Теории происхождения государства.
Происхождение государства это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.
В развитии политико-правовой мысли существовали разного рода концепции, объясняющие происхождение государства.
Патриархальная теория,которая имела наибольшее распространение в древнее время и средневековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризуется:
признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;
рассмотрением процесса образования государства как результата постепенного разрастания одной семьи;
отождествлением власти государства с семейной отеческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.
Договорная теория, получившая наиболее широкое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и другие. Она характеризуется:
четкой направленностью против системы феодальной политической власти и абсолютизма как одного из крайних ее проявлений;
постулированием так называемого "естественного" состояния общества, т.е. общества, подчиняющегося стихийным природным интересам, не имевшего политических государственных структур;
констатацией необходимости выхода из естественного состояния для самосохранения, безопасности общества;
ее реализации путем сознательного соглашения между людьми (общественного договора), по которому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей;
выводом о праве народа на свержение правителей, нарушающих условия общественного договора.
Теория насилия,получившая особое распространение в XIX веке и разработанная в ряде произведений Дюринга, Гумпловича, Каутского. Она характеризуется:
признанием в качестве основной причины возникновения государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;
констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;
выводом о том, что государство по своей первоначальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому приводят не внутренние, а внешние факторы - покорение одного народа другим;
признанием того, что современное государство в отличие от государств предшествующих эпох теряет насильственный характер, поскольку покорявшие и покоренные народы ассимилируются друг с другом.
Теория классовых антагонизмов, получившая наибольшее распространение во второй половине XIX начале ХХ веков и обоснованная в трудах социалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении нескольких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой социалистической системы. Ее основные положения сводятся к следующему:
в основе процесса образования государства лежат экономические причины - совершенствование производительных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повышение его производительности, производство прибавочного продукта и присвоение его частью общества;
изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в результате часть населения обращается в рабство, а само общество раскалывается на два антагонистических класса - рабов и рабовладельцев;
для поддержания власти над рабами, принуждения их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является организацией, обеспечивающей политическими средствами и, прежде всего, вооруженной силой господство одного класса (собственников основных средств производства) над эксплуатируемыми классами;
пока в обществе сохраняется деление на антагонистические классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 553;