Режим «третьеиюньской монархии». Судьба столыпинских реформ
Роспуск II Государственной думы, изменение 3 июня 1907 г. избирательного закона привели к установлению режима «третьеиюньской монархии».
«Третьеиюньская монархия». В основе этого режима – политика бонапартизма (по имени Наполеона Бонапарта), суть которой заключалась в соблюдении баланса интересов между различными социальными группами, в использовании армии в качестве политической силы, подавлении революционных выступлений.
Идейным творцом нового курса стал Столыпин, который стремился заручиться поддержкой как среди сторонников реформ, так и консерваторов, учесть интересы помещиков и не допустить роста недовольства крестьян и рабочих. Для реализации своей политики реформатор нуждался в поддержке Государственной думы. Созвать такую Думу позволил новый избирательный закон, сокративший представительство от крестьян в 2 раза, а от рабочих, в 2,5 раза. В итоге в III Государственной думе (1 ноября 1907 г.) резко сократилось представительство левых партий. Трудовикам и социал-демократам досталось 38 места (7%), в то же время правые и националисты получили 38%, кадеты – 12% от всего депутатского корпуса Думы, насчитывавшего 442 места. Самую крупную фракцию (148 мест, или 33%) образовали октябристы, которые поддерживали курс П. А. Столыпина, играя роль правительственной партии. В ходе работы Думы возник механизм, получивший название «октябристский маятник». Когда правительство требовало принятия карательных мер, октябристы голосовали вместе с правыми депутатами, когда же выдвигались проекты реформ – присоединялись к кадетам.
Депутаты утвердили проект аграрной реформы, и правительство под руководством Столыпина смогло начать ее проведение в жизнь. Реформа стала ярким проявлением политики бонапартизма. Переход к фермерскому пути развития осуществлялся исключительно за счет общинных земель, помещичьи хозяйства оставались неприкосновенными. Проблему крестьянского малоземелья правительство попыталось решить, используя Крестьянский банк, который еще в 1895 г. получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам. Наконец, были приняты энергичные меры по стимулированию переселенческого движения за Урал. Правительство попыталось тем самым ослабить земельный голод в центральных губерниях России. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (60 га земли) и денежное пособие в размере 200 руб. на семью. За 1907-1914 гг. на восток переселилось около 4 млн. человек, из которых более 1 млн. вернулось обратно. Однако в целом эта программа была успешной и позволила несколько разрядить ситуацию в центре России.
Результаты нового аграрного курса проявили себя к началу Первой мировой войны и были довольно противоречивы. Под влиянием реформ в 1909-1913 гг. Россия пережила промышленный подъем, в ходе которого страна добилась значительных успехов в развитии экономики, особенно индустриального производства. По общему объему промышленного производства Россия к 1914 г. занимала 5-е место в мире. Столыпинская аграрная реформа ускорила становление буржуазных структур в сельском хозяйстве. К 1915 г. более 10% крестьянских хозяйств строилось по типу фермерского, единоличного. Однако гораздо более существенные показатели имел другой путь движения крестьян к капитализму – кооперация, соединившая русские коллективистские, общинные традиции с личной инициативой. К началу 1917 г. сельская кооперация охватила около 80% деревенского населения. В результате преобразований в аграрной сфере накануне Первой мировой войны наблюдался существенный рост сельскохозяйственного производства: среднегодовой валовой сбор хлебов в 1904-1908 гг. составлял 3,8 млрд. пудов, а в 1909-1913 гг. – 4,6 млрд. пудов. В то же время новая аграрная политика стимулировала социальное расслоение в деревне и тем самым создавала почву для острых социальных конфликтов. Выход из общины нередко сопровождался столкновениями выделяющихся с крестьянами-общинниками, их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы.
Столыпинский «пакет реформ» не исчерпывался планами модернизации российской деревни. В него входил и ряд административных реформ (введение бессословного волостного самоуправления), введение обязательного бесплатного начального образования и т. д. Однако попытка лавирования между различными группами интересов привела к тому, что Столыпин лишился общественной поддержки. Крестьяне были разочарованы тем, что власть не отдала им помещичьи земли. Дворянство обвинило реформатора в разрушении «вековых устоев». Оно было недовольно появлением в деревне «чумазых лендлордов» и резко воспротивилось проведению в жизнь проекта бессословного земства и расширению политических прав крестьян. Либеральная интеллигенция, напротив, обвиняла Столыпина в приверженности к самодержавной власти и не могла простить ему введение военно-полевых судов. Для революционных партий он был «душителем революции», реакционером. Единственной силой, способной довести реформы до конца, было самодержавие, однако и Николай II перестал поддерживать этот курс. 1 сентября 1911 г. П. А. Столыпин был смертельно ранен в Киеве агентом охранки Д. Г. Богровым при обстоятельствах, не исключающих причастности к этому покушению высших чинов полиции.
После убийства П. А. Столыпина началось постепенное свертывание программы преобразований, что привело к нарастанию противоречий внутри третьеиюньской политической системы. Осенью 1912 г. в условиях роста массового движения (число забастовщиков в 1912 г. составило более 1 млн. человек!) прошли выборы в IV Государственную думу. Особенностью выборов стало поражение октябристов, усиление черносотенцев, кадетов и прогрессистов. Радикализм IV Думы наглядно демонстрировал обострение социальных противоречий, что означало начало новой революционной волны.
Партия прогрессистоввозникла в 1908г., лидер – фабрикант А. И. Коновалов. Выступала за конституционную монархию, демократические свободы и отмену закона 3 июня 1907г.; национальную задачу видела в капиталистической модернизации страны.
Деятельность правительства в 1912-1914 гг. свидетельствовала о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями реформаторского толка и доверил судьбу страны приверженцам жесткого консервативного курса. В начале 1914 г. главой правительства вновь стал крайний консерватор И. Л. Горемыкин. Дискуссии затягивались, противостояние самодержавного режима и общества в лице думской оппозиции и широких социальных слоев нарастало. Однако реформаторский путь России был прерван не только в силу сопротивления правящей верхушки общества, отсутствием покоя внутреннего, но главное, не было покоя внешнего. Россия в 1914 г. оказалась втянута в Первую мировую войну.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1583;