Всеобщее боговластие как перспектива
' Богоизбранность народа является не более чем средством для утверждения боговластия над всем человечеством. Попросту, в соответствии с принципом свободы, это должно состояться в те сроки, когда мир также совершит свой выбор. Здесь следует иметь в виду немаловажное обстоятельство. Когда Господь из многих уже образовавшихся племен и народов выбирает народ, который должен стать проводником единого боговластия, Он уже тогда думает и об остальных, которым еще предстояло прийти к этому. Подобный Господний план вовсе не был сокрытым, "тайным". Господь сообщает о Своей дальней цели первому патриарху избранного народа, Аврааму (тогда еще — Авраму): "И благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12. 3).
Если здесь речь идет о дальней перспективе, касающейся "всех племен земных", то подобное благословение должно было быть, по-видимому, особым. Если Авраам — избранник Бога, то кто же должен благословить его, кроме избравшего? В этом плане чрезвы-
чайно важен эпизод, где исполняется обещанное благословение. Приведем этот эпизод целиком: "И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. (Аврам) дал ему десятую часть из всего" (Быт. 14. 18—20).
Как видим, благословение сообщила Авраму изначально отдельная от земных властей духовная власть •— Мелхиседек. Но еще важнее вот что. Это единственный эпизод, где фигурирует личность Мелхиседека. Ни до, ни после он нигде не появляется в цепи библейских событий. Есть лишь несколько упоминаний о нем в Евангелии — понятно, уже не как о действующем лице, а лишь в связи с процитированным ветхозаветным фрагментом. Эта личность, весьма загадочная в цепи библейских событий, стоит в самом начале формирования богоизбранного народа, и фактически внезапное появление этого персонажа в одном небольшом эпизоде становится символом всеобщего боговластия, причем, смеем утверждать, с отчетливым намеком на тройственность единого Бога. Попробуем обосновать эту мысль.
О личности Мелхиседека сказано чересчур скупо — в двух выражениях: "Царь Салимский" и "Он был священник Бога Всевышнего". Однако, внимательное изучение этих скудных сведений позволяет утверждать, что все-таки сказано предостаточно для того, чтобы считать это лицо наиболее важным в контексте подготовки той теократической структуры, которую видим в Библии. Первое — как явствует из вышеприведенных двух определений Мелхиседека, он сочетает в себе священство и царство. Второе — о существовании царства Салим нигде в Библии нет речи, Салим отождествляется с Иерусалимом. В Псалтири читаем: "Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его" (Пс. 75. 3). Отметим, что топонима "Иерусалим" во времена Авраама еще не было; по крайней мере, это название впервые упоминается в Книге Иисуса Навина: "Иевус, иначе Иерусалим" (И. Нав. 18. 28). Слово "Салим" (в некоторых транслитерациях "Салом" — евр. "Шалом") означает мир. Следовательно, выражение "царь Салимский" (в Послании к Евреям — "царь Салима" — Евр. 7. 1) переводит-
ся как "царь мира". Помимо этого, само имя Мелхиседек означает "царь истины". Оба эти значения приводит и апостол Павел: "По знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира" (Евр. 7. 2). Третье — все основные лица в библейской истории имеют свою родословную, о родословной же такого важного лица, как Мелхиседек, нет ни слова. По-видимому, это можно счесть намеком на его несколько иное происхождение. Ссылаясь на это обстоятельство, апостол говорит о Мелхиседеке: "Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни" (Евр. 7. 3). Четвертое — Мелхиседек не является представителем богоизбранного народа, о нем сказано: "Сии [сыны Левиины. — Р. П.] произошли из чресл Авраамовых. Но сей [Мелхиседек. — Р. П.], не происходящий от рода их" (Евр. 7. 5—6). Конечно, слова апостола несколько загадочны, потому что бессмысленно обсуждать, происходит ли старший современник Авраама "из чресл" его. То, что Мелхиседек старше Авраама, не вызывает сомнений, потому что не может младший благословлять старшего: "Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр. 7. 7). Но в словах из Евангелия от Луки подчеркивается, что Мелхиседек стоит особняком — не "внутри", а "над" этим народом. Более того, Мелхиседек обитает среди племен, совершенно далеких от единобожия. Заметим, что второе название Иерусалима, приведенное в Книге Навина, — "Иевус" — говорит о том, что в Салиме жили иевусеи — те, которых Господь называет при перечислении народов, подлежащих изгнанию, чтобы отдать их землю потомкам Авраама ("Потомству твоему даю Я землю [...] Иевусеев" — Быт. 15. 18—21); "Прогоню [...] Иевусеев" — Исх. 33. 2; 34. 11). Это обстоятельство позволяет предположить, что, по-видимому, Мелхиседек, будучи духовной властью над богоизбранным народом (ибо лишь духовная власть может благословлять), в то же время является единой духовной властью не только над ним, но и над иными народами. Пятое — длительное время спустя, уже в эпоху судей, узнаем, что из перечисленных народов как раз иевусеи не были изгнаны: "Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня" (Суд. 1. 21). То есть народ, среди которого обитал Мелхиседек, оказался спасен от изгнания. Шестое — задолго до того, как было
законодательно установлено отдавать десятину Господу ("И всякая десятина [...] принадлежит Господу" — Лев. 27. 30; "И всякую десятину [...] должно посвящать Господу" — Лев. 27. 32), Аврам при встрече с Мелхиседеком "дал ему десятую часть из всего". Наконец, седьмое — встреча Аврама с Мелхиседеком сопровождается, помимо благословения, также передачей Авраму хлеба и вина. Этот акт можно, безусловно, соотнести с таинством евхаристии, причащения.
Здесь, на весьма выразительном числе "семь", мы прервем свои соображения и отметим: все вышесказанное указывает на отчетливую параллель с Христом, подтверждаемую далее словами о Спасителе: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109. 4; Евр. 5. 6; 7. 17, 21); "Наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека" (Евр. 5. 10); "По подобию Мелхиседека восстает священник иной" (Евр. 7. 15). Подтверждается эта параллель и словами о самом Мелхиседеке: "Уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (Евр. 7. 3). Все эти параллели и сравнения с грядущим Мессией особо подчеркивают незыблемость, безначальность и нескончаемость духовной власти. С одной стороны, не будь этого факта встречи с Мелхиседеком, по-видимому, за четыреста лет египетского пленения, за четырехвековое пребывание в условиях окружавшего многобожия, у израильтян вовсе была бы стерта память о единобожии, о своем Боге. Однако мы видим, что этого не случилось. С другой стороны, мы не случайно особо отметили, что появляется это лицо тогда, когда уже образовались многие племена и народы, из которых мог быть выбран один, но лишь при условии сохранения перспективы прихода всех к единому боговластию.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 756;