Дизайн как вид искусства

Понятие дизайна

 

В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовле­нии промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая много­значная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существу­ют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отлича­ются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техни­кой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической цен­ности дизайна, но и в определении самого понятия.

Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формиро­вания предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»1. В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «дизайн» рассматривается с позиции глагола (указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать) и существительного (цель, це­левое планирование, проект, схема действий, предварительный на­бросок, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств)2.

Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновре­менно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «ри­сунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подме­чены в переводе функции дизайна и дизайнера. Чтобы быть дизай­нером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмыслен­ных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при ми­нимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию.

Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально принятых и используемых в различных областях науки. В 50 —60-х гг. XX в. президент Международного совета по промыш­ленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Гер­мании Томас Мальдонадо сформулировал это определение: «Ди­зайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но глав­ным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как из­готовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспек­ты окружающей человека среды, которые обусловлены промышлен­ным производством»3.

Другое определение сформулировал Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объ­ектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в со­действии общественному прогрессу и формированию личности»4. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (про­ект), процесс его реализации и полученный результат.

1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.

2. Рунге В. Ф., Сеньковскии В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — M.„2003. — С. 5.

3. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.

4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

Более современный подход к определению дизайна продемон­стрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие «ди­зайн» охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд ха­рактеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно-графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, кон­струкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — по­нятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение.

И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматиче­ский»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига1.

На сегодняшний день объектами дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сфор­мулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно- пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проекти­рования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом»2.

Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, техноло­гичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в со­ответствии с собственным мироощущением.

Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры ста­ли решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных технически сложных приборов, устройств для того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий.

Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востре­бованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятель­ность, человек задумался о придании этим вещам эстетической фор­мы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятель­ности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос «А стоит ли украшать все то, что окру­жает человека?» сложно получить. С одной стороны, природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вме­шательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусствен­ности, «второй природы».

 

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 12

 

Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя первой никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, соч­ная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное по­лотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна: от светло-изумрудного до насыщен­ного зеленого.

Иногда дизайнерское вмешательство в оформление естественной среды пагубно сказывается на природе. И вред не всегда явственен. Так, иллюминация, размещаемая на деревьях и кустарниках, ночью смотрится очень эффектно, но в то же время постепенно наносится непоправимый вред: ночные мотыльки, реагирующие на свет, сле­таются к такому дереву, облепляют его, поедая листья, откладывая на них свои личинки. Таким образом, они способствуют сначала болезни дерева, а затем его засыханию и гибели. Возникает вопрос: «А так ли необходимо было украшать иллюминацией деревья?» Осве­щение улиц можно обеспечить и другим способом, например ис­пользуя фонари.

Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рам­са: «Хороший дизайн — это минимум дизайна»1. Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека.

В последнее время люди стали увлекаться пирсингом, татуиров­ками, «украшением» своего тела и лица, что обусловлено желанием выделиться из множества других людей, проявить свою индивидуаль­ность, свободу личности. Однако заполнение поверхности тела раз­ного рода рисунками и инородными телами в большом количестве способствует забиванию пор кожного покрова, что провоцирует воз­никновение различных заболеваний. Процесс нанесения татуировок, если он проходит не в стерильных условиях, может вызвать серьезные осложнения, вплоть до заражения крови. «Разукрашенные» тела утрачивают внутреннюю суть, возвышающую человека над всем жи­вотным миром.

Однако не все дизайнерские решения несут разрушение природе и человеку. Например, при застройке жилого комплекса лесопарко­вая зона часто оказывается в черте города. Если ее оставить в перво­зданном виде, парк превратится в уголок дикой природы, мало при­годный для прогулок. Проложенные дорожки, установленные ска­мейки, подстриженные кустарники и деревья, цветочные клумбы — все это, не нарушая целостности природы, делает такой уголок зоной отдыха. Другой пример. Медицинские инструменты (ножницы, щип­цы, скальпели и т.д.) несколько столетий назад были не всегда удоб­ными, имели далеко не изящный вид, во многих случаях не позво­ляли провести сложные операции. Сейчас эти инструменты, сохранив функциональную принадлежность, благодаря дизайну стали много­образными по форме и материалам, из которых они выполнены, что качественно сказалось на результатах операций.

 

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 18.

Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различ­ные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синте­зирует опыт многих видов искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, декоративно-прикладного искусства, графики). Невозмож­но быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. В своей работе дизайнер использует арсенал самых разных средств (техниче­ское конструирование, композиционное построение, преобразование форм, стилеобразование, функциональный анализ, концептуальные модели предметно-пространственной среды), направленных на опре­деление общекультурных, художественно-образных аспектов пред­метного мира. С их помощью дизайнер решает разные задачи:

- социокультурные — выявление общественных потребностей в различных сферах жизни и удовлетворение их путем преобразования социальной и культурной среды;

- художественно-эстетические — выделение в предметах ди­зайна художественной образности с целью визуального воздействия на эстетическую культуру пользователей;

- конструктивно-технологические — выявление несоответствия между конструкторско-технологической характеристикой предметов дизайна и новыми потребностями общества, а также устранение данного несоответствия путем применения новых технологий в об­ласти моделирования и конструктивного творчества;

- практически-утилитарные — разработка и внедрение изделий, имеющих внеличностный характер, т. е. предметов дизайна, которые не могут быть приобретены в личное пользование;

- антропологические — определение значимости предметов ди­зайна для жизнедеятельности человека и степени влияния их на по­вышение уровня комфортности и безопасности предметной среды.

Дизайн объединяет в себе несколько явлений, связанных с хозяй­ственно-экономической жизнью общества, культурой, искусством, деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание сре- довых объектов:

- массовое машинное промышленное производство, внедрение автоматизированных линий производства;

- урбанизация (сосредоточение населения в крупных городах);

- развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (телевидение, электроэнергия, транс­порт и т.д.);

- традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

- архитектурное проектирование;

- инженерное проектирование;

- смена стилистических и концептуальных направлений в искус­стве.

Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна.

Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым чело­веком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизай­на электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Ан­глии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей.

Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на осно­ве проектно-конструктивной деятельности как одной из составляю­щих сторон дизайна.

Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы ди­зайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоре­тическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продол­жают существовать.

Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия со­стоят в следующем.

В о-п ервых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дым­ковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосто­рожного движения разбиться.

Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и со­зданием на их основе новых предметов среды. Декоративно-при­кладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.

В-т р е т ь и х, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продук­ции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления пред­метов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И, несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, по­скольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть про­изведения декоративно-прикладного искусства можно считать един­ственными в своем роде.

Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской дея­тельности, имеющий свою специфику, которая заключается в син­тезе искусства и промышленного производства. Эстетические про­блемы дизайна как индустрии не ограничиваются тем, как выглядят вещи, их внешней стороной. Они связаны со всеми аспектами их функционирования, и это находит отражение в ряде положений.

1. Эстетическое и художественное не обособлены, как в различных видах «чистого искусства». Это обусловливает остроту проблемы от­ношений формы и функции.

2. Произведения дизайна всегда оцениваются в зависимости от контекста, т. е. от своего окружения.

3. Восприятие эстетической стороны дизайна более изменчиво, чем художественный вкус в целом.

4. В дизайне отражается возможность варьирования культурного потребления.

Виды дизайна

 

Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:

- изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но ли­шенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.);

- изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но функ­ционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.);

- изделия, выполняемые ручным способом.

Классификация Дж.Дорфлеса основывается на характере при­менения предметов дизайна.

Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный харак­тер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетиче­ский факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.).

Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы (пред­меты, которые в целом обществу необходимы для нормального раз­вития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны). Например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т. д.

По функциональному назначению дизайн можно условно поделить на следующие виды.

Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший крут объ­ектов — от самых незначительных и простых до глобальных и слож­ных. Первая группа — наукоемкие, технически сложные, опреде­ляющие хозяйственно-экономический потенциал государства (про­дукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение).

Вторая группа — предметы всеобщего потребления — подраз­деляется на несколько подгрупп в соответствии с характером их ис­пользования (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппара­тура и т.д.).

Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходи­мость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуаль­ного посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и лю­бых взаимовыгодных отношений в различных общественных фор­мациях. Сфера использования графического дизайна велика. Его разновидности следующие: упаковки, этикетки, открытки, разработ­ка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т. д.

Компьютерный дизайн. Переходит из сферы прикладного со­стояния, обслуживавшего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитек­турная среда вокруг архитектурных сооружений). Решение интерье­ров и оборудования общественных, производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнер­ских задач и проектных методов.

Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось большое значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко применяться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафтный дизайн, ко­торый потеснил традиционные садово-парковое искусство и ланд­шафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности) — промежуточное звено между графиче­ским дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойствен­ными только ему характерными особенностями и традициями, спо­собствует формированию эстетического восприятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках.

Дизайн одежды и аксессуаров. Давнее направление, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его половину в частности. Индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии новое звучание приобрела совсем недавно. В мире моды выделяется несколько направлений:

- создание коллекций «от кутюр»;

- выпуск более крупных и серийных коллекций «пред-а-порте»;

- массовый выпуск серийных коллекций. В нем находят отражение отдельные идеи первых двух направлений, но из-за не всегда каче­ственного выполнения продукция становится безликой, неиндиви­дуальной, модель не просто выполняется большим тиражом, она предусматривает значительный размах в антропометрических раз­мерах потенциальных покупателей, без учета особенностей фигуры того или иного человека. Например, мини-юбка поступает к потре­бителю сразу нескольких размеров от 40-го до 54-го. Понятно, что женщина 54-го размера в мини-юбке будет смотреться несколько нелепо. Такой подход, безусловно, формирует вкус значительной части населения, не всегда характеризующийся высоким уровнем.

Арт-дизайн (от англ. art — искусство). Его специфика заключа­ется в реализации художественно-эстетической идеи в процессе со­здания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт- дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире исполь­зуется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Дизайнерские изделия делятся на следующие группы.

По признаку массовости производства:

Массовые предметы дизайна, рассчитанные на повсеместное их применение.

Корпоративные изделия, ограниченные определенным количе­ством и рассчитанные на потребление отдельной группой людей.

Индивидуальные предметы дизайна, выпускаемые в единичных экземплярах, приобретающие статус произведения искусства.

По характеру участия человека в процессе изго­товления изделий:

Автоматизированный дизайн, предметы которого выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека (изделия, сбираемые автоматами на конвейерных ли­ниях).

Частично автоматизированный дизайн, изделия которого вы­полняются при равном участии в процессе изготовления как авто­матов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а автомат механическую).

Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным спо­собом, что делает его особо ценным.

По степени отношения ко времени:

Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маскарадов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование изделий, вы­полненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).

Актуальный дизайн отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.

Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.

Дизайн как вид искусства, как явление истории и искусства мож­но рассматривать с различных сторон и с разных точек зре­ния. Эволюция стилей вызывает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий.

Функциональная сторона дизайна помогает взглянуть на вещь не только с позиции условий ее использования, но и в отношении изобретательности ее создателя.

Конструктивная сторона обусловлена традициями в области про­странственных, динамических, модульно-геометрических структур.

Коммуникативная сторона раскрывает изделия с позиции со­циума, его потребностей и взаимоотношений.

Технологическая сторона связана с изучением, внедрением раз­личных технологий, которые помогают наилучшим способом достичь цели.

Художественно-эстетическая сторона раскрывает ценностный аспект вещи, ее индивидуальность и изысканность. Дизайн много­гранен, многофункционален и всегда интересен. Поэтому необходи­мо не только знакомить с ним детей дошкольного возраста, посколь­ку он окружает ребенка повсеместно, но и включать его в процесс дизайнерского творчества. В дизайне синтезируются различные об­ласти жизнедеятельности человека, помогающие ему раскрыться как личности.

Контрольные вопросы

 

1. В чем отличие дизайна от декоративно-прикладного искусства?

2. Какие задачи решает дизайн?

3. С чем связано, что дизайн как явление культуры оформился только к началу XX в.?

4. Какое значение имеет дизайн в жизни ребенка? Влияют ли предметы дизайна на творческое развитие дошкольника?

5. В чем заключается специфика арт-дизайна?

 








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 24714;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.