Римский дорический ордер.

Композитный ордер.

Фасад— наружная сторона здания. Фасадом также принято на­зывать ограничительную поверхность архитектурного объекта, чаще всего вертикальную.

На восприятие фасада влияют величина, форма, строительный материал наружных поверхностей, расположение, размер и контур пролетов, рельефы. Для облицовки фасадов в отечественной архитек­туре редко использовался дорогостоящий материал. Оформление фа­сада было частичным, только швы или венцы срубов могли покры­ваться облицовкой, штукатуркой и декоративной смесью, все осталь­ное составлял природный материал (дерево, камень, кирпич и т.д.).

Порталы и арки. Портал — центральный вход. Арка — криво­линейная архитектурная конструкция для перекрытия проемов, со­стоящих из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам.

Все порталы объединены общей конструктивной основой. Портал состоит из рамы и подвижной, запирающейся на замок или щеколду дверной створки, очень часто выступает как символ престижа, статуса и вкуса хозяина. По оформлению портала можно очень мно­гое рассказать о владельце.

Иногда архитектурные сооружения выполняют только функцию портала (примеры: въездные ворота, триумфальные арки, вестибюли, которые строятся отдельно от основного здания).

У каждого сооружения центральный вход оформлен самыми раз­личными декоративными элементами. Иногда они имеют вид арок (рис. 7).

Эркеры, балконы, лоджии. Эркер — закрытая одно- или мно­гоэтажная выступающая из плоскости фасада часть здания прямо­угольной, круглой или многогранной формы.

Также на восприятие облика архитектурного сооружения оказы­вают влияние такие архитектурные формы, как балконы и лоджии.

Балкон — открытый выступ здания, огражденный парапетом. Историческими предшественниками балкона считаются внешние кафедры в культовых сооружениях, которые использовались для свя­щенных наставлений, ритуального показа реликвий. Позднее балко­ны широко использовались при строительстве жилых сооружений и выполняли несколько функций: во-первых, украшали фасад здания; во-вторых, обеспечивали доступ к свежему воздуху, не покидая про­странство дома. Это очень удобно для людей, лишенных возможно­сти прогуливаться.

Лоджия— открытая галерея, обычно с колоннами, распростра­ненная в архитектуре итальянского Возрождения; ниша, образован­ная внешними стенами, включенными в периметр фасада, выпол­няющая функцию балкона. В отличие от балкона лоджия практиче­ски не выступает над линией фасада. Изначально служила местом проведения официальных представлений, позднее стала выполнять ту же функцию, что и балкон, а именно обеспечивать возможность пребывания на свежем воздухе. Однако лоджия может быть и само­стоятельным, открытым, с большими аркадами зданием, являющим­ся павильоном или галереей.

Рис. 7. Виды арок:

А. Круглые: 1. Полуциркульная. 2. Полукруглая возвышенная. 3. Лучковая (сегментная). 4. Подковообразная (круглая). 5. Подковообразная (классическая). 6. Трехцентровая. 7. Трехцентровая пониженная.

8. Эллиптическая. 9. Параболическая. 10. Трехлопастная (круглая в виде трилистника). 11. Круглая в виде трилистника. 12. Псевдотрехцентровая.

13. Арка с заплечиками. 14. Венецианская. 15. Флорентийская. 16. Возвышенная.

Б. Стрельчатые: 17. Треугольная. 18. Ступенчатая. 19. Стрельчатая подковообразная. 20. Стрельчатая сарацинская. 21. Ленцеобразная. 22. Равносторонняя. 23. Стрельчатая сжатая. 24. Стрельчатая сегментная. 25. Четырехцентровая. 26. Ползучая. 27. Псевдо- четырехцентровая. 28. Стрельчатая в виде трилистника. 29. Стрельчатая, украшенная трилистником. 30. Пятилистная. 31. Килевидная

В. Плоские

Окно — проем в стене, через который поступает свет и свежий воз­дух в помещение. Будучи в определенном смысле отверстием, укрепля­ется в верхней части горизонтальной балкой-перемычкой или сводом с замком. Сложность установления такого крепления обусловливала форму окон (рис. 8). Все окна в прошлом были вытянутыми по верти­кали. Что же касается оформления окон, то оно во все времена было различным — от самого скромного до излишне парадного.

Виды окон по форме: квадратное, прямоугольное, круглое, по­лукруглое, арочное, стрельчатое, веерное, ромбовидное, сложной геометрической формы, сложной растительной формы (в виде лилии, лотоса и т.д.).

 

Рис. 8. Виды окон по типу конструкций:

1. Глухое. 2. Трехстворчатое. 3. Подъемное. 4. Раздвижное. 5. Двухстворчатое. 6. Фран­цузское. 7. Поворотное (вертикальное). 8. Поворотное (горизонтальное). 9. Окно- аккордеон. 10. Складное. 11. Окно с нижней подвесной фрамугой. 12. Жалюзийное. 13. Комбинированное. 14. Выступающее. 15. Освинцованное. 16. Верхнеподвесное.

17. Зарешеченное

 

Дверь — подвешенная на петлях, скользящая или подъемная па­нель, закрывающая вход в здание или помещение (рис. 9).

Рис. 9. Виды дверей:

1. Гладкая. 2. Филенчатая. 3. Стеклянная. 4. Плотничная. 5. Голландская. 6. Дверь- ширма. 7. Жалюзийная. 8. Французская. 9. Подвесная. 10. Вращающаяся. 11. Одно­створчатая. 12. Двустворчатая. 13. Скользящая («купе»). 14. Раздвижная. 15. Дверь- гармошка. 16. Складная. 17. Подъемная. 18. Турникет

Лестница — архитектурная форма, имеющая вид ступенчатого марша

Создание лестниц обусловлено конструктивной необходимостью, поскольку выбранная площадка для строительства иногда имеет не­ровную поверхность, которая может препятствовать застройке. Лест­ницы служат средством, искусственно выравнивающим такие по­верхности.

Виды лестниц:

- спиральная (полукруглая);

Четвертьоборотная

- четвертьоборотная витая,

- винтовая;

- одиночная (прямой лестничный марш);

- двухмаршевая:

двойная параллельная,

двойная трапециевидная,

двойная полукруглая,

- геометрическая,

- двойная возвратная.

Башня — очень высокое, чаше всего квадратное или круглое сооружение, которое используется для наблюдения и защиты.

Многие башенные сооружения принадлежат к шедеврам архитек­туры. К сожалению, до нас не дошли высотные сооружения древ­ности, такие как Вавилонская башня, возведенная богу Мардуку 4 тыс. лет назад; Александрийский маяк — одно из чудес света.

Виды башен:

Минареты. Располагались вблизи мечетей, использовались для призыва верующих в мечеть на молитву.

Крепостные и оборонительные башни. Располагались в кре­постной стене и служили для защиты от нападения.

Колоколенные башни. Располагались при храмовых архитектур­ных сооружениях и выполняли функцию звонниц.

Маяки. Башни, которые служили сигналом и ориентиром для кораблей в море.

Башни-памятники. Выполнялись в знак памяти о каком-либо событии, или герое.

Смотровые башни. Использовались для обзора местности. Раз­новидностью смотровых башен является каланча (пожарная башня, позволяющая вовремя заметить пожар).

Буровые вышки. Используются для добычи нефти, газа и других природных богатств.

Башенные подъемники. Применяются для осуществления раз­личных работ на большой высоте.

Водонапорные башни. Регулируют потоки воды по каналам и обеспечивают передачу воды по трубам на разные расстояния.

Обсерватории. Башенные сооружения, применяемые для изуче­ния небесных, космических тел и явлений космоса.

Башни командно-диспетчерских пунктов на аэродроме. Вы­полняют функцию регулятора движений самолетов, а также для на­блюдения за ними.

Трансляционные башни или телерадиолокационные. Позволя­ют передавать радио- и телесигналы на большие расстояния.

Башни — дома или небоскребы. Жилая или светская высотная архитектура, имеющая огромное количество этажей.

Мост — сооружение, являющееся дорогой через естественное или искусственное препятствие. Важнейшие элементы моста — опоры (быки и устои) и пролетные строения.

Первые мосты служили для установления путей сообщения чело­века, которые прокладывались через водоемы. Самые примитивные сооружались из стволов деревьев, а легкие мостики подвешивались на лианах или пеньковых канатах. Видовое разнообразие мостов обусловлено уровнем развития науки и техники, условиями, в кото­рых они строятся, материалами.

Виды мостов:

- висячий: цепной; канатный;

-мост-улица (в городах с ограниченным пространством);

- крытый деревянный (на деревянных опорах);

- крепостной (подъемный мост, позволявший проникнуть на территорию крепости);

- с решетчатыми фермами (мост, по которому проходит же­лезнодорожное полотно или крупная автомобильная трасса);

- арочный:

с полуциркульными арками;

круговыми арками;

со стрельчатыми арками,

-с балками коробчатого сечения на наклонных канатах возво­дится в гористых и холмистых местах;

-понтонные (основное полотно моста располагается на понто­нах, лежащих на поверхности воды);

Разводящиеся.

Фонтан — видоизмененный колодец, выполняющий декоратив­ную функцию при обустройстве городских улиц.

Изначально колодец был местом, которое служило для человека источником воды, необходимой для жизнедеятельности. Со време­нем менялся механизм поднятия воды на поверхность, но суть ко­лодцев оставалась прежней. Колодец становился еще и местом общественным, где люди собирались и обменивались новостями, общались. Таким образом, общественные колодцы, находясь в цен­тре города, нуждались в художественно-эстетическом оформлении. Постепенно, когда появился водопровод и прямое назначение ко­лодцы утратили, потребность в них с точки зрения социальной и художественно-эстетической функции осталась. Им на смену при­шли фонтаны.

Виды фонтанов:

Фонтан-памятник. Строился в ознаменование определенного культурно-исторического события или в честь какого-либо истори­ческого деятеля.

Дворцовые фонтаны. Возводились для украшения территории дворцового парка или внутреннего двора.

Фонтаны для питья. Строились для обеспечения населения города питьевой водой в местах, где отсутствовал водопровод.

Каскадные фонтаны. Ансамбль фонтанов, в которых вода по­степенно спускается по разным уровням.

Фонтаны-шутихи. Служили для украшения города и имели оригинальную сложную систему подачи воды.

Таким образом, мы рассмотрели архитектурные формы, необхо­димые конструктивные элементы при возведении любого архитек­турного сооружения, знание которых поможет ребенку-дошкольнику сделать свою конструкцию оригинальной и конструктивно правиль­ной и активно использовать постройку в игровой, театральной и трудовой деятельности.

Контрольные вопросы

1. Сравните разные определения архитектуры. Какие из них наиболее всего раскрывают суть этого вида искусства?

2. Каким образом можно отличить произведение архитектуры от архи­тектурного сооружения? Поясните ответ.

3. С чем связано появление арочно-сводчатой конструкции? В чем ее отличие от строечно-балочной и стеновой конструкций?

4. Какие архитектурные формы были выделены человеком раньше всех?

5. К какому стилю можно отнести современные постройки? Можно ли считать произведением искусства?

6. Когда появились первые колонны и какую функцию они выполняли?

7. Какие виды фонтанов условно можно выделить?








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3900;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.