Метод плоских посредников

Задача: Построить линию пересечения двух поверхностей вращения: конуса (Φ1) и сферы (Φ2). Графическое оформление задачи приведено на рис. 7.

 

 
 

Рис. 7

 

Символическая запись условия задачи: Φ1, Φ2; Φ1 ∩ Φ2 = ?

Анализ и решение задачи:

1) пересекаются две поверхности вращения второго порядка, следовательно, линия пересечения является кривой четвертого порядка.

2) так как вид пересечения – «врезка» (несквозное пересечение), то получается одна линия пересечения ℓ.

3) поверхности имеют общую плоскость симметрии α1, параллельную фронтальной плоскости проекций, значит пересечение их фронтальных очерков дает пару характерных точек – верхнюю и - нижнюю.

4) в качестве посредников для последующих построений в этой задаче целесообразно принимать горизонтальные плоскости α2, α3 и т. д., поскольку линии пересечения ими каждой из поверхностей являются наипростейшими (окружностями).

5) границей зоны видимости искомой кривой для горизонтальной плоскости проекций является экватор сферы, поэтому плоскость – посредник α2 проведенная через экватор сферы Φ2, дает на втором шаге алгоритма принадлежащие экватору точки 2 и , являющиеся границами зоны видимости для горизонтальной плоскости проекций. Эти же точки являются самыми левыми.

6) границами видимости для фронтальной плоскости проекций являются главные фронтальные меридианы и принадлежащие им точки 1 и .

Таким образом, построение линии пересечения поверхностей сводится к следующему.

Во-первых, проводим плоскость α1, параллельную фронтальной плоскости проекций через оси i и ј поверхностей. На горизонтальной плоскости проекций – это след-проекция , параллельная оси х. На фронтальной проекции находим точки пересечения очерков . Сносим полученные точки на горизонтальный след-проекцию плоскости α1 с учетом видимости (точка ' – видимая, – невидимая). Записываем первый шаг алгоритма в виде:

1)

где точка 1 – верхняя, точка - нижняя.

Отметим, что алгоритм записывается для пространства, а построение проекций точек и линии производится для каждой плоскости проекций с обязательным обозначением всех элементов построения.

Во-вторых, через экватор сферы Φ2 проводим плоскость-посредник α2, параллельную горизонтальной плоскости проекций (см. ). Параллели m2 и n2 фронтальной проекции неразличимы, так как их проекции m2" и n2" частично накладываются друг на друга. Поэтому строим их горизонтальные проекции m2' и n2', как окружности соответствующих радиусов и точки их пересечения. Фронтальные проекции " этих точек находим на след-проекции плоскости α2 по линиям проекционной связи. Записываем второй шаг алгоритма:

2)

точка 2 – левая ближняя, точка - левая дальняя. Обе точки – границы видимости.

В-третьих, произвольно проводим плоскость α3, параллельную плоскости . Аналогично второму шагу, находим горизонтальные проекции линий пересечения этой плоскости с каждой поверхностью и горизонтальные проекции точек , а затем на следе-проекции – фронтальные проекции этих точек. Записываем третий шаг алгоритма:

3) - произвольные точки. Аналогично можно было бы получить точки под номерами 4, 5 и т. д., но для данной задачи в этом нет необходимости, так как характер и форма кривой определены достаточно полно.

В-четвертых, соединяем полученные точки между собой. Поскольку искомая кривая является замкнутой, ее построение можно начинать с любой точки и в любом направлении, например .

Заключительный этап алгоритма может быть записан в виде:

 

= или = .








Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1714;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.