Социальные факты и ценности
Социология становится наукой и благодаря тому, что она должна использовать
объективные методы, быть свободной от оценочных суждений исследователя. В работе
<Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке> Вебер
обосновывает положение о том, что социология - социальная наука, свободная от
ценностных суждений. Это, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных
пристрастий, но они не должны вторгаться в научные разработки. Тем более, это нельзя
понимать как отказ от анализа ценностей вообще. Напротив, предметом социологии
является изучение действий людей с учетом детерминации общезначимых ценностей -
истины, справедливости, красоты и т.д.
Вместе с тем социолог различает ценности практические (социокультурные
основания конкретного общества в определенный период его развития) и ценности
научные (истина). Вебер верил, что при проведении анализа социальных реалий и,
естественно, изучении их ценностных составляющих можно в принципе отделить
социальные факты от ценностей. При этом ценности социальных фактов необходимо
обязательно относить к конкретному историческому периоду. По его мнению, социология
как научная дисциплина обретает характер "понимающей" социальной науки, поскольку
ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны,
общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи.
Социология имеет отношения к ценностям и в том смысле, что исследователь
выбирает для изучения конкретные социальные факты (включая те, которые имеют
отношение к прошлому), исходя из современной системы ценностей.
Своим декларированным принципам о разграничении социальных фактов и
ценностей самому Веберу не всегда удавалось следовать. Не случайно его называют
<буржуазным Марксом>. Действительно, Вебер, как и Маркс, изучал те же социальные
реалии - современные капиталистические отношения, но в отличие от Маркса занимал
сторону капиталистов и бюрократов, видя только в них (даже не в среднем классе!)
социальную силу, способную инициировать и возглавить исторический прогресс.
Некоторые современные зарубежные исследователи творчества Вебера упрекают его в
нарциссизме в отношении к немецкому государству и протестантизму, что сказалось на
1 Вебер М. Избранные произведения. М.: <Прогресс>, 1990. - С. 496
конкретных выводах его теории. Вебер, как и Маркс, был нетерпим к своим оппонентам,
особенно к самому Марксу, критикуя его теорию за экономический детерминизм. Так, в
Венском университете Вебером был прочитан курс лекций с характерным названием
<Позитивная критика материалистической концепции истории>.
Кроме того, "понимающая" социология Вебера подвергалась критике за
абсолютизацию западной рациональность, прежде всего индивидуалистической системы
ценностей.
И все же мировая социологическая мысль ценит Вебера за то, что он явился
создателем принципиально новой социологической парадигмы, предложив оригинальный
теоретико-методологический инструментарий исследования поведения людей и
социальных реалий в целом, а также новаторские принципы основания социологического
знания.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 691;