Виды народного декоративно-прикладного искусства
В народном декоративно-прикладном искусстве используются следующие материалы: дерево, глина, металл, кость, пух, шерсть, мех, текстиль, камень, стекло, тесто.
По технике декоративно-прикладное искусство делится на следующие виды.
Резьба. Украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей. Применяется при работе с деревом, камнем, костью.
Роспись. Украшение наносится красящими веществами на подготовленную поверхность (чаще всего деревянную или металлическую). Виды р о с п и с и: по дереву, по металлу, по ткани.
Вышивка выполняется иглами и различными по структуре и характеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: йо сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань вырезается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволяет создавать объемные узоры на больших плоскостях). Вышивка выполняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшаемые с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, стеклярус, пайетки.
Вязаниепредполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка.
Плетение относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бересты, из лозы, из ниток (макраме), из бумаги.
Набойка используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки протягиваются через основу, создавая узор. Виды набойки: высокая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее), средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см), низкая (высота полотна незначительная — 1 см и ниже). Другой признак — плотность. На основе этого признака выделяются следующие виды: плотная набойка, редкая, смешанная.
Литье используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в подготовленные формы.
Чеканка. Металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы.
Ковка — один из способов обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма.
Золочение — златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое.
Скань (филигрань) (от лат. проволока) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету.
Эмаль — это особый вид стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металлических изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия.
Чернь. На гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, похожий на уголь.
Выдувание — техника, применяемая при работе со стеклом. Стекло, доведенное до жидкого состояния, в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия любых форм.
Лепка — одна из распространенных техник в декоративно- прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игрушки, керамические изделия.
По назначению: Утварь. Мебель. Ткани, гобелены, ковры. Орудия труда. Оружие. Одежда и украшения. Игрушки. Кулинарные изделия.
По функциональной роли:
Практическое искусство связано с использованием изделий в хозяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.
Художественно-эстетическое, обусловленное реализацией эстетических потребностей человека.
Досуговое, направленное на удовлетворение потребности человека (ребенка) в развлечениях и играх.
По технологии изготовления:
Автоматизированное. Изделия выполняются автоматически, по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.).
Смешанное. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.
Ручное. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделие индивидуально.
Народные промыслы. Художественные лаки. Так принято называть небольшие изящные изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) и железные лакированные подносы (Жостово, Нижний Тагил) (см. цв. вклейку).
Резьба по дереву — художественная обработка дерева, самый распространенный вид народного декоративного искусства. Получила распространение во многих областях. Различают несколько видов резьбы (рис. 10).
Роспись по дереву — художественная обработка дерева посредством нанесения рисунка красками с последующим закреплением красочного слоя. Распространена в различных регионах, но в каждом из них есть своя специфика.
Художественная обработка кости. Основные центры: Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Сергиев Посад, Абрамцево, Хотьково, Дагестан, Магадан, Камчатка.
Игрушки. Народная игрушка, долгое время служившая предметом игры детей, сейчас — объект коллекционирования. Игрушки делятся на глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные.
Основные средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве цвет, форма, пропорция, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура
Рис. 10. Виды резьбы:
1. Сеточная резьба. 2. Геометрическая резьба. 3. Трехсторонняя резьба со срезкой. 4. Резьба розеток. 5. Контурная резьба. 6. Резьба листиков. 7. Ажурная резьба. 8. Объемная резьба
Народное декоративно-прикладное искусство — сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и доступное человеку с детства. Его миссия в воспитании эстетически развитой личности и развитии будущей культуры человечества особенно ответственна.
Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство хранит и передает традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского декоративного творчества.
Контрольные вопросы
1. Дайте свое определение народному декоративно-прикладному искусству. Есть ли отличия в понятиях «народное декоративно-прикладное искусство», «декоративно-прикладное искусство» и «прикладное искусство»? Обоснуйте ответ.
2. Охарактеризуйте понятия «декор» и «орнамент». Какое значение они имеют для декоративно-прикладного искусства?
3. По какому принципу целесообразнее классифицировать виды декоративно-прикладного искусства?
4. Какие функции выполняет декоративно-прикладное искусство?
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 15222;