Произведения изобразительного искусства - это произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на различных предметах или из различных материалов.
Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульптуру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно воспринимаемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления.
Изобразительное искусство предполагает не столько унифицированное, сколько субъективное восприятие, другими словами, одно и то же произведение может вызывать возвышенные чувства и эмоции у одних зрителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произведениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, графики и скульптуры может доходить до абсурда. Примеры здесь бесчисленны.
Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Для произведений искусства как ни для какого-либо другого вида произведений различие между оригиналом и копией имеет существенное значение. Уникальность художественного произведения ведет к дополнительным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов репродукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения, и т.д.). Для того чтобы хотя бы частично помочь автору, в Бернской конвенции и в национальном законодательстве некоторых стран введено право следования (см. § 4.13).
Произведения прикладного искусства - это произведения изобразительного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.
Другими словами, прикладное искусство - это искусство производства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промышленной и полиграфической продукции и т.д. Поэтому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.
Произведения прикладного искусства могут охраняться патентным законодательством как промышленные образцы (см. § 5.12), если выполнены условия патентоспособности. При этом во многих странах установлено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Другие же страны допускают двойную охрану как патентным, так и авторским правом.
Произведения архитектуры - это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с использованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.
В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (полезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. Назначение архитектурного сооружения определяет его пространственную структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, масштаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.
Необходимо отметить, что Бернская конвенция в качестве охраняемых произведений упоминает только произведения архитектуры. Однако в законодательстве ряда стран охрана предоставляется и объектам градостроительного и садово-паркового искусства, поскольку такие объекты могут рассматриваться как составные произведения, включающие различные виды произведений, в том числе произведения архитектуры.
Фотографические произведения - это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый момент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с помощью или посредством технических средств.
Охрана фотографических произведений имеет долгую историю, поскольку на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действительности.
Охрана фотографических произведений отличается от охраны иных произведений литературы, науки и искусства в отношении срока охраны. В п. 4 ст. 7 Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения <1>. В ст. 12 Соглашения ТРИПС эта норма подтверждена <2>.
--------------------------------
<1> См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, 1996. N 287(R). С. 16.
<2> См.: Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции которых выполняет ВОИС. Женева, 1996. WO/INF/127. С. 12.
Другими словами, срок охраны фотографических произведений может не зависеть от продолжительности жизни автора. Именно такой принцип исчисления сроков охраны используется для объектов смежных прав. Таким образом, по сроку охраны фотографические произведения ближе к объектам смежных прав, видимо, потому, что творческое начало в создании фотографических произведений не столь очевидно, как в отношении иных произведений.
Многие страны относят фотографические произведения к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой фотографические произведения продолжают охранять как объекты авторского права, несмотря на то что гораздо более сложный объект - аудиовизуальное произведение стали понимать как объект смежных прав.
Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.
Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объектам авторского права. Существует несколько определений аудиовизуальных произведений, и вышеприведенное - одно из них. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы). Важность аудиовизуальных произведений заключается в том, что они являются одним из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека.
Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Пункт 2 статьи 7 Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведения следует считать объектами смежных прав.
На международном уровне в настоящее время вместо термина "аудиовизуальное произведение" используют термин "аудиовизуальное исполнение", т.е. признается, что аудиовизуальные произведения - это объекты смежных прав. В декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конференция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между странами не удалось принять международный договор по аудиовизуальным исполнениям, хотя его текст был подготовлен. В этом проекте договора нет термина "аудиовизуальное произведение".
Таким образом, на международном уровне аудиовизуальные произведения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т.е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизуальные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на все тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.
Картографические произведения - это воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих отношение к науке, технике, строительству.
Такие произведения представляют собой специальные тематические проблемно-ориентированные карты и их сборники (атласы) - географические, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты создаются на основе теоретических представлений, математического аппарата и экспериментальных данных.
Что касается планов, эскизов, диаграмм, рисунков, относящихся к различным направлениям науки и техники, невозможно даже перечислить их виды, но одним из важнейших считается чертежно-конструкторская документация. Как своеобразные трехмерные топографические карты могут рассматриваться топологии интегральных микросхем. Слово "топология" не должно вводить в заблуждение, поскольку оно оказалось неправильным переводом англоязычного термина "topography".
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1677;