Социальный характер
Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный
Культурой
Социолога интересуют не абстрактные качества абстрактных людей, не
единичные добродетели или пороки, а типичные черты, которые соотносят
человека с собственно человеческим и природным миром. Под понятием
социальный характер Фромм подразумевает то общее для большинства
представителей одной и той же культуры, что образует относительно
стабильную систему неинстинктивных стремлений, ориентаций, установок,
которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в
данный исторический момент9.
Теория Фромма опирается на фрейдовскую характерологию в следующих
пунктах: черты характера конституируют силы, которые личность может не
осознавать; признается, что сущность характера строится не на единичном его
свойстве, а является целостной структурой, из которой вытекает некое
множество единичных свойств. Однако Фромм отверг представление, будто
сексуальное влечение является источником энергии характера и полагал, что его
основу составляют процессы взаимоотношения людей другом с другом и их
отношением к вещам. Характер - это продукт межличностного
взаимодействия, он также детерминирован социокультурной структурой
общества.
Назначение социального характера состоит в организации энергии членов
общества таким образом, чтобы их поведение определялось не сознательным
решением следовать социально заданному образцу, а желанием поступить
так, как они должны, испытывая при этом удовлетворение от действий,
соответствующих требованиям культуры. Формируя и направляя
человеческую энергию, социальный характер обеспечивает непрерывную
деятельность конкретного общества. Так, например, социальный характер
современного общества направляет энергию людей на весьма организованный
труд, который предполагает дисциплинированность, пунктуальность и т.д. Если
бы каждый человек, занятый трудовой деятельностью, ежедневно сознательно
принимал решения, что он хочет работать, исполнять все предписанные при
этом требования, то подобное сознательное обдумывание деятельности привело
бы к значительному числу исключений, чем это допустимо для
функционирования предприятия и общества в целом. Для большинства
представителей современной культуры необходимость быть на уровне
требований высоко организованного труда превращена во внутреннее,
неосознанное стремление к такому поведению.
Социальный характер как ядро индивидуальных характеров множества
индивидов формируется в процессе приобщения индивидов к материальным и
духовным ценностям. На него оказывают влияние особенности
производственной деятельности, религиозные и политические идеи. Через
социальный характер новому поколению от предыдущего передаются разум и
любовь, равно как враждебность и беспокойство. Пока объективные условия
образа жизни и жизненная практика остаются относительно неизменными,
социальный характер играет главным образом стабилизирующую роль в
обществе. Однако, как подчеркивает Фромм, если изменяются внешние
9 См.: Там же. - С. 338
экономические или идеологические условия, если они перестают
соответствовать традиционному социальному характеру, то он превращается в
дезинтегрирующий общество элемент.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 673;