Критерии общественного здоровья
Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его
приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно
решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться
почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат
его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения,
которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. Фромм не
принял фрейдовский постулат о неизбежности конфликта между обществом и
природой человека, который фактически означал защиту современного
общества.
14 Там же. - С. 389
Здоровому обществу социолог противопоставляет не просто "нездоровое"
общество, а общество патологическое, безумное. Примером патологического
общества являются нацистское или сталинисткое общество. Хотя эти общества
по-своему обеспечили индивидам убежище и безопасность, они создали
условия для высшей степени отчуждения, утвердили авторитарное
идолопоклонство, вынудили людей бежать от свободы.
Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в
разумные, творческие действия людей, которая была замещена верой в идолов
- вождя, государство, "отечество". История возникновения патологического
общества в России, как считает Фромм, такова. Ленин, следуя Марксу, исходил
из исторической миссии рабочего класса, суть которой в достижении новой
гармонии между людьми и между человеком и природой, построения общества,
в котором "свободное развитие каждого является свободным развитием всех".
Но Ленин не верил, что достичь этой цели может собственно рабочий класс и
полагал, что во главе его должна стоять группа профессиональных
революционеров. При этом решающим моментом было неверие в разумные
действия собственно рабочих и крестьян, которое исходило, полагает Фромм, из
неверия в человека вообще. Это и привело к выбору в пользу замены веры в
человека на авторитарное идолопоклонство со всеми вытекающими
последствиями - беспощадной эксплуатацией, политическим террором,
отчуждением человека от самого себя и от собственно человеческих сил.
В противоположность патологическому здоровое общество, как "модель
идеального типа", предполагает самоценность человека - ни один человек не
является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто
не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих
возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены
собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек - активный
и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная
цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и
сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием - рационально
обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу,
одежде человека.
Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 652;