Методы познания в философии права
Философия права ориентирована не на познание всего бытия как целостной системы, а лишь на ограниченную его часть – правовое бытие. Она разрабатывает пути, методы и средства познания не всего бытия (природы, общества, мышления), а лишь ограниченную сферу этого бытия – правовую действительность. По степени общности различают:
- философские методы;
- общенаучные методы;
- специальные методы конкретных наук
Философские методыэто предельно общие методы, к которым относятся диалектический, исторический, логический, системный, аксиологический, метафизический.
Диалектический метод предполагает:
1. объективность – рассматривать правовою реальность такой, какова она есть на самом деле, а не какой её хотелось бы видеть;
2. всесторонность – подходит к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, учитывая как можно больше связей и зависимостей, а среди этого множества выделять главные, определяющие;
3. развитие – исследовать правовую реальность не как застывшую данность, а как процесс.
Диалектический метод при исследовании правовой реальности использует законы диалектики. Они подразделяются на основные и неосновные законы.
Основные законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания выполняют методологическую функцию в исследовании правовой реальности.
Неосновные законы диалектики позволяют исследователю или законодателю обнаружить или обеспечить единство содержания и формы правовых феноменов, не допустить формализм (доминирования формы над содержанием), выявить подлинные причины изменения правовой реальности и предвидеть следствия, различить причины, повод и предлог происходящих изменений, видеть за внешними проявлениями сущность правовой ситуаций, понять, что единичные факты не существуют изолированно от общего состояния, а общее проявляет себя только через единичное, что случайные события, накапливаясь, неизбежно ведут к закономерному, а в каждой закономерности присутствует элемент случайности и т.д.
Противоположным диалектическому методу, является метафизический метод, который широко используется в познании правовой реальности. Особенно он эффективен там, где нужно «остановить», «зафиксировать» процесс изменения в определенной точке пространства или времени. Такая потребность возникает при исследовании отдельных элементов правовой реальности, при проведении классификации, систематизации правовых событий, когда необходимо отвлечься от некоторых реальных связей, использовать только количественные или только качественные характеристики.
Исторический методпредполагает в первую очередь рассмотрение того, как возникли правовые явления в определенных условиях исторической эпохи, какие основные этапы прошли в своём развитии и как изменились в процессе этого развития, чем стали в момент их исследования и, наконец, каковы тенденции их движения в перспективе. Любое современное явление или процесс имеет свои корни в прошлом, которое через отражение в настоящем устремлено в будущее.
Логический методпозволяет вскрыть логику процесса познания, т.е. раскрывает историческую повторяемость его явлений и процессов, их общие принципы движения и развития безотносительно к тем конкретным формам, в которых они выражаются.
Системный методпредполагает изучать правовую реальность как систему, состоящую из элементов. Всякая система суть целое, но не всякое целое является системой. Право – есть система и поэтому оно целостно. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют его части, объединение совокупности которых и создаёт некую целостность. Нет и не может быть частей, которые не являлись бы частями своего целого, как нет и не может быть целого, если оно не является целым своих частей. Нет, например, нет целостной системы права того или иного исторического типа без соответствующе необходимых отраслей права, отрасли права – без института права, а института права – без правовых норм.
Аксиологический метод даёт возможность обнаружить значимое для человека, как в конкретной правовой ситуации, так и вне её рамок, выявить ценности повседневной реальности и системного мира, отличить ценность от повседневности.
Одним из методов познания правовой реальности является герменевтический метод, или герменевтика – теория интерпретации, понимания, истолкования текстов.
Герменевтика тесно связано с правом. Однозначность толкования законов, позволяет воспринимать их как нечто обязательное и общее для всех, устраняет их двусмысленность.
Общенаучные методы– это методы, которые используют все науки изучающие явления природы, общественной жизни, мышления.
К ним относятся: теоретические общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция, дедукция и др.); практические общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, измерения и др.).
Специальные методы– методы используемые в одной или нескольких науках и которые носят специфический характер. К специальным методам права и правоохранительной деятельности относят следственный эксперимент, наружное наблюдение, внедрение в преступные группы, засаду, прослушивание, пеленгацию, допрос, очную ставу, опрос свидетелей и др.
Подводя итог, мы можем сказать, что не существует универсального метода с помощью которого можно познать правовую реальность, но раскрывать преступление можно, если эти методы применять в совокупности и соблюдать некую примерную последовательность познания этой правовой реальности. 1. Так процесс расследования преступления предполагает: Определите факта действительности (ФД) требующего исследования.
2. Постановка проблемы (Пр), т.е. установление известного и неизвестного. Проблема – это знание того, что мы не знаем, но что необходимо знать для раскрытия преступления.
3. Выдвижение гипотезы (Г), т.е. предположения о том, что не известно.
4. Проверка гипотезы (Пров. Г) которая состоит из её доказательства или опровержения.
Вывод (В) вытекающий из гипотезы и проверяемый на практике (Практика). Схематично это можно изобразить следующим образом:
Доказат.
Ф.Д. ПР. Г Пров.Г В. Практика
Опроверж.
Таким образом, мы можем сделать вывод что, в теории познания выделяют правовое познание как учение об общих принципах познания правовой действительности.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой методология права?
2. Какие концепции познания существовали в истории философско-правовой мысли?
3. Каковы уровни познания правовой реальности?
4. В чем отличие диалектической логики от формальной в познании правовой реальности?
5. Каковы требования (принципы) основных философских методов?
Рекомендуемая литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: 1991.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: 1979.
Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М.: 1991.
Ильиненко Э.В. Проблема идеального// Вопросы философии. 1979.№№6-7.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: 1994.
Керимов Д.А. Основы философии права. - М.: 1992.
Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. - М.: 1989.
Познание в социальном контексте. - М.: 1994.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М.: 1999.
Теория познания// В 4-х т. - М.: 1991-1995.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1783;