Материальная культура 2 страница

Неолитическая аграрная революция привела к разложению родового строя, появлению соб­ственности на землю и рабовладения. Усложне­ние стратификации раннеклассовых обществ происходит по мере развития ремесел, торговли, армии, аппарата управления, религии. На смену религиям тотемизма, анимизма и культа предков приходят политеистические культы, где каждый из богов «отвечает» за свою область жизни и де­ятельности людей, а непосредственное общение с богами переходит в руки профессиональных жрецов. Вероятно, именно жрецы создавали письменность и первые священные книги. Они же монополизируют развитие всех мировоззрен­ческих знаний, в том числе астрономии (от нее зависит расчет календаря и сроков разлива рек, посевов, поливов, уборки урожая и т. д.), мате­матики" (она начиналась с обмера земельных владений и посевов, усложнялась через расчет движений светил, строительство дворцов и хра­мов), географии (первые планы и карты появи­лись еще до начала письменности, вместе с раз­делом и переделом земельных владений и про­кладыванием путей для дальнейшей торговли с соседними народами).

Военные вожди, а затем и появившиеся на­следственные монархи были одновременно и крупнейшими земле- и рабовладельцами. Рядом с их дворцами поселялась знать и возникали культовые центры, нередко с храмами несколь­ким разным богам, здесь же поселялись воины,


чуть дальше — ремесленники, joproeubi, ; круг, но под защитой создававшихся по г метру укреплений, — свободные крестьяне поля уходили за горизонт. Так возникли i да-государства, положившие начало древ шим цивилизациям Земли (рис. 1.3).

Практически все автохтонные цивилиз возникли в пределах первоначальных о1 окультуривания растений, но ко времени г ления городов земледелие концентрирует наиболее благоприятных местах. Великие j рические реки Старого Света — Нил, Тигр Евфратом, Инд и Ганг, Хуанхэ — стали мощным фактором ускорения развития земледельче культур и созревания цивилизаций.

Первыми в IV тысячелетии до н. э. по лись города-царства в Египте и в Месопотг (Шумер). В III — возникли эгейско-эллин цивилизация и города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда), во II тыс летии до н. э.— Царство Инь в долине Ху (см. рис. 1.3).

Несомненно, в формировании древне» цивилизаций огромную роль играло их гее фическое положение. Первые три из них никли на стыке трех континентов, в очаге с ентации человека, на перекрестке главных г движений народов. Близость этих трех очаг отсутствие крупных природных барьеров mi ними способствовали преодолению изоля обмену инновациями и продуктами, ус коре развития. Египет, получивший с верховьев ла, из эфиопского очага земледелия и живо водства, вдобавок к своим культурам вербл пшеницу и хлопок, первым в истории челов ства перешел к плужному орошаемому земл лию на богатых аллювиальных почвах субтр< ческой долины одной из крупнейших рек м Контакты с Египтом и соперничество с имели большое значение для развития цив! заций Месопотамии. Расцвету критской кул ры — наиболее раннего очага эгейско-эл; ской цивилизации — способствовало как со ство (доступное для островных мореходо! Египтом и Месопотамией, так и защищен» от набегов кочевников (Крит был, пожа единственным местом древнего мира, где го| не были защищены стенами или другими ук] лениями). Хараппская цивилизация долины да, несмотря на то что она располагала болы выбором сельскохозяйственных культур, мощной


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


тягловой силой (буйволы, слоны) и довольно рано перешла к плужному земледелию, развива­лась все же довольно медленно из-за значитель­ной изоляции от внерегиональных цивилизаций. Установленное археологами время расцвета ха-раппской цивилизации совпадает с развитием парусного судоходства из дельты Инда в Пер­сидский залив.

Последней из субтропических цивилизаций Старого Света стали культуры Вейхе-Хуанхэ в Китае. Этот очаг был отрезан и от Среднего Востока и Средиземноморья, и от Индостана са­мыми непроходимыми на Земле горами и пус­тынями, а с севера ему постоянно угрожали на­беги монгольских и маньчжурских кочевников (от которых он пытался отгородиться Великой стеной). Развитие первых китайских цивилиза­ций ускорилось лишь после того, как они смог­ли получить из Бактрии мощного и выносливого верблюда и проложить караванные пути в Са­марканд, Бухару и Персию.

Из африканских очагов земледелия уровня цивилизации достигли лишь культуры Западной Африки — в излучине Нигера — во второй по­ловине I тысячелетия н. э. Этот очаг был отре­зан от Нила и Средиземноморья гигантской Са­харой, которую невозможно было преодолеть пешком, а транспортно-тягловых животных здесь не было. Не перешли здесь поэтому и к плужному земледелию. Развитие нигерской ци­вилизации ускорилось лишь после того, как она


была открыта арабами в VII—VIII вв., внедрила у себя верблюда и начала торговый обмен.

Культуры очагов земледелия в Новом Свете также развивались в условиях большой изоля­ции и отсутствия крупного тяглового скота. Первые раннеклассовые города-государства в Мезоамерике и в Центральном Перу сформиро­вались в первой половине I тысячелетия н. э. и достигли расцвета в VIII—XI вв.

Многие достижения этих цивилизаций повто­ряли или превосходили таковые в цивилизациях Старого Света: пирамиды майя, очень похожие на египетские, но с храмами на усеченных вер­шинах; тщательно спланированные города и до настоящего времени сохранившиеся крепости инков; непревзойденные ткани Паракаса (Перу) и вошедшие в мировую сокровищницу образцы самобытного искусства из обоих очагов; удиви­тельные достижения в математике, астрономии (самый точный календарь ацтеков в 365 дней!), медицине (особенно в хирургии и фармакопее) и т. д.

Но в некоторых областях культуры американ­ские цивилизации отставали: оба очага не знали колеса; Мезоамерика, оставившая великолеп­ные образцы искусства из золота и серебра, не дошла до бронзы и достигла совершенства лишь в изготовлении орудий и оружия из вулканиче­ского стекла — обсидиана; древние перуанцы владели секретами использования многих спла­вов меди, но не имели письменности и дошли лишь до начальных стадий пиктографии.


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ


Развитие древних цивилизаций происходило не только во времени, но и в пространстве: по соседству с первыми городами-государствами и под их влиянием возникали новые, которые об­гоняли, покоряли, а иногда и уничтожали ста­рые. Случались и природные катастрофы: пер­вые города Инда и Крита погибли в результате землетрясений. Но главной опасностью стали набеги и нашествия кочевых народов, сильных своей подвижностью и отчаянной жаждой тро­феев и продовольствия процветающих речных долин. Для защиты от них стали образовываться союзы городов, а затем и все более сильные централизованные государства. При этом уже древнейшая история показала, что лучшим спо-


собом защиты является не укрытие за городски­ми стенами, а перенос границы как можно даль­ше от них. Развитие материальной культуры и диффузия инноваций способствовали появле­нию очагов силы и центров экспансии: в про­изводстве — к мускулам человека и животных прибавились водяное колесо и ветряная мель­ница, на основе обмена сложились широкие региональные наборы культур и животных, строились плотины, каналы и водопроводы, бы­стро шли вперед металлургия и кузнечное дело; в военном деле появились сначала бронзовые, а затем и стальные мечи, кинжалы, алебарды, щи­ты, затем арбалеты и метательные орудия, бое-


26 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


вые колесницы и корабли, латы, кольчуги и шлемы.

Так сформировались на Земле рабовладель­ческие империи, которые, сменяя друг друга, становились все более могущественными и об­ширными. Естественно, в различных очагах ци­вилизаций возникновение империй, как и пер­вых цивилизаций, шло разновременно и имело свои особенности, не в последнюю очередь свя­занные с их географическим положением и ок­ружающей средой.

Египет,например, был хорошо защищен от внеш­них вторжений с одной стороны Ливийской пусты­ней, с другой -— Красным морем. Ограничив свой очаг долиной Нила севернее его первых порогов, он не вел очень крупных завоевательных войн и до­стиг расцвета своей цивилизации почти без созда­ния империи. Но это привело и к более раннему началу кризиса египетского рабовладения, и к на­раставшему отставанию его войска. В 720 г. до н. э. эфиопские цари легко овладели всем Египтом, и с тех пор до XX в. он не мог восстановить своей не­зависимости, переходя из одних рук в другие. Совсем другая обстановка сложилась вокруг очага Месопотамии. К соперничеству за раздел вод Тигра и Евфрата между городами, расположенными выше и ниже по течению (что было сначала и в Египте), прибавлялась полная открытость равнины Дву­речья для набегов спускавшихся с окрестных гор кочевников. Сравнительно недолгим был век Шу­мера, а потом Вавилона. В VII в. до н. э. центр ме-сопотамской цивилизации переместился в верховья Тигра, в Ниневию, ставшую столицей Ассирии, а затем и первой крупной империей Среднего Восто­ка, охватившей земли от Персии на востоке до Фи­никии и Египта на западе. Но в 612 г. до н. э. вторгнувшиеся с севера халдеи полностью уничто­жили Ниневию, построили свою столицу близ Древнего Вавилона, овладели почти всей Ассирий­ской империей и расширили ее до берегов Черного и Каспийекого морей. А на смену халдеям уже шла персидская цивилизация. Выросшая на юго-вос­точной окраине Месопотамской долины и восточ­ном берегу Персидского залива, она была обделена и плодородными землями, и водой, но полностью использовала свое положение на перекрестке всех караванных путей из Китая и Индии в Месопота­мию и к Средиземноморью, сумела перенять и ши­роко внедрить многие достижения далеких от нее цивилизаций, создала свою особую систему ороше­ния оазисов на плоскогорье, сделала конницу глав­ной ударной силой своей армии. Мощным факто­ром сплочения и дисциплины народа стало созда­ние одной из первых монотеистических религий мира — культа Заратустры. В 539 г. до н. э. персы


овладели столицей халдеев и начали свою энергич­ную экспансию на запад и восток. На востоке они дошли до долины Инда и включили в свою импе­рию всю Среднюю Азию, а на западе — Египет, Восточное Средиземноморье, всю Малую Азию, Фракию на материке Европы и вторглись в преде­лы Греции. Персидская империя просуществовала три века и была тогда самым крупным региональ­ным образованием.

Рабовладельческие империи покончили с замкнутостью и изоляцией всех предыдущих очагов человеческих культур и цивилизаций. Расширявшиеся границы империй и возрастав­шее воздействие их культурных метрополисов вносили все более весомый вклад в начавшийся процесс формирования региональных цивили­заций.

Произошли большие изменения и в религи­ях: по мере развития империй они становились все более централизованными и по содержанию, и по организации. Из традиционного пантеона богов выделялся один главный, остальные вхо­дили во все более жесткую иерархию. Духо­венство стало полностью профессиональным, иерархизованным и все более активно требовало своей доли светской власти. Конечно, нужно подчеркнуть, что формирующее влияние им­перий и религий ограничивалось тогда почти исключительно их собственными границами, которые, перекрывая друг друга, постепенно формировали границы макрорегионов. Развер­нувшаяся тогда торговля между далекими циви­лизациями уже отражала возникшее разделение труда и проторила немало караванных путей, во­шедших в мировую историю (Великий шелко­вый путь, Янтарный путь, путь «из варяг в греки» и др.). Но все же дальняя торговля тогда была спорадической, рискованной и многоэтапной, проходившей через руки многих посредников и практически исключавшей прямые контакты. В каждой из региональных цивилизаций скла­дывалось эгоцентрическое представление о ми­ре: в центре расположена метрополия, вокруг нее — все составные части империи и места, ку­да доходили воины и сборщики налогов, а на окраинах — неведомые земли, сведения о кото­рых доставлялись торговцами-перекупщиками.

Именно так построена самая совершенная из гео­графических карт древности — карта мира Клавдия Птолемея (II в. н. э.), впервые четко отражавшая шарообразие Земли. В центре ее — земли эллинов и их колонии. У самого восточного обреза карты


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


обозначены земли, населенные «китайцами». Меж­ду тем китайцы испокон веков называют себя «Чжун-го» — «страна в центре».

Очень важно подчеркнуть, что наследие ве­ликих империй древности вошло в нашу совре­менность не гробницами и руинами, а реальны­ми, действующими компонентами материаль­ной и духовной культуры многих народов, региональных и даже всей земной цивилизации. Размеры наследия, оставленные нам великими империями, были, разумеется, неодинаковыми и зависели как от исторических особенностей развития самих империй, так и от складывавше­гося в дальнейшем соотношения сил на их быв­ших территориях.

Историю империй условно можно было бы разделить на четыре периода: 1) «накопление энергии» в ядрах, метрополиях; 2) «взрыв» этой энергии — завоевания, разрушения, экспансия империи; 3) созидание, распространение культу­ры, организация «отдачи» империи; 4) кризис и падение империи. Чем эффективнее был период накопления энергии, чем больше вмещал он собственных и заимствованных инноваций, тем менее иссякала эта энергия уже во втором пери­оде и тем больше доставалось ее третьему, само­му важному регионоформирующему периоду. Многое зависело и от того, чем кончала импе­рия, разрушалось ли ее наследие силами, исхо­дившими из нового регионального центра, или они ассимилировали это наследие. На каждом новом этапе развития истории происходит вы­движение новых региональных, а затем и миро­вых центров экспансии, которые, в свою оче­редь пройдя зенит своего могущества и влияния, неизбежно втягиваются в кризис. Новые центры цивилизации возникают там, где инновациям нового этапа менее всего мешают пережитки культуры, производительных сил и производст­венных отношений предыдущего этапа. Именно поэтому история не знает случая, когда бы реги­ональный и тем более мировой центр цивилиза­ции возвращался в одно и то же место.

Из всех древних региональных цивилизаций наибольший вклад в мировую цивилизацию внесли греческая и римская. Их языки, литера­тура и афоризмы, искусство и архитектура, фи­лософия и точные науки, греческая демократия и римское право, торгово-банковское дело и во­енное искусство далеко перешагнули свое время и регион Европы и до сих пор продолжают изу-


чаться и использоваться во всем мире. Для нас, россиян, небезынтересно отметить, что основа­тель первого в нашей стране Московского уни­верситета М. В. Ломоносов окончил Славяно-греко-латинскую академию — самое престижное в то время учебное заведение нашей столицы, а свои научные трактаты писал по-латыни.

Греческая цивилизация (рис. 1.5) начиналась на Крите, а затем перешла на материковую часть Гре­ции и восточный берег Эгейского моря, вокруг ко­торого и сложилось ядро государства эллинов. Пе­риод «накопления энергии» был здесь динамичным и эффективным. Завезенная из Египта иероглифи-ка быстро переросла в слоговое, а затем и в линей­ное фонетическое письмо, которое стало доступно не только жрецам и высшей знати. Здесь впервые в мире были созданы лицеи и гимназии — общедос­тупные и даже обязательные школы для детей всех свободнорожденных и вольноотпущенных, что способствовало выращиванию талантов, развитию наук и ремесел. Здесь же появились и первые граж­данские (не жреческие) высшие школы при первых в мире публичных библиотеках, готовившие рито­ров, философов, медиков, математиков, архитекто­ров, ваятелей. Впервые также возник здесь новый тип городов — без сельского населения и функций, которые стали размещаться на все более отдален­ных землях, вводя их в хозяйственный оборот и умножая богатство страны. В отличие от других империй, Греция не была монархией, это была демократия — неформальное (а иногда и фиксиро­ванное договорами) объединение самоуправляю­щихся городов с выборными властями. Нередко го­рода воевали друг с другом за первенство, за земли, за рабов, но дружно объединились под началом Афин в связи с нашествием персов (500—449 гг. до н. э.) и одержали победу. Монархией и настоящей централизованной империей Греция стала при Александре Македонском (335—323 гг. до н. э.), раздвинувшем границы греческих завоеваний до Египта и долины Инда и полностью разрушившем столицу персов.

Греческие колонии в основном были созданы в VIII—VI вв. до н. э. на огромном пространстве от Геркулесовых столбов (Гибралтара) до восточных берегов Понта Евксинского (Черного моря). Алек­сандр Македонский добавил к этому еще до семи десятков Александрии и Александрополисов и да­же городов, названных именем его коня Буцефала. Многие из греческих полисов-колоний с удачно выбранным географическим положением много раз сменили хозяев, но продолжают существовать и развиваться, сохраняя следы греческой цивилиза­ции в памятниках архитектуры, названиях улиц и т. п. Таковы Марсель во Франции, Неаполь и То-


28 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


ронто в Италии, Сиракузы на Сицилии, Евпатория, Феодосия и Керчь (Пантикапея) в Крыму, Алек­сандрия в Египте. Колонии были не только воен­ными форпостами Греции и развивали собственное хозяйство, но и обеспечивали метрополию продо­вольствием и сырьем. Из причерноморских степей, например, везли в Афины и Милет пшеницу. Повезло Греции и на последнем этапе истории ее древней цивилизации: Рим, выросший в значи­тельной мере на контактах и соревновании с грече­ской культурой, завоевав Грецию во II в. до н. э., не только не уничтожил эту культуру, но даже влил в нее новые силы и обеспечил продолжение ее ав­тономного развития из нового центра — Констан­тинополя. Кстати, город Афины, хотя и потерял свое значение, в ознаменование его заслуг получил статус свободного города.

Римская империя (рис. 1.6) выросла из ядра циви­лизации, сложившегося в долине Тибра и Средней Италии (область Лацио) значительно позже, чем критско-эгейская культура, — в V—III вв. до н. э. С самого начала ее развитие было связано с влия­нием греческой цивилизации, уже в VI в. до н. э. занимавшей и всю Южную Италию (именно этой области латины дали название Великая Греция, ко­торое позже распространилось и на основную бал­канскую страну эллинов). В основу письменности был положен видоизмененный греческий алфавит, а с введением школ греческого типа в них наряду с латинским изучали и греческий язык. Немалое влияние на формирование римской цивилизации оказала и культура этрусков, чье государство было расположено в Северной Италии. Греческую идею демократии римляне продвинули вперед, впервые в мире создав централизованную республику с парламентом — сенатом, а ополчение греческих полисов заменили профессиональными легионами. Именно с этого времени в европейскую цивилиза­цию вошли муниципии, постепенно распростра­нившиеся на всю Италию. Первые заморские владения — Сицилия, Сардиния, Корсика — были отвоеваны у Карфагена в середине III в. до н. э. В начале И в. до н. э. Рим оккупировал почти всю Испанию, а затем Балканский полуостров. В 146 г. до н. э. Рим штурмом взял столицу своего главного врага на Средиземноморье — Карфаген — и по ре­шению сената уничтожил ее. Далее экспансия про­должалась и на запад — в сторону Галлии, и на восток — в сторону Малой Азии и Сирии. В 45 г. до н. э. Цезарь, внесший немалый вклад в завоева­ния, был провозглашен первым императором Рима. К 138 г. н. э., когда силы экспансии иссякли и на­чалось сооружение крепостей на границах, Рим­ская империя простиралась от Англии и Испании до Египта, Палестины, Колхиды и Великой Арме­нии. В этот период были созданы многие римские


города, сыгравшие большую роль в становлении и] развитии западноевропейской цивилизации, в том! числе Валенсия, Лион, Бордо, Белград, Майнц, ] Кобленц, Кельн, Лондон. Римляне же создали и основную сеть европейских дорог к западу от Рей-1 на и к югу от Дуная. Кризис Римской империи был вызван, с одной сто-. роны, разложением рабовладельческого строя, а с другой — вторжением в ее пределы германских пле­мен — варваров. Подорванный заговорами, междо- усобицами и восстаниями рабов, столичный Рим все больше приходил в упадок, власть в сенате пе­решла к провинциальному большинству, появилась даже целая династия «императоров-иллирийцев», происходивших из провинций на Дунае. В 330 г. Константин I перенес столицу в специально по­строенный им на месте древнего Византия Конс­тантинополь, и фактически с этого времени (фор­мально — с 395 г.) Римская империя разделилась на Западную и Восточную, причем столица первой была перенесена в Равенну. В 410 г. полчища вест­готов взяли Рим и разграбили его.

Греческая и Римская империи сыграли мощ­ную регионообразующую роль в Европе, причем каждая из них заложила основы особого субре­гиона, что отчетливо проявилось при распаде Римской империи и в судьбе ее западной и вос­точной частей. Западная Римская империя пос­ле расцвета европейского рабовладения тяжело переживала кризис и ожесточенно сопротивля­лась всему новому — рождавшимся феодальным отношениям, христианству, наступлению вар­варских культур. Рим еще долго продолжал оста­ваться рабовладельческим и языческим. При этом, правда, он все еще был самой большой культурной силой Западной Европы и оказал ог­ромное влияние на процесс формирования на­ций, которые начали складываться здесь после Великого переселения народов. До IX в. латин­ский язык продолжал оставаться официальным языком образовавшихся на развалинах империи государств и дал жизнь их собственным языкам и письменности (вся романо-германская груп­па). Да и затем латынь, перестав быть живым языком, осталась европейским, а позже и все­мирным языком международных отношений, католической церкви и науки. А когда в X в. во­круг Германии сложилось самое крупное в тог­дашней Европе объединение земель, его для престижа нарекли Священной Римской импери­ей германской нации, и ее императоры отправ­лялись короноваться в Рим, даже если его при­ходилось брать с боя.


Генезис и формирование региональных цивилизаций



 


Восточная Римская империя даже на бывших землях греческого ядра цивилизации не достиг­ла того апогея развития рабства, через который прошел Рим. Тем более рабство не стало трудно­преодолимым тормозом инноваций в новом центре, сложившемся вокруг Константинополя. Уже в 325 г. христианство здесь было объявлено государственной религией, Константинополь стал вселенским центром распространения пра­вославия, а затем и столицей первой могуще­ственной феодальной империи Европы — Ви­зантии, просуществовавшей целое тысячелетие. К середине VI в. власть Византии распространи­лась почти на все территории бывшей Римской империи к югу от Карпат, Альп, Пиренеев.


И Рим, и Равенна стали провинциями Византии и наконец получили полную свободу распрост­ранения христианства. Поначалу под покрови­тельством Константинополя здесь стало вне­дряться православие (в Равенне до сих пор со­хранились православные храмы того времени), но после завоевания Италии франками и посе­ления пап в Риме (VIII в.) консолидировался и порвал отношения с Константинополем католи­цизм. Влияние Византии, православия, грече­ского языка устремилось на придунайские об­ласти, Днепр и Волхов, где складывались новые очаги цивилизаций, как правило, 'миновавших стадию рабовладения и потому быстро набирав­ших силы при феодализме.


ФЕОДАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ И РЕЛИГИИ


Формирование региональных цивилизаций и макрорегионов мира продолжалось и при феода­лизме. Развитие этой социально-экономической формации в разных частях мира также происхо­дило асинхронно и в основном независимо друг от друга, подчиняясь, однако, общеисториче­ским закономерностям, неуклонно пробивав­шим себе дорогу сквозь все региональные осо­бенности. Впрочем, американские цивилизации вообще не успели дойти до собственного феода­лизма: вторжение испанцев в XVI в. застало там первые рабовладельческие империи, и только тогда в Новый Свет были импортированы отно­шения средневековой Европы. Не успел вызреть феодализм и в очаге цивилизации в Западной Африке: открывшие его в VIII в. арабы застали там рабовладельческую империю Гана. В других регионах Старого Света начало эпохи феодализ­ма в значительной степени было «скоординиро­вано» развернувшимся последним (будем наде­яться!) великим переселением народов: втор­жение варваров в пределы древних империй ускорило кризис рабовладения, распад этих им­перий. При этом китайская империя Чин, рас­положенная ближе всего к ядру тогдашнего ази­атского демографического взрыва, пыталась от­городиться от кочевников своей Великой стеной на три столетия раньше, чем римляне своим Крепостным валом между Рейном и Дунаем.

Главньши двигателями диффузии и интегра­ции региональных цивилизаций в эту эпоху бы­ли феодальные империи и религии. Феодальные


империи, в отличие от высокоцентрализован­ных рабовладельческих, были «многоярусными» иерархиями входивших в них феодов, и их сила зависела от авторитета и армии императоров, от их умения «разделять и властвовать». Экспансия империй приводила к неоднозначным результа­там. Если культура ядра империи была выше, чем у поглощенных ею и соседних народов, культуры последних обогащались, развитие ус­корялось. Если же было наоборот — силы вас­сальных народов уходили на сопротивление, культура их разрушалась, многие достижения ее вообще утрачивались, развитие отбрасывалось назад. Однако в обоих случаях границы распро­странения складывавшихся «усредненных» куль­тур расширялись.

Религии при феодализме достигли своего на­ибольшего влияния. Кардинальные изменения в религиях стали одним из главных следствий кризиса рабовладения. Вместо насаждавшихся из центров империй древних этнических рели­гий, служивших орудиями завоевания и порабо­щения окраин и использовавших для этого даже устрашающие человеческие жертвоприношения, начали возникать диссидентские религии, преж­де всего среди рабов, искавших без различия эт­нической и бывшей социальной принадлежнос­ти более милостивых и справедливых богов. При этом наибольшее количество адептов стали при­влекать те религии, чьи боги были не только не­бесными, но и имели своих реальных и осязае­мых представителей на Земле — мессий и про-


30 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира


роков, за которыми можно было следовать. Так в разных регионах появились мессианские ми­ровые религии — христианство, ислам, буддизм (которые и теперь охватывают около двух третей верующего человечества). Каждая из них вклю­чала в себя древнейшие традиции и особенности своей родины и в то же время способствовала распространению новых общественных отноше­ний. Влияние этих религий простиралось не только на феодальные империи, провозгласив­шие их государственными, но и — в том числе через интенсивную миссионерскую деятель­ность монахов, духовенства — далеко за их пре­делы, внося большой вклад в формирование ре­гионов и субрегионов и даже в первые крупные межрегиональные взаимопроникновения духов­ных культур.

Чем дальше уходило человечество от первых очагов земледелия, возникших почти синхронно в различных регионах Земли, тем более нерав­номерным становилось развитие этих регионов, тем больше своеобразных черт появлялось в нем. Более того, различия в уровнях материаль­ной и духовной культуры, особенности взаимо­действия империй и религий именно в эпоху феодализма, когда все еще продолжается обо­собленное развитие регионов, прокладывают на­столько глубокие «колеи» различий между ними, что человечество и до сих пор не может вы­браться из них на общую дорогу прогресса.

В Западной Европе наиболее крупными фе­одальными империями были Франкская импе­рия и созданная вождями германских племен Священная Римская империя. Первая при Кар­ле Великом (800—814) простирала свои границы от Эльбы и Среднего Дуная до Барселоны и Се­верной Италии, но после смерти этого импера­тора быстро распалась. Вторая даже в лучшие свои годы была «рыхлой», включала в себя не­сколько сотен королевств, великих и просто княжеств, герцогств, графств, «свободных го­родов» и т. п. При этом империя уничтожила очень многое из достижений Рима и его про­винций — всю систему римских коммуникаций и торговых путей, его знаменитую почту, обрек­ла правящие дворы на изоляцию и междоусоб­ные войны.

Католицизм, обособившийся из христианст­ва — «религии рабов», возникшей в гигантской централизованной империи, — столкнулся в За­падной Европе с хаосом феодальной раздроб-


ленности, с вакуумом власти, и это рано разбу-| дило в его прелатах вкус к этой власти и обрекло! на постоянную борьбу за нее. В конечном счете! католицизм организовался по своего рода во­енно-монархическому принципу: целая армия) строго иерархизированного духовенства, раз-1 мещенного во всех странах Западной Европы,^ очень крупные «специализированные» монаше­ские ордена, непререкаемый догматизм и дис-j циплина. Церковь беспощадно преследовала ] любое инакомыслие — сначала под предлогами ] борьбы с язычеством и «охоты на ведьм», а затем борьбы с «ересями», порученной вездесущей святой инквизиции с ее пытками и аутодафе. В этих условиях регионоформирующая роль ста­бильной и мощной церкви была несопоставимо более важной, чем неустойчивых империй и других государственных образований. Церковь взяла в свои руки всю систему образования — от начальных школ до создания университетов, сделала латынь не только единственным обяза­тельным языком богослужений и официальной религиозной литературы (до 1965 г.), но и язы­ком межнационального общения, покрыла За­падную Европу густой сетью храмов, ставших фокусами местной жизни (в том числе только за одно столетие на рубеже XII—XIII вв. в круп­нейших городах было сооружено 80 великолеп­ных кафедральных соборов, и сегодня поражаю­щих воображение).








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 519;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.