Основные принципы теории справедливости
Первичный субъект принципов социальной справедливости – это базисная структура общества, то есть организация основных социальных институтов в рамках единой схемы кооперации. Сам же институт Ролз определяет как “публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий – в качестве разрешенных, а другие – в качестве запрещенных, и по ним наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие” [Ролз Д. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. – С. 61].
В качестве примеров подобных институтов автор называет игры и ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности. Реализуется институт двумя путями: абстрактно как возможная форма поведения, выражаемая системой правил; и эмпирически как реальные представления и поведение определенных личностей в определенное время в определенном месте, специализированные этими правилами. Ролз предлагает считать справедливым или несправедливым только реализованный институт, эффективно и беспристрастно управляемый.
Центральными для теории справедливости являются два принципа:
Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей.
Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно
A) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и
B) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей.
Эти базовые принципы дополняются двумя основополагающими правилами приоритета:
Первое правило – приоритет свободы. Основные свободы могут быть ограничены только во имя самой свободы. При этом возможны два случая:
A) менее широкие свободы должны укреплять всю систему свободы, разделяемую всеми;
B) свобода меньшая, чем равная, должна быть приемлемой для граждан, обладающих этой меньшей свободой.
Второе правило – приоритет справедливости над эффективностью и благосостоянием. Второй принцип справедливости иерархически предшествует принципам эффективности и максимизации суммы выгод, а честное равенство возможностей предшествует принципу различия. Здесь возможны два случая:
A) неравенство возможностей должно увеличивать возможности людей с меньшими возможностями;
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 921;