Понимание (Verstehen) социальных действий
В термин Verstehen Вебер вкладывает свой особый смысл. Это - рациональная
процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них -
изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был
сторонником социального номинализма. Напомним, что это теоретическая и
методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в
конечном счете, определяет суть общества.
Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей являются
основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно
считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального
действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента: 1) субъективная
мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация
на поведение других людей. Вебер отмечает: "Действием мы называем действие человека
(независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к
невмешательству или терпеливому принятию, если и поскольку действующий индивид
или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое
действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами
смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него"2.
Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, не
является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести
непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них
просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит
реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя
отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке,
кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и
осознанно целенаправленная активность.
Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто
подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление
(раскрытие зонтов множеством людей во время дождя) или когда они действуют как
атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения как реакции на
определенный стимул, например, <опасность>).
Эмоциональные излияния, непроизвольные выкрики, проявления радости от встреч
с героями и вождями или выплески гнева в адрес "врагов" также нельзя отнести к
социальным действиям, ибо в них просто нет активного разумного начала как
2 Там же. - С. 602-603
способности человека отражать и постигать мир, не искажая его реальное содержание
восторгами или страхами.
Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает
интересы других людей, остается для них незамеченным. Пример тому - маниловщина,
мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, которое, как показал Н.В. Гоголь
в "Мертвых душах", весьма характерно для многих россиян, которые даже, вероятно, не
отдают себе в этом отчета.
Ещё одно важное замечание, которое делает социолог: предметом его парадигмы
являются действия индивидов, а не коллективов. Употребляя понятия государство,
корпорация, семья, армейское подразделение и т.д., следует иметь в виду, что эти и другие
социальные структуры сами по себе не являются субъектами социального действия.
Поэтому, с точки зрения Вебера, нельзя, например, понять действие парламента или
президентской администрации, фирмы или семьи, но можно и нужно стремиться к тому,
чтобы интерпретировать действия составляющих их индивидов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 799;