Методы ознакомления дошкольников с архитектурой
Наблюдение — один из основных методов.
По характеру:
Целостное.Позволяет составить общее представление об архитектуре и исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.
Детальное. Способствует изучению отдельных архитектурных форм, элементов конструкции. Может применяться как при натурном изучении архитектуры, так и с помощью макетов, фотографий, слайдов. Его специфика заключается в том, что предполагается решение узконаправленных задач, концентрирующих внимание детей на отдельных структурных единицах конструкции.
Комбинированное. Предполагается изучение архитектурного сооружения по принципу от целого к частному, от частного к целому. Применяется в основном тогда, когда объем изучаемой информации невелик, и в этом случае можно составить целостную характеристику и вычленить отдельные детали.
Образное. В ходе восприятия того или иного архитектурного сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции. Такое наблюдение формирует способность проводить аналогии между произведениями архитектуры и объектами, явлениями окружающего мира.
Сравнительное. Способствует развитию аналитических умений в сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью выделения их общих и отличительных черт. Сравнение помогает установить закономерности в построении архитектурной конструкции, которые впоследствии могут использоваться самими детьми в процессе конструктивного творчества.
Синтезированное. Предполагает установление дошкольниками связи между характером и стилем архитектурного сооружения и степенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т.д.). Необходимо для того, чтобы наглядно продемонстрировать детям, как на образную и конструктивную стороны архитектуры могут влиять другие виды искусства и как тесно бывают связаны их выразительные средства.
По активности детей:
Самостоятельное индивидуальное. Дает возможность ребенку самому рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы, подмечать особенности, выделять главное.
Самостоятельное индивидуальное наблюдение можно использовать во время прогулок: дать задание малышу рассмотреть какой-то архитектурный объект, когда он пойдет домой или будет прогуливаться с родителями. А потом, придя в детский сад, он расскажет, что интересного смог увидеть.
Самостоятельное групповое. Имеет ту же цель: стимулировать умение детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, чтобы выяснить на визуально-аналитическом уровне, из каких элементов состоит рассматриваемое архитектурное сооружение, какой материал использовался для его постройки.
Самостоятельное групповое наблюдение целесообразно использовать в ходе экскурсий или прогулок, проводимых на первом этапе ознакомления, когда дошкольники самостоятельно суммируют свои впечатления, после чего они делятся ими друг с другом и с педагогом.
Индивидуальное целенаправленное. При активной позиции взрослого. Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся сложность, может применяться в разных ситуациях.
Вечером, когда в группе остается один ребенок, которого пока еще не забрали родители, малышу можно предложить совместно рассмотреть альбом с фотографиями архитектурных памятников или макеты архитектурных сооружений (если таковые имеются). В этом случае расширяются знания ребенка, обогащается его художественно-эстетический опыт.
Групповое целенаправленное. Цель — с помощью словесных методов дать детям достаточно глубокое представление (в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями) о своеобразии рассматриваемого архитектурного сооружения. Групповое наблюдение применимо как на экскурсиях при непосредственном, так и при опосредованном (через различные виды ТСО) ознакомлении дошкольников.
Беседа.Опорное средство, позволяющее детям помимо визуального опыта получить еще и опыт информационный. Однако формы приобретения знаний в области архитектуры могут быть различными.
Беседа-повествование.В ходе такой беседы педагог в повествовательной форме рассказывает об архитектурном сооружении, его конструктивных особенностях, материалах, возможно, даже об исторических событиях, связанных с этим памятником архитектуры. Содержание повествовательной беседы должно учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.
Беседа-сказка.Позволяет в увлекательной, интересной и привычной для дошкольников, особенно младшего возраста, форме рассказать о достаточно сложных понятиях архитектуры.
Беседа-игра.Используя игровую форму, можно более детально познакомить детей с элементами архитектуры, включая в процесс игры и словесные пояснения педагога. Беседа должна быть непродолжительной и лаконичной по содержанию. Целесообразна на этапе закрепления материала.
Беседа с привлечением сказочного героя.либо ведущаяся от третьего лица. Сказочный герой, благодаря которому дошкольники отправляются в мир архитектуры, выступает в качестве дополнительного активизирующего условия. Сказочный герой или рассказ от его лица — сюрпризный момент для детей. Это дает возможность детям в непринужденной форме рассмотреть сложные понятия, явления архитектуры как вида искусства.
Игра может выступать в качестве самостоятельного метода ознакомления дошкольников с архитектурой.
Сюжетно-ролевые игры.Позволяют детям почувствовать себя архитекторами и ощутить процесс создания архитектурной конструкции. В таких играх дошкольники приобретают знания и умения опытным путем, что служит прочной основой для ознакомления с произведениями архитектуры.
«Экскурсовод и посетители». Экскурсоводом сначала может быть взрослый, а затем кто-нибудь из детей. «Экскурсовод» рассказывает о том или ином архитектурном сооружении, «посетители» активно участвуют в процессе изучения архитектурной конструкции, задают вопросы, высказывают свои мнения.
«Путешественники». Дети (путешественники) отправляются в путешествие по разным странам, эпохам с целью изучения специфики различных архитектурных построек.
«Мастерская архитектора». Игра позволяет получить не только знания об особенностях архитектуры, но и приобрести умение выполнять поэтапно все действия, необходимые для создания архитектурной конструкции.
«Русские зодчие». Игра — аналог предыдущей, но направлена на изучение детьми своеобразия работы зодчего. Возможно сравнение архитектуры прошлого и современности.
Вариантов и правил игры можно придумать огромное множество, главное понимать, какова цель этой игры, чему мы хотим научить детей.
Дидактические игры.. игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (,игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип архитектурного сооружения); игры- головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры-пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архитектурных сооружений найти ошибки построения); игры-превращалки (детям предлагаются изображения архитектурных сооружений в непривычной форме, в виде образов животных или человека, и им необходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изображено реальное сооружение).
Подвижные и малоподвижные игры.С помощью имитационных движений дети пытаются передать образ того или иного архитектурного сооружения или отдельной архитектурной формы.
«Зодчие и разбойники». «Зодчие» рисуют отдельные архитектурные формы, а «разбойники» пытаются определить и найти сооружения, к которым относятся эти элементы.
«Море волнуется раз». Дети фантазируют и телодвижениями передают особенности какого-либо сооружения или архитектурной формы.
«Я родился архитектором». Из перечисляемых объектов нужно вычленить понятия, которые относятся к архитектуре.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3630;