ПАТРИОТИЗМ И РАСИЗМ 5 страница

Не нужно и говорить, что во всем этом не было и нет ничего сугубо французского. Огромная педагогическая индустрия ведет неустанную работу, обязывая молодых американцев помнить/забывать военные действия 1861 — 1865 гг. как великую «гражданскую» войну между «бра­тьями», а не между двумя суверенными нациями-госу­дарствами, какими они короткое время были. (Тем не менее, мы можем быть уверены, что если бы вдруг Конфе­дерации удалось отстоять свою независимость, то эту «гражданскую войну» заменило бы в памяти что-нибудь совершенно небратское.) Учебники английской истории предлагают вниманию сбивающее с толку зрелище ве­ликого Отца-основателя, которого каждого школьника учат называть Вильгельмом Завоевателем. Тому же ре­бенку не сообщают, что Вильгельм не говорил по-анг­лийски и, по правде говоря, вообще не мог на нем гово­рить, поскольку английского языка в то время еще не было; не говорят ребенку и о том, «Завоевателем» чего он был. Ибо единственно мыслимым современным ответом было бы: «Завоевателем англичан», — что превратило бы старого норманнского хищника во всего лишь более удачливого предшественника Наполеона и Гитлера. Сле­довательно, определение «Завоеватель» функционирует в качестве такого же эллипса, что и «la Saint-Barthélémy», напоминая о чем-то таком, что немедленно необходимо забыть. Таким образом, норманн Вильгельм и саксонец Гарольд встречаются в битве при Гастингсе если уж не как танцевальные партнеры, то, по крайней мере, как братья.

Было бы, разумеется, слишком просто приписать эти удостоверяющие древние братоубийства одному только холодному расчету государственных функционеров. На другом уровне они отражают глубокую структурную трансформацию воображения, которую государство вряд ли вообще сознавало и над которой оно имело и до сих пор имеет лишь крайне незначительную власть. В 30-е годы люди многих национальностей пошли воевать на Иберийский полуостров, поскольку увидели там арену,


где были поставлены на карту глобальные исторические силы и причины. Когда долголетний режим Франко по­строил Долину Павших, он ограничил право членства в этом угрюмом некрополе теми, кто, в его глазах, поло­жил жизнь во всемирной борьбе с большевизмом и ате­измом. Однако на окраинах государства уже появлялась «память» об «испанской» гражданской войне. Только после смерти коварного тирана и последовавшего затем поразительно ровного перехода к буржуазной демокра­тии — в котором она сыграла решающую роль — эта «память» стала официальной. Почти так же и колос­сальная классовая война, бушевавшая с 1918 до 1920 гг. на просторах от Памира до Вислы, стала вспоминаться/ забываться в советском кино и литературе как «наша» гражданская война, хотя советское государство в целом придерживалось ортодоксального марксистского прочте­ния этой борьбы.

В этом отношении креольские национализмы обеих Америк особенно для нас поучительны. Ибо, с одной сто­роны, американские государства были на протяжении многих десятилетий слабы, всерьез децентрализованы и весьма скромны в своих просветительских амбициях. С другой стороны, американские общества, в которых «бе­лые» поселенцы оказались противопоставлены «чер­ным» рабам и наполовину истребленным «туземцам», страдали от такого внутреннего раскола, какой Европе и не снился. Тем не менее, воображение этого братства, без которого не может родиться и подтверждение брато­убийства, проявляется довольно рано, причем не без курь­езной аутентичной массовости. На примере Соединен­ных Штатов Америки этот парадокс особенно хорошо виден.

В 1840 г., в разгар жестокой восьмилетней войны с семинолами во Флориде (и в то самое время, когда Миш­ле вызывал из прошлого своего Эдипа), Джеймс Фенимор Купер опубликовал повесть «Следопыт", четвертый из пяти необычайно популярных рассказов о Кожаном Чул­ке. В центре этого произведения (и всех других, кроме первого) находится, по выражению Лесли Фидлера, «су­ровая, внешне почти никак не проявляющаяся, но несом-


ненная любовь» между «белым» лесным человеком Натти Бампо и благородным делаварским вождем Чингачгу­ком («Чикаго»!)32. Вместе с тем, ренановским антура­жем их кровного братства являются не кровавые 30-е годы XIX века, а последние забываемые/вспоминаемые годы британского имперского правления. Оба изобра­жаются «американцами», ведущими борьбу за выжива­ние — с французами, их «туземными» союзниками («чёр­товыми минго») и коварными агентами Георга III.

Когда в 1851 г. Герман Мелвилл изобразил Измаила и Квикега уютно расположившимися в одной кровати в гостинице «Китовый фонтан» («Так мы и лежали с Кви­кегом в медовый месяц наших душ — уютная, любящая чета»), благородный полинезийский дикарь был иронич­но американизирован следующим образом:

«... несомненно, с точки зрения френолога, у него был ве­ликолепный череп. Может показаться смешным, но мне его голова напомнила голову генерала Вашингтона с известного бюста. У Квикега был тот же удлиненный, правильный, по­степенно отступающий склон над бровями, которые точно так же выдавались вперед, словно два длинных густо зарос­ших лесистых мыса. Квикег представлял собой каннибаль­ский вариант Джорджа Вашингтона»33.

Осталось лишь Марку Твену в 1881 г., когда «граж­данская война» и Прокламация Линкольна об освобож­дении негров-рабов остались далеко позади, создать пер­вый неизгладимый образ черного и белого как амери­канских «братьев»: Джима и Гека, дружно плывущих по течению широкой реки Миссисипи34. Но все это про­исходит на фоне вспоминаемого/забываемого довоенного времени, в котором черный все еще раб.

Эти поразительные образы братства XIX столетия, «ес­тественным образом» возникающие в обществе, раздира­емом предельно жестокими расовыми, классовыми и ре­гиональными антагонизмами, столь же ясно, как и все другое, показывают, что в век Мишле и Ренана национа­лизм репрезентировал новую форму сознания: сознание, родившееся в то время, когда нацию уже невозможно было пережить как нечто новое, т. е. тогда, когда волна разрыва с прошлым достигла наивысшей точки.


Биография наций

Все глубинные изменения в сознании в силу самой своей природы несут с собой и характерные амнезии. А из таких забвений в особых исторических обстоятельст­вах рождаются нарративы. Пережив физиологические и эмоциональные изменения, вызванные процессом поло­вого созревания, невозможно «помнить» сознание времен детства. Как много тысяч дней, прошедших от младенче­ства до наступления зрелости, уходят за пределы прямо-|го воспоминания! Как странно нуждаться в помощи дру­гого, чтобы узнать, что этот голенький карапуз на пожел­тевшей фотографии, счастливо развалившийся на пледе или в детской кроватке, и есть ты сам. Фотография, слав­ное дитя эпохи механического воспроизводства, — всего лишь самое категоричное в огромном современном скоп­лении документальных свидетельств (свидетельств о рож­дении, дневников, табелей успеваемости, писем, медицин­ских карт и т. д.), которое одновременно регистрирует некоторую кажущуюся непрерывность и подчеркивает ее выпадение из памяти. Из этого отчуждения от про­шлого рождается представление об индивидуальности, идентичности (да, ты и этот голый младенец идентич­ны), о которой, поскольку о ней нельзя «помнить», необ­ходимо рассказывать. Несмотря на доказательство био­логией того, что за семь лет каждая клетка человеческо­го тела обновляется, автобиографические и биографиче­ские повествования из года в год наводняют рынки пе­чатного капитализма.

Эти нарративы, подобно романам и газетам, рассмот­ренным в главе 2, помещаются в гомогенное, пустое вре­мя. Следовательно, их рамка является исторической, а их фон — социологическим. Именно поэтому так мно­го автобиографий начинаются с описания жизненных обстоятельств родителей и прародителей, относительно которых автобиограф может обладать лишь случайны­ми, текстовыми сведениями; и именно поэтому биограф изо всех сил старается зафиксировать календарные, н. э.-шные даты двух биографических событий, о кото­рых сам человек, описываемый в биографии, никогда не


может помнить: дня рождения и дня смерти. Ничто так остро не напоминает о современности такого нарратива, как начало Евангелия от Матфея. Ибо евангелист дает нам строгий перечень тридцати мужчин, последователь­но родившихся один от другого, начиная с патриарха Ав­раама и заканчивая Иисусом Христом. (Лишь единож­ды упоминается женщина, да и то не потому, что она мать, а потому, что она не еврейка, а моабитка.) Ни для одного из предков Иисуса не приводится ни одной даты, но только социологическая, культурная, физиологиче­ская или политическая информация о них. Этот пове­ствовательный стиль (который также отражает превра­щение разрыва-в-Вифлееме в память) был совершенно естествен для святого автора генеалогии, ибо он мыслил Христа не как историческую «личность», а лишь как истинного Сына Божьего.

Так же, как с современными личностями, обстоит дело и с нациями. Сознание помещенности в мирской, после­довательно поступательный поток времени, со всей выте­кающей отсюда непрерывностью, но вместе с тем и с «заб­вением» переживания этой непрерывности — продук­том разрывов, произошедших на исходе XVIII века, — рождает потребность в нарративе «идентичности». Эту задачу Мишле ставит перед своими «магистратурами». Тем не менее, между повествованиями о персоне и нации есть одно существенное отличие. В мирской истории о «персоне» есть начало и конец. Она ненадолго является из родительских генов и социальных обстоятельств на историческую сцену, дабы до наступления смерти сыг­рать на ней некоторую роль. И после этого — ничего, кроме шлейфа затянувшейся славы или влияния. (Пред­ставьте себе, как было бы странно сегодня завершить жизнеописание Гитлера наблюдением того, как 30 апре­ля 1945 г. он направляется прямиком в ад.) У наций, в свою очередь, нет ясно определимых рождений, а смерти, если вообще происходят, никогда не бывают естествен­ными35 . Поскольку у нации нет Творца, ее биография не может быть написана по-евангельски, «от прошлого к настоящему», через длинную прокреативную череду рож­дений. Единственная альтернатива — организовать ее


«от настоящего к прошлому»: к пекинскому человеку, яванскому человеку, королю Артуру, насколько далеко сумеет пролить свой прерывистый свет лампа археоло­гии. Такая организация, однако, размечается смертями, которые — по курьезной инверсии общепринятой генеа­логии — начинаются с исходной точки в настоящем. Вторая мировая война порождает первую мировую; из Седана является Аустерлиц; а предком Варшавского восстания становится государство Израиль.

И все-таки смерти, структурирующие биографию на­ции, особого рода. На 1200 страницах внушающего бла­гоговейный ужас труда Фернана Броделя «La Méditerranée et le Monde Méditerranéen à l'Epoque de Philippe II* нет ни еди­ного упоминания о «la Saint-Barthélémy», хотя она пришлась едва ли не на самую середину правления Филиппа П. Для Броделя смерти, имеющие значение, — это те мири­ады анонимных событий, которые, будучи собранными и усредненными в столетних уровнях смертности, позво­ляют ему схематично обрисовать медленно меняющиеся условия жизни миллионов анонимных людей, относитель­но которых вопрос об их национальности является са­мым последним.

Из безжалостно нагромождающихся кладбищ Броде­ля биография нации, между тем, выхватывает — в проти­вовес текущему уровню смертности — показательные су­ициды, трогательные самопожертвования, злодейские убийства, казни, войны и массовые бойни. Но для того, чтобы служить повествовательным целям, эти насиль­ственные смерти должны вспоминаться/забываться как «наши собственные».


БИБЛИОГРАФИЯ

Alers, Henri J. Om een rode of groene Merdeka. Tienjaren binnenlandse poli­tiek. Indonesië, 194353. Eindhoven: Vulkaan. 1956.

Ambler, John Steward. The French Army in Politics, 19451962. Columbus: Ohio State University Press. 1966.

Anderson, Benedict R. O'Gorman. Language and Power: Exploring Political Cultures in Indonesia. Ithaca: Cornell University Press. 1990.

Anderson, Benedict R. O'Gorman. 'Studies of the Thai State: The State of Thai Studies.' In Eliezer B. Ayal, ed. The State of Thai Studies: Analyses of Knowledge, Approaches, and Prospects in Anthropology, Art History, Economics, History and Political Science. Athens, Ohio: Ohio University, Center for International Studies, Southeast Asia Program. 1979. pp. 193—247.

Auerbach, Erich. Mimesis. The Representation of Reality in Western Literature. Trans. Willard Trask. Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor. 1957. — Рус. пер.: Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейс­кой литературе I Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Прогресс, 1976.

Baltazar [Balagtas], Francisco. Florante at Laura. Manila: Florentino. 1973. (Репринтное воспроизведение первого издания 1861 г. издательства Рами­реса и Жиродье.)

Barnett, Anthony. 'Inter-Communist Conflicts and Vietnam.' Bulletin of Concer­ned Asian Scholars, 11:4 (October-December 1979). pp. 2—9. (Перепечатано из журнала Marxism Today, August 1979).

Barthes, Roland. Michèlet par lui-même. Bourges: Editions du Seuil. 1954.

Battye, Noel A. 'The Military, Government and Society in Siam, 1868—1910. Politics and Military Reform in the Reign of King Chulalongkom.' Ph.D. thesis. Cornell University. 1974.

Bauer, Otto. Die Nationalitätenfrage und die Sozialdemokratie (1907), in Werkausgabe. Wien: Europaverlag. 1975. Bd. I, S. 49—602. — Рус. пер.: Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия I Пер. с нем. М. С. Панина. СПб.: Серп, 1909.

Benda, Harry J. The Crescent and the Rising Sun: Indonesian Islam under the Japanese Occupation. The Hague and Bandung: van Hoeve. 1958.

Benjamin, Walter. Illuminations. L.: Fontana. 1973.

Bloch, Marc. Feudal Society. Trans. I. A. Manyon. Chicago: University of Chi­cago Press. 1961. 2 vols.

Bloch, Marc. Les Rois Thaumaturges. Strasbourg: Librairie Istra. 1924. — Рус. пер.: Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестествен­ном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии I Пер. с фр. В. А. Мильчиной. М.: Языки русской культуры, 1998.


Boxer, Charles R. The Portuguese Seaborne Empire, 1415—1825. New York: Knopf. 1969.

Braudel, Fernand. La Méditerranée et le Monde Méditerranéen à l'Époque de Philippe II. Paris: Armand Colin. 1966.

Browne, Thomas. Hydriotaphia, Urne-Buriall, or A Discourse of the Sepulchrall Urnes lately found in Norfolk. London: Noel Douglas Replicas. 1927.

Cambodge. Ministère du Plan et Institut National de la Statistique et des Recher­ches Économiques. Résultats Finals du Recensement Général de la Population, 1962. Phnom Penh. 1966.

Chambert-Loir, Henri. 'Mas Marco Kartodikromo (c. 1890—1932) ou L'Édu­cation Politique.' In Pierre-Bernard Lafont and Denys Lombard, eds. Littératures contemporaines de l'asie du sud-est. Paris: L'Asiathèque. 1974. pp. 203—314.

Cooper, James Fenimore. The Pathfinder. New York: Signet Classics. 1961. — Рус. пер.: Купер Дж. Ф. Следопыт, или На берегах Онтарио I Пер. с англ. Р. М. Гальпериной и др. М.: Правда, 1981.

Craig, Gordon A. The Politics of the Prussian Army, 16401945. New York and Oxford: Oxford University Press. 1956.

Debray, Régis. 'Marxism and the National Question.' New Left Review, 105 (September-October 1977). pp. 25—41.

Defoe, Daniel. Selected Poetry and Prose of Daniel Defoe, ed. Michael F. Shug­rue. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1968.

Djilas, Milovan. Tito, the Inside Story. Trans. Vasilije Kojać and Richard Hayes. London: Weidenfeld and Nicholson. 1980.

Eisenstein, Elizabeth L. 'Some Conjectures about the Impact of Printing on Western Society and Thought: A Preliminary Report.' Journal of Modern History, 40: 1 (March 1968). pp. 1—56.

Fall, Bernard B. Hell is a Very Small Place. The Siege of Dien Bien Phu. New York: Vintage. 1968.

Febvre, Lucien, and Henri-Jean Martin. The Coming of the Book. The Impact of Printing, 1450— 1800. London: New Left Books. 1976. [Перевод книги L'Appa­rition du Livre. Paris: Albin Michel. 1958]

Fiedler, Leslie. Love and Death in the American Novel. New York: Stein and Day. 1966.

Fields, Rona M. The Portuguese Revolution and the Armed Forces Movement. New York, Washington and London: Praeger. 1975.

Franco, Jean. An Introduction to Spanish-American Literature. Cambridge: Cambridge University Press. 1969.

Gellner, Ernest. Thought and Change. London: Weidenfeld and Nicholson. 1964.

Gilmore, Robert L. Caudillism and Militarism in Venezuela, 1810—1919. Athens, Ohio: Ohio University Press. 1964.

Greene, Stephen. 'Thai Government and Administration in the Reign of Rama VI (1910—1925).' Ph.D. thesis. University of London. 1971.

Groslier, Bernard Philippe. Indochina. Cleveland and New York: The World Publishing Company. 1966.

Heder, Stephen P. 'The Kampuchean-Vietnamese Conflict.' In David W. P. Elliott, ed. The Third Indochina Conflict. Boulder: Westview Press. 1981. pp. 21—67. (Перепечатано из Institute of Southeast Asian Studies, ed. Southeast Asian Affairs. [London: Heinemann Educational Books. 1979].)


Higham, Charles. The Archaeology of Mainland Southeast Asia. New York and Cambridge: Cambridge University Press. 1989.

Hirschman, Charles. 'The Making of Race in Colonial Malaya: Political Economy and Racial Ideology.' Sociological Forum, 1: 2 (Spring 1986). pp. 330—362.

Hirschman, Charles. 'The Meaning and Measurement of Ethnicity in Malaysia: An Analysis of Census Classifications.' Journal of Asian Studies, 46: 3 (August 1987). pp. 555—582.

Hobsbawm, Eric. 'Some Reflections on «The Break-up of Britain»'. New Left Review, 105 (September-October 1977). pp. 3—24.

Hobsbawm, Eric. The Age of Revolution, 17891848. New York: Mentor. 1964. — Рус. пер.: Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 —1848/ Пер. с англ. Л. Д. Якуниной. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Hodgson, Marshall G. The Venture of Islam. Chicago: Chicago University Press. 1974. 3 vols.

Hoffman, John. 'A Foreign Investment: Indies Malay to 1901.' Indonesia, 27 (April 1979). pp. 65—92.

Hughes, Christopher. Switzerland. New York: Praeger. 1975.

Ieu Koeus. Pheasa Khmer. La Langue Cambodgienne (UnEssai d'étude raison­né). Phnom Penh: n.p. 1964.

Ignotus, Paul. Hungary. New York and Washington, D.C.: Praeger. 1972.

Ileto, Reynaldo Clemena. Pasyon and Revolution: Popular Movements in the Philippines, 1840—1910. Manila: Ateneo Press. 1979.

Jászi, Oscar. The Dissolution of the Habsburg Monarchy. Chicago: University of Chicago Press. 1929.

Joaquin, Nick. A Question of Heroes. Manila: Ayala Museum. 1977.

Kahin, George McTurnan. Nationalism and Revolution in Indonesia. Ithaca: Cornell University Press. 1952.

Katzenstein, Peter J. Disjoined Partners. Austria and Germany since 1815. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 1976.

Kedourie, Elie, ed. and intro. Nationalism in Asia and Africa. New York: Me­ridian. 1970.

Kelly, Gail Paradise. 'Franco-Vietnamese Schools, 1918 to 1938.' Ph.D. thesis. University of Wisconsin. 1975.

Kemiläinen, Aira. Nationalism: Problems Concerning the Word, the Concept and Classification. Jyväskylä: Kustantajat. 1964.

Kempers, A. J. Bernet. Ancient Indonesian Art. Amsterdam: van der Peet. 1959.

Kirk-Greene, Anthony H.M. Crisis and Conflict in Nigeria: A Documentary Source Book. London: Oxford University Press. 1971.

Kohn, Hans. The Age of Nationalism. New York: Harper. 1962.

Krom, N.J. Inleiding tot de Hindoe-Javaanse Kunst. [2-е изд., испр.] The Hague: Nijhoff. 1923.

Kumar, Ann. 'Diponegoro (17787—1855).' Indonesia, 13 (April 1972). pp. 69—118.

Landes, David S. Revolution in Time: Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1983.

Leemans, С. Boro-Boudour. Leiden: Brill. 1874.

Luckham, Robin. The Nigerian Military: A Sociological Analysis of Authority and Revolt, 196067. Cambridge: Cambridge University Press. 1971.


Lumbera, Bienvenido L. Tagalog Poetry 1570—1898. Tradition and Influences in its Development. Quezon City: Ateneo de Manila Press. 1986.

Lyautey, Louis-Hubert-Gonzalve. Lettres du Tonkin et de Madagascar (1894— 1899). Paris: Librairie Armand Colin. 1946.

Lynch, John. The Spanish-American Revolution, 1808—1826. New York: Nor­ton. 1973.

Mabry, Bevars D. The Development of Labor Institutions in Thailand. Ithaca: Cornell University, Southeast Asia Program, Data Paper №. 112. 1979.

MacArthur, Douglas. A Soldier Speaks. Public Papers and Speeches of General of the Army Douglas MacArthur. New York: Praeger. 1965.

McLuhan, Marshall. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press. 1962.

Maki, John M. Japanese Militarism, Its Cause and Cure. New York: Knopf. 1945.

Marr, David G. Vietnamese Tradition on Trial, 19201945. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 1963.

Maruyama Masao. Thought and Behaviour inModem Japanese Politics. London and Oxford: Oxford University Press. 1963.

Marx, Karl, and Friedrich Engels. The Communist Manifesto. In Selected Works. Moscow: Foreign Languages Publishing House. 1958, vol. I. — Рус. пер.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Сочинения. 2-е изд. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955. С. 419—459.

Masur, Gerhard. Simon Bolivar. Albuquerque: University of New Mexico Press. 1948.

Melville, Herman. Moby Dick. London and Toronto: Cassell. 1930. — Рус. пер.: Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит I Пер. И. Бернштейн // Собр. соч. Т. 1. Ленинград: Худ. лит., 1987.

Michelet, Jules. 'Histoire du XIXe Siècle.' In Oeuvres Complètes, éd. Paul Vialla­neix. Paris: Flammarion. 1982. Vol. XXI. — Рус. пер.: Мишле Ж. История XIX века. Т. 2. До 18 брюмера. / Пер. с фр. под ред. М. Цебриковой. СПб., 1883.

Montesquieu, Henri de. Persian Letters. Trans. С J. Betts. Harmondsworth: Penguin. 1973. — Рус. пер.: Монтескье Ш. Л. Персидские письма I Пер. с фр. Под ред. Е. А. Гунста. М.: Гослитиздат, 1956.

Moore, Jr., Barrington. Social Origins of Dictatorship and Democracy. Lord and Peasant in the Making of the Modern World. Boston: Beacon Press. 1966.

Morgan, Edward S. 'The Heart of Jefferson.' New York Review of Books. August 17, 1978.

Morgenthau, Ruth Schachter. Political Parties in French-Speaking West Africa. Oxford: Clarendon Press. 1964.

Moumouni, Abdou. L'Education en Afrique. Paris: Maspero. 1964.

Muir, Richard. Modern Political Geography. New York: Macmillan. 1975.

Musil, Robert. The Man Without Qualities. Trans. Eithne Wilkins and Ernst Kaiser. New York: Howard-McCann. 1953. Vol. I. — Рус. пер.: Музиль Р. Чело­век без свойств I Пер. С. Апта. М.: Ладомир, 1994.

Norman, E. Herbert. Soldier and Peasant in Japan. The Origins of Conscription. New York: Institute of Pacific Relations. 1943.

Orwell, George. The Orwell Reader. New York: Harcourt-Brace-Jovanovich. 1956.


Osborne, Robin. Indonesia's Secret War, The Guerrilla Struggle in Irian Jaya. Sydney: Allen and Unwin. 1985.

Pal, Bipin Chandra. Memories of My Life and Times. Calcutta: Bipin Chandra Pal Institute. 1973.

'3349' [псевдоним Петсарата Ратанавонгса]. Iron Man of Laos: Prince Phetsarath Ratanavongsa. Trans. John B. Murdoch. Ed. David K. Wyatt. Ithaca: Cornell University, Southeast Asia Program Data Paper № 110. 1978.

Polo, Marco. The Travels of Marco Polo. Trans. And ed. William Marsden. Lon­don and New York: Everyman's Library. 1946. — Рус. пер.: Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная низанием Рустикано в 1298 г. от р. X. I Пер. И. П. Минаева, дораб. В. В. Бартольдом. Алма-Ата: Наука, 1990.

Pramoedia Ananta Toer. Bumi Manusia. Jakarta: Hasta Mitra. 1980.

Pramoedia Ananta Toer. Rumah Kaca. Jakarta: Hasta Mitra. 1988.

Pramoedia Ananta Toer. Tjerita dari Blora. Jakarta: Balai Pustaka. 1952. — Рус. пер.: Тур, Прамудиа Ананта. «О том, что прошло» и другие новеллы. Из цикла «Рассказы о Блоре». Авторизов. пер. с индонез. Роно Семаун. М.: Изд-во иностр. лит., 1957.

Reid, Anthony J. S. The Indonesian National Revolution, 194550. Hawthorn, Victoria: Longman. 1974.

Renan, Ernest. 'Qu'est-ce qu'une nation?' In Oeuvres Complètes. Paris: Cal­mann-Lévy. 1947—61. Vol. I. pp. 887—906. — Рус. пер.: Ренан Э. Что такое нация. СПб.: Изд. В. Бермана и С. Войтинского, [1886].

Rizal, José. Noli Me Tangere. Manila: Institute Nacional de Historia. 1978. — Рус. пер.: Рисаль X. Не прикасайся ко мне / Пер. с исп. М. Былинкиной. М.: Худ. лит., 1978.

Rizal, José. The Lost Eden. Noli Me Tangere. Trans. Leon Ma. Guerrero. Bloomington: Indiana University Press, 1961.

Roff, William R. The Origins of Malay Nationalism. New Haven and London: Yale University Press. 1967.

Said, Edward. Orientalism. New York: Pantheon. 1978.

Scherer, Savitri. 'Harmony and Dissonance. Early Nationalist Thought in Java.' M.A. thesis. Cornell University. 1975.

Schwartz, Stuart B. 'The Formation of a Colonial Identity in Brazil.' In Nicholas Canny and Anthony Pagden, eds. Colonial Identity in the Atlantic World, 15001800. Princeton: Princeton University Press, 1987. pp. 15—50.

Scott, William Henry. Cracks in the Parchment Curtain. Manila: New Day. 1982.

Seton-Watson, Hugh. Nations and States. An Enquiry into the Origins of Nations and the Politics of Nationalism. Boulder, Colo.: Westview Press. 1977.

Shiraishi, Takashi. An Age in Motion: Popular Radicalism in Java, 1912— 1926. Ithaca: Cornell University Press. 1990.

Sitorus, Lintong Mulia. Sedjarah Pergerakan Kebangsaan Indonesia. Jakarta: Pustaka Rakjat. 1951.

Skinner, G. William. Chinese Society in Thailand. Ithaca: Cornell University Press. 1957.

Smith, Donald Eugene. India as a Secular State. Princeton: Princeton University Press. 1963.

Spear, Pereival. India, Pakistan and the West. London, New York and Toronto: Oxford University Press. 1949.


Steinberg, S. H. Five Hundred Years of Printing. Rev. Ed. Harmondsworth: Penguin. 1966.

Storry, Richard. The Double Patriots. A Study of Japanese Nationalism. London: Chatto and Windus. 1957.

Strong, Charles Frederick. Modern Political Constitutions. 8* rev. ed. London: Sedgwick and Jackson. 1972.

Summers, Laura. 'In Matters of War and Socialism, Anthony Barnett would Shame and Honour Kampuchea Too Much.' Bulletin of Concerned Asian Scholars, 11:4 (October-December 1979). pp. 10—18.

Taylor, Robert H. The State in Burma. London: С Hurst & Co. 1987.

Tickell, Paul. Three Early Indonesian Short Stories by Mas Marco Kartodikromo (c. 1890—1932). Melbourne: Monash University, Centre of Southeast Asian Studies, Working Paper №23. 1981.

Timpanaro, Sebastiano. On Materialism. London: New Left Books. 1975.

Timpanaro, Sebastiano. The Freudian Slip. London: New Left Books. 1975.

Thongchai Winichakul. 'Siam Mapped: A History of the Geo-Body of Siam. Ph.D. thesis. University of Sydney. 1988.

Toye, Hugh. Laos: Buffer State or Battleground. London: Oxford University Press. 1968.

Turner, Victor. Dramas, Fields and Metaphors. Symbolic Action in Human Society. Ithaca: Cornell University Press. 1974.

Turner, Victor. The Forest of Symbols. Aspects of Ndembu Ritual. Ithaca: Cornell University Press. 1967.

Vagts, Alfred. A History of Militarism, Civilian and Military. Rev. Ed. New York: The Free Press. 1959.

Vandenbosch, Amry. The Dutch East Indies: Its Government, Problems, and Politics. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 1944.

Vella, Walter F. Chaiyo! King Vajiravudh and the Development of Thai Natio­nalism. Honolulu: University of Hawaii Press. 1978.

Veyra, Jaime de. El 'Ultimo Adiós ' de Rizal: estudio critico-expositivo. Manila: Bureau of Printing. 1946.

White, Hayden. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. 1973.

Wickberg, Edgar. The Chinese in Philippine Life, 1850—1898. New Haven: Yale University Press. 1965.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 404;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.075 сек.