Парадигмы социологической теории
Субъекты теории
Вероятно, справедливо утверждение о том, что сегодня существует господство, доминация западнического подхода в мировой социологической теории. Надо признать, что, возникнув в середине XIX века, исходя из социальных потребностей западного общества, социологическая теория действительно является по преимуществу европоцентристской сферой. И, тем не менее, в настоящее время довольно определенно заявили о себе и имеют свое четко выраженное лицо и другие субъекты социологической теории, помимо Западной Европы. Где же действуют эти субъекты?
На монреальском XIV Всемирном конгрессе Международной Социологической Ассоциации (МСА) в 1998 году в президентском докладе И. Валлерстайна очень много говорилось о не-западных, оригинальных концепциях континуума “социальное пространство – социальное время”, осмысление которого предложил арабский социолог Абдул Малек. У арабов восприятие времени и пространства совершенно другое, нежели в западном индустриальном обществе.
Самобытно и значимо развивается в настоящее время социология в Латинской Америке. Известно, что в результате настойчивых усилий латиноамериканских социологов МСА включила испанский язык в число своих официальных языков. Профессор Фернандо Кардоза, бразильский социолог, создавший теорию зависимости, был благодаря этой концепции с энтузиазмом избран своей нацией президентом Бразилии.
Достаточно интересно развивается социология в Израиле. Это продемонстрировала, в частности, работа 34 Всемирного конгресса МИС в Тель-Авиве в 1999 году. Концепции, предложенные Шмуэлем Айзенштайном, исследования Элиху Каца также вошли сегодня в мировой социологический тезаурус.
Проанализируем теперь, кто в настоящее время является социальным субъектом социологических теорий. Ведь социальная теория важна не тем, что она справедлива, истинна, вскрывает закономерности. Она становится некоторой силой в научном, а иногда и в более широком сообществе, когда сообщество ее поддерживает, когда она принимается, легитимизируется в своей профессиональной среде, когда у нее появляются сторонники, последователи, когда на основе этой теории начинает что-то происходить, развертываются последующие, вытекающие из нее действия.
Теория работает, когда она выходит на операциональный уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические сообщества, международные и региональные.
Наиболее мощным из таких объединений является Международная Социологическая Ассоциация. Есть также сравнительно небольшое по числу участников объединение, в которое входят оченьи звестные социологи, – Международный Институт Социологии (МИС), существующий с 1893 года. Менее десяти лет назад появилось, но уже очень активно действует Европейская Социологическая Ассоциация (ЕСА).
У каждого из этих объединений есть свое лицо. Скажем, Международная Социологическая Ассоциация претендует на все без исключения поле социологических исследований. Как известно, в ее составе действует более 50 отраслевых международных исследовательских комитетов.
Международный Институт Социологии в последнее время ориентирован, главным образом, на политическую социологию, на отслеживание того, как стыкуются теории, принятые в современном обществе, и практика, социальная реальность.
Наконец, Европейская Социологическая Ассоциация также нашла свое собственное – интересно – лицо. Если кратко резюмировать ее сущность, то пафос деятельности ЕСА сводится к превращению Европы в Европу социального качества. Принята была даже специальная Амстердамская Декларация социального качества Европы, в которой описан чрезвычайно высокий уровень социальных достижений, показателей, выраженных в точных социальных индикаторах, за реализацию которых берутся европейские социологи. ЕСА претендует на то, чтобы стать официальной структурой в рамках европейского общества. Однако это – тема особого анализа.
Парадигмы социологической теории
Рассмотрим теперь основные парадигмы, в рамках которых формулируются современные социологические теории. Сегодня социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы следует не из деклараций. Так, Алвин Гоулднер предлагает выводить основные парадигмы социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто даже сам социолог для себя не сформулировал. Однако на основе этих, не до конца им самим осознаваемых, допущений и строится весь его подход.
Наиболее популярный в современной мировой социологии учебник “Современная социологическая теория”, изданный под редакцией Маргарет Полома, и выполненный в жанре хрестоматии (подборки текстов ведущих теоретиков), – выделяет три ведущие современные социологические парадигмы: натуралистическую, интерпретирующую и оценивающую.
Суть натуралистической парадигмы состоит в том, что социология должна строго следовать методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные факты, и только факты, – зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые, – это и есть идеал научного познания.
Главным критерием научности здесь, в частности, выступает применение математических методов. Это – один из подходов, он сегодня является достаточно живым и широко используемым. На любом социологическом конгрессе примерно 80% всех докладов обязательно сопровождаются строгими математическими выкладками, они основаны на солидном математическом анализе.
Вторая парадигма – интерпретирующая социология. Эта социология утверждает, что процессы социального познания качественно отличаются от иных познавательных процессов. Это новое качество социальных процессов связано с их осознанием людьми, с переходом на уровень осмысления процессов и, соответственно, формулированием выводов об этих процессах. Понятно, что свое начало эта парадигма ведет от “понимающей социологии” М. Вебера. ,
Кто сегодня развивает это направление? Прежде всего, в его рамках действуют, в частности, теоретики феноменологии, этноме
тодологи школы Г. Гарфинкеля.
Наконец, существует и оценивающая социология. Действующий в ее рамках социолог пытается не только добыть истину, но и связать эту истину с целями деятельности. Задача этой деятельности – на основе знаний произвести какие-то благоприятные изменения в социальных процессах и явлениях. Понятно, что начало такому парадигматическому подходу положил К. Маркс с его знаменитым тезисом о том, что “философы различным образом объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его”.
Какие современные социологические теории представляют данную парадигму? Здесь представлен значительный ряд теорий: и теория социологического воображения Ч. Райта Миллса, и социотроника А. Гоулднера, и особенно популярная в современной западной социологии концепция “открытого общества”, предложенная Карлом Поппером и Амитаем Этциони. Согласно Этциони, “открытое общество” – это общество, члены которого социально ответственны и контролируют социальные процессы на основе полного доступа к знанию, к информации, и на этой базе они принимают гласные решения. А “закрытое общество” – это то общество, где лишь имитируется доступ к информации, а также гласность принятия решений.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 884;