Типы данных и объявление переменных

Операторы ввода-вывода и языковые средства ветвления

Элементы программирования, общие понятия

Понятие идентификатора

Идентификатор используется в качестве имени объекта (функции, переменной, константы и т.п.). Идентификаторы должны выбираться с учетом следующих правил:

1) обязательно начинаться с буквы латинского алфавита (a,..., z. А,..., Z) или с символа подчеркивания ( _ ), в них могут использоваться буквы латинского алфавита, символ подчеркивания и цифры (0,...,9) . Использование других символов в идентификаторах запрещено;

2) буквы нижнего регистра (а, ..., z), применяемые в идентификаторах, отличаются от букв верхнего регистра (А, ..., Z). Это означает, что следующие идентификаторы считаются разными: prog, ProG, PROG, pRoG и т.п.;

3)идентификаторы могут включать любое число символов, из которых воспринимаются и используются для выявления различных объектов (имен) только первые 32.

 

Типы данных и объявление переменных

Программа оперирует с различными данными, которые могут быть простыми и структурированными. Простые данные - это целые и вещественные числа, текст и указатели (содержат адреса памяти, по которым размещаются данные). В языке различают понятия описание переменной и ее определение (объявление). Описание устанавливает свойства объекта: его тип, размер и т.д. Определение наряду с этим вызывает выделение памяти. Каждый тип данных определяется ключевыми словами, которые приведены в табл.1.1:

Таблица 1.1

Название типа Тип зна-чения пе-ремен-ной Диапазон значений Необхо-димая память, в битах Примечания
Int Целый -32768 ...32767 Задает значения, к которым относятся все целые числа, например –6, 0, 28 и т.д.

 

Окончание табл.1.1 .

short Короткий и целый -32768 ...32767 Объекты short не могут быть больше, чем int. В Borland C int и short равной длины
long Длинный и целый 214748364…2147483647 Используется, когда диапазон значений выходит за пределы диапазона типа int
char Сим-вольный Символы кодовой таблицы ASCII (0...255) Задает значения, которые представляют различные символы, например, w, у, ф, 4, !, ., * и т. д. Этот тип часто используется как наименьшее беззнаковое целое значение
unsigned Беззнако-вый     Модификатор типов char, short, int, long, определяющий их беззнаковыми.1)
float Вещест-венный ±3.4е-38… ±3.4е+38 Определяет вещественные числа, дробная часть которых отделяется точкой (например, -5.27, 0.0, 31.69 и т.д.). Вещественные числа могут записываться в экспоненциальной форме. Например: -1.58е+2 (что равно -1,58 * 102), 3.61е-4 (что равно 3,61 *10-4).
double Вещест-венный, двойная точность ±1.7е-308... ±1.7е+308 Определяет вещественные переменные двойной точности, занимающие в два раза больше памяти, чем переменная типа float

1)Типы unsigned (например unsigned char) могут принимать большие по абсолютной величине положительные значения, чем переменные знаковых типов, за счет использования знакового бита для представления числа. Например, переменная типа unsigned int может принимать значения от 0 до 65535 (просто int при том же размере в битах от –32768 до 32767). По умолчанию unsigned a определяется как unsigned int a.

Примеры объявления данных:

int а, b;

unsigned i, j;

float k;

Здесь объявлены переменные: целые а и b , беззнаковые целые i и j , вещественное число одинарной точности k.

 

2.Ввод – вывод информации

В языке Си имеется ряд функций, предназначенных для реализаций операций ввода-вывода. Наиболее используемая – функция форматированного вывода:

printf(“управляющая строка вывода“, список_переменных_через_запятую);

Формат printf включает в себя как текстовые сообщения, так и управляющие символы. Управляющим символам предшествует символ %, за которым могут следовать буквы, определяющие прототип вывода значений переменных. Выбор прототипа зависит от типа переменной, значение которой будет выводиться вместо прототипа. Основные прототипы переменных перечислены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Название типа Формат Примечание
char %c  
char[n] %s (Строка - массив символов), где n – количество символов в строке.
int %d  
long %ld  
float %f  
double %lf  

Количество форматов в маске ввода должно соответствовать количеству переменных в списке переменных после кавычек. Переменные разделяются между собой запятыми. В формат могут входить также специальные символы, приведенные в табл.2.2.

Таблица 2.2.

Символ Назначение
\n Новая строка
\t Табуляция
\\ Вывод символа \
\” Вывод символа “

Символы, не являющиеся символами формата или спецсимволами, непосредственно выводятся функцией printf.

Пример использования оператора printf для вывода значений переменных a,b:

int a,b;// объявление переменных a,b

printf("a = %d , b = %d;\n", a, b); // вывод значений переменных a,b

//в форме a=5, b=10;

 

Оператор ввода предназначен для ввода значений переменных с клавиатуры. Формат оператора scanf соответствует формату оператора printf. Отличие заключается в том, что перед значениями переменных всех типов, за исключением массивов (строк символов), ставится амперсант – символ “&.”. Он означает, что в распоряжение функции предоставляется не содержимое, а адрес переменной, что будет рассмотрено в разделе изучения указателей.

scanf(“формат“,X1,…Xn);

Пример использования оператора scanf для ввода значений переменных a,b целого типа:

int a,b;// объявление переменных a,b

scanf ( "%d%d", &a, &b );// ввод значений переменных a,b клавиатуры

printf("a = %d b = %d\n", a, b); // вывод значений переменных a,b








Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 656;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.