫБОР ТЕМЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ

 

 

Артемус Уард, известный рассказчик-юморист прошлого столетия, однажды начал таким образом:

 

Одна из особенностей моего выступления заключается в том, что оно содержит многое, ничего общего с ним не имеющее.

 

Впрочем, все серьезные речи — и большинство юмористических — обладают единством цели и структуры.

 

После того как вами оказаны одна-две речи, следует приступить к обстоятельному изучению каждой стадии их подготовки и произнесения. Первая из них—выбор темы и определение целевой установки.

 

Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели. Тема — это то, о чем идет речь. Обычно ее формулируют словом или фразой, которые указывают характер вопросов, подвергаемых обсуждению. Общая цель определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он только доставить развлечение или удовлетворить любознательность, воодушевить, убедить или склонить к действию. Конкретная цель выражена в самом содержании речи, которое может развлекать, утолять жажду знания, воодушевлять, убеждать и вызывать готовность к действию.

 

Оратор не добьется успеха в подготовке речи, если он ограничится только выбором темы и не подумает о назначении речи. Одно неотъемлемо от другого. Ежедневно сотни тысяч слушателей испытывают чувство неловкости и скуку, когда ораторы встают и начинают говорить, не имея ясного представления о том, чего ради они говорят и что, собственно, хотят сказать. Итак, поскольку без предмета речи не может быть основания для выступления, начнем с выбора темы.

 

А. ТЕМА РЕЧИ

 

Почти всегда одно то обстоятельство, что кому-то дают слово, что это лицо испытывает желание выступить в данном месте и ;в данное время, уже содержит в себе указание на характер темы и цели оратора. Так и должно быть. Брэндет Мэттьюз удачно заметил:

 

Нетрудно выступить с речью, если есть, что оказать, но очень трудно это сделать, если только хочется сказать что-нибудь.

 

Впрочем, довольно трудно в условиях обучения искусству речи на курсах, а иногда и вне класса подыскать подходящую тему. Но нет единого средства сделать это. Следующие советы могут оказаться полезными.

 

1. ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ВАШИМ ПОЗНАНИЯМ И ИНТЕРЕСАМ

 

Представьте себе, что вы беседуете со знакомым, который увлекается рыбной ловлей. Если начать беседовать с ним об условиях жизни в Мексике и затем свернуть разговор на рыбную ловлю, то сразу бросилась бы в глаза резкая перемена в вашем друге. У него появилась тема для разговора по душам. То же самое относится и к оратору. Обескураженного студента, выступавшего с рядом никчемных и скучных речей о предметах, в которых он почти ничего не смыслил, попросили рассказать об электропроводке. В результате получился увлекательный и насыщенный познавательным содержанием доклад.

 

Профессионалов нередко упрекают в том, что они любят при случае «сесть на любимого конька». Они уступают этому соблазну: у них большой интерес к своему делу и есть о чем поговорить. Влиятельный член евангелической секты Билли Сэндей был настолько про­никнут беззаветной преданностью своему призванию, что одно его присутствие и голос наэлектризовывали окружающих. Беспримерным воодушевлением он внушал внимание. В этом заключался секрет его почти магического влияния на огромные толпы, окружавшие его.

 

Присматриваясь к тематике, первым делом подумайте о тех отраслях знания, в которых вы имеете особый опыт или теоретическую подготовку. Может быть, в изучаемой вами специальности найдется подходящая тема. Местность, которую вы посетили или где работали, может дать вам тему. Во-вторых, побеседуйте на какую-нибудь интересную тему с товарищами или друзьями. В-третьих, обратитесь к книге. Перелистывайте справочники, свежие журналы и газеты. Загляните в передовицы. Один из лучших указателей литературы — «Справочник периодической печати», находящийся в консультационном кабинете библиотеки. Просмотрите последний том, отмечая тематические заголовки и названия статей под ними. Или поразмыслите над страницами случайно взятого томика обычной энциклопедии. Ораторы могут делать ценные сообщения по вопросам, которые они сравнительно недолго изучали. Но избегайте соб­лазна, характерного для лентяев: в основном списывать речь из журнальных статей или книг и затем произносить ее как свою. Вам придется еще обратиться к некоторым другим источникам и самостоятельно подумать, когда тема избрана.

 

Наконец, обдумайте и .кратко запишите возможные темы из разных областей. Вы найдете, что почти каждая общая тема, которая приходит на ум, может быть разбита до бесконечности на подтемы. Тогда станет ясно, что у вас уже создалось мнение по поводу большинства вопросов, занимающих ваше внимание, и, следовательно, возник некоторый интерес к ним.

 

Полезное правило: выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши слушатели. Допустим, вы хотите обсудить вопрос о студенческом самоуправлении; несомненно, вы будете в затруднительном положении, если не найдете ничего, кроме уже известного студентам. По возможности изберите тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Но это не всегда возможно. Студент-сельскохозяйственник знает о жизни фермы меньше, чем ферме­ры, которым он делает доклад о консервации почвы. Но если по этому вопросу он знает больше их, то может своей скромностью, деловитостью и уверенностью завоевать их уважение.

 

Не ждите, что вас сразу охватит всепоглощающий интерес к намеченной теме. Воодушевление возникает в процессе накопления знаний и размышления. Если тема овладела вами, возможно она овладеет и слушателями. Отыщите в ней, что задело бы приключенческую жилку, всколыхнуло бы чувство добра и зла, дало бы ощущение характерных человеческих черт. Готовясь день за днем, сживайтесь все больше и больше с избранной темой. За неделю упорной работы вы построите для нее более солидный фундамент из интересного фактического материала, чем за ряд лет случайного и равнодушного наблюдения. Она станет для вас самым волнующим на свете предметом, когда придется выступить перед публикой. И тогда вас будут слушать.

 

Тем временем расширяйте свой кругозор. Развивайте в себе внимание к окружающему, собирайте данные о городе и штате, вникайте в текущие спорные вопросы, читайте новые книги, интересуйтесь последними открытиями. Непосредственно в речи, которую вы скажете на ближайшей неделе, это вряд ли может быть вопользовано, но через год-два вы почувствуете существенную разницу. Вы не можете все время говорить на одну или две наиболее знакомые темы. Не всегда представится случай поговорить о рыбной ловле, футболе, студенческих делах и других предметах, заполняющих вашу личную жизнь. Выступающий перед широкой публикой должен иметь общественные интересы.

 

2. ПОДБИРАЙТЕ УМЕСТНУЮ ТЕМУ

 

Настроение публики зависит ют места и времени. В аудитории оно одно, в частной жизни—другое. В быту слушатели примут как вполне естественную вещь то, что в аудитории им покажется скучным, смешным или даже будет шокировать. Настроение меняется в зависимости и от момента.

 

На собрании, посвященном годовщине рождения Линкольна, уместны выступления на темы: «Юмор Линкольна», «Линкольн как политик», «Что делал бы Линкольн, если бы жил в наши дни?» — и другие, связанные с личностью Линкольна. На сборе спортсменов или на политическом митинге потребуются темы, отвечающие текущим интересам и умонастроению собравшихся. Если вы не учтете обстановки, то будете выбиты из колеи. Например, люди, собравшиеся на банкет, даже физически неспособны к восприятию солидных выступлений на серьезные темы.

 

Все же, хотя и следует идти навстречу публике, уступать ей во всем нельзя. Официальный повод следует использовать как исходный пункт для развития темы, которая сама по себе может стать интересной и важной. Нередко повод имеет для слушателей только случайное значение. Многие пришли потому, что было нужно, или потому, что необдуманно пообещали прийти. Ораторы в актовых и юбилейных речах все еще «считают своей обязанностью» говорить привычные и наскучившие вещи на темы, вроде «Долг молодежи», «Стопроцентный американизм!» или «Критический момент». Слушателя непрерывно бомбардируют разглагольствованиями на набитые темы, утратившие подлинное значение и представляющие пустоту, заполняемую случайно пришедшими в голову мыслями. На политических собраниях большинство выступающих поддается очередной истерии. Редко случается, чтобы на них честно и созидательно прорабатывался поставленный вопрос. На ораторов нападает сверх усердие, которое приписывал англичанам Маколей, утверждая: «Через каждые шесть-семь лет наши достоинства становятся просто невыносимы».

 

Цель и характер выступлений по многим поводам должен избрать сам оратор. Особенно это относится к выступлениям в классе. Ваше прямое дело — заставить аудиторию забыть, что она только группа ваших товарищей по занятиям. Вам принадлежит особое право создать обстановку, подыскать тему, которая подняла бы аудиторию над школьной рутиной, и увлечь слушателей в заманчивый полет вашего духа.

 

3. ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ АУДИТОРИИ

 

Тема должна быть достаточно интересна, достаточно важна, достаточно понятна для слушателя. Что же нужно знать, чтобы решить, будет ли она отвечать этим требованиям? Наиболее важно иметь представление об уровне познаний слушателей, их воспитании, занятиях, возрасте, особых интересах. В некоторых случаях подобные факторы лишены существенного значения. Если нужно объяснить, как с помощью вертолета производят спасательные операции, такая тема, вероятно, заинтересует всех слушателей безотносительно к их полу и другим признакам. Почти любой предмет, если его объяснить наиболее просто и конкретно, станет понятен любой аудитории. Непонятна обычно не тема, а изложение; простейшая вещь будет непостижима, если ее изложить бестолково. С другой стороны, такие предметы, как ми -ровая организация, налогообложение, законы физики, ясны даже школьникам. Понятие мировой организации стало буквально бытовым у шестиклассников благодаря сравнению государств с индивидуальными семьями и наглядному показу, как в общине можно жить в ладу, если подчиняться совместно принятым правилам и не драться при разногласиях.

 

Будет ли тема важна и увлекательна, зависит главным образом ют: а) основных интересов аудитории, б) групповых интересов, в) злободневных интересов, г) конкретных интересов, д) новизны темы и е) заложенных в ней начал конфликта. Этими вопросами и займем­ся сейчас, но только применительно к выбору темы. О них же пойдет речь в последующих главах, но в связи с проработкой темы.

 

а) Основные интересы

 

Истоки основных интересов — это вопросы жизни и смерти, здоровья, денег и собственности, профессии и социального престижа. Поведение публики, как только заговорят о них, показывает, как охотно она реагирует на речь, касающуюся этих интересов. Подумайте, как ведет себя толпа при угрозе пожара или иной непосредственной опасности. Выбором темы и цели можно вызвать ощущение непосредственной опасности или представление о жизненно важных, безотлагательных мероприятиях. Администратор, например, начинающий речь о заработной плате или рабочем времени на собрании рабочих и служащих, встретит глубокое и сосредоточенное внимание. Учитель всегда вызовет особый интерес, если начнет беседу об успеваемости. Деловые люди внимательно прислушиваются к человеку, который может рассказать, как снизить накладные расходы.








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 1258;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.073 сек.