Эрозия и загнивание системы
Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии относительного благополучия. В то же время назревали факторы нестабильности. Малоподвижная система отторгала все новое. Это вело к ее разложению и неизбежному распаду. Коррупция приобрела значительные масштабы, государственная бюрократия смыкалась с мафиозными группировками. Появились черты, свидетельствовавшие о превращении бюрократии в наследственную. К концу жизни Л. И. Брежнева в составе ЦК КПСС оказались его сын (первый заместитель министра внешней торговли) и зять (первый заместитель министра внутренних дел). В обществе нарастали негативные явления: рост
преступности, алкоголизма, других антисоциальных явлений. Экономика скользила к пропасти. Фактически главные решения в последние годы жизни Брежнева принимались председателем КГБ Ю. В. Андроповым, министром обороны М. Ф. Устиновым, министром иностранных дел А. А. Громыко. Наиболее острые проблемы (низкий уровень жизни, нехватка продовольствия, необеспеченность жильем и т. п.) решались за счет продажи невосполнимых
природных ресурсов: нефти, газа, золота.
Андропов Юрий Владимирович (1914-1984)– советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1939г. В 1940 г. стал первым секретарем ЦК ЛКСМ Карелии. Во время войны участвовал в партизанском движении Карелии. С 1944 г. на партийной работе, с 1953 г. посол СССР в Венгрии, с 1957 г. заведующий отделом, а с 1962 г. секретарь ЦК КПСС по социалистическим странам. В 1967-1982 гг. председатель КГБ СССР. С 1973 г. член Политбюро, с 1982 г. секретарь, Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1983 г. Председатель Президиума Верховного - Совета СССР. Умер через пятнадцать месяцев после прихода к власти.
В 1982 г. высший властный пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Андропов. Он не стремился реформировать систему в целом, но попытался остановить нарастающую эрозию, используя административные методы. По его инициативе развернулась борьба за укрепление трудовой дисциплины, борьба с коррупцией в государственном аппарате. Активно боролись с пьянством на производстве, но антиалкогольных кампаний не проводили. Попытки Андропова бороться с хищениями, взяточничеством, коррупцией были положительно восприняты массовым сознанием. В обществе появилась надежда на преодоление кризисных явлений. История отвела Андропову мало времени. В 1984 г. его сменил на высшем государственном посту К. У. Черненко.
К середине 80-х годов все нагляднее стала проявляться неспособность политической системы СССР обеспечить стабильность, не говоря уже об общественном прогрессе. В стране назревал глубокий системный кризис, охватывавший все сферы: экономическую, социально-политическую, духовную, власть и управление. Обществом овладело сознание необходимости перемен.
Сама государственная система стала терять целостность и неявно распадаться на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Со временем ведомство имеет тенденцию превращаться в замкнутый организм, так что возникает конфликт интересов: ведомства с государством в целом и ведомства с другими ведомствами. Во все более широких кругах населения СССР, прежде всего интеллигенции, нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена неправильно. Тем самым государство лишалось социальной поддержки. Огромные средства уходили на реализацию грандиозных проектов, которые не могли дать отдачу. Колоссальные средства поглощал раздутый государственный аппарат. Содержание войскового контингента в Афганистане и масштабная помощь властям этой страны еще более ухудшили положение. Нарастали негативные процессы, остановить которые путем принятия только партийных решений не удавалось. К середине 80-х годов рост экономических показателей прекратился, и началась стагнация (застой).
Западные страны тем временем развивались стремительно. Еще в 60-е годы они сделали упор на форсированный рост наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс, – электроники, кибернетики, робототехники, биотехнологии и т. д. Разрыв в уровнях развития между СССР и Западом стал ощутимым и нарастал. Если позитивный итог второй половины 50-60-х годов давал надежду, что система способна обеспечить общественный прогресс без тотального насилия, то в 70-х годах она была утеряна. Эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших и перезревших проблем были очевидны для многих.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 827;