Поисковые и реализованные общественные здания с 2001 г. по 2010 г.
К поиску новых идей в архитектуре Москвы с 2001 по 2010 год, конечно, следует отнести результаты отечественных и международных конкурсов на разработку зданий и комплексов различного статуса и назначения, а также приглашение, в том числе и на конкурсной основе, известных западных архитекторов к проектированию наиболее престижных государственных и частных объектов. В первом случае следует отметить победу отечественных зодчих в международном конкурсе на здание Мэрии и правительства Москвы в ММДЦ «Москва-Сити» (М. Хазанов, А. Нагавицын, 2002 год.), но не получившую реализации в натуре. Другие архитектурные конкурсы, в которых принимали участие москвичи, как правило, не афишировались в СМИ по понятным причинам конфиденциального и коммерческого характера.
Что касается участия звезд мировой архитектуры в проектировании наиболее престижных городских объектов, то здесь многие из приглашенных зодчих стремились изобрести свою собственную, ни на что не похожую архитектуру будущего. В этом одни из них видели смысл своего творческого кредо, а другие откровенно использовали свой звездный бренд и, не сильно задумываясь, делали то, что от них ждали богатые и щедрые заказчики от власти и бизнеса. Такие, например, как фантастические проекты сэра Н. Фостера: 600-метровой башни «Россия» в ММДЦ «Москва-Сити» или огромного 450-метрового культурно-делового центра «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме.
Однако, в этот период времени иностранцы в Москве реально так ничего выдающегося и не построили.Та же башня «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити» (С. Чобан и др., проект 2000 г.), бизнес-центр на проспекте Мира (Ж. Вильмонт, 2009 г.) и ряд других объектов – качественны по технике строительства, но не знаковы, и не интересны по архитектуре. Да и спроектировали эти «произведения архитектуры» не звезды, а мастера третьего ряда, что вряд ли могло помочь большинству московских архитекторов преодолеть свою отсталость и провинциальность.
Надежды на то, что заезжие иностранцы двинут наше отечественное зодчество вперед, зададут планку, создадут конкуренцию, необходимую для дальнейшего развития московской архитектуры, по большей мере не оправдались. Ведь по-настоящему свежая европейская архитектура успехом у новых, быстро разбогатевших русских заказчиков в то время не пользовалась. Очевидно потому, что прогрессивность европейской архитектуры определялась сдержанностью и встроенностью в существующую среду, адекватностью и простотой форм, чистотой деталей, рациональностью и экономичностью решений, а также прочими ценностями, которые в столице России, понятно, были, как и всегда, не в чести.
В этом убеждали исторические закономерности подобных попыток привлечь зарубежных архитекторов к работе у нас в очень далеком (при царях и императорах), давнем (при руководителях советской власти) и недавнем (при президентском правлении) прошлом.
Между тем, процесс застойного развития архитектуры Москвы по-прежнему продолжался и был примечателен активным и неудержимым напором массы объектов «московско-лужковского стиля» в самом центре столицы, других злачных местах, и довольно редкими, но заметными для профессионалов и осведомленных горожан примерами-прорывами в русло современной европейской архитектуры.
Но, прежде всего, следует упомянуть о беспрецедентных деяниях московской власти, как по реновации исторической застройки, так и по сносу ряда особо знаковых объектов в самом центре Москвы. Это был удивительно быстрый снос гостиниц «Москва» на Манежной площади, «Россия» на Москворецкой набережной, а также универмага «Военторг» на Воздвиженке. После сноса эти объекты, каждый по своему, подверглись либо «воссозданию» (как «Москва»), либо были отстроены заново в другом, «более современном» стиле (как «Военторг»), либо заморожены в разобранно-руинированном состоянии (как «Россия»).
Реализованные с 2001 по 2010 год различные объекты, выполненные в «московско-лужковском стиле» и даже несколько хуже, по-прежнему держали «первое место» по своей количественной массе. Прежде всего, к таким объектам недвижимости следует отнести: Центр оперного пения Г.Вишневской на ул. Остоженка (М. Посохин, 2002 г.); здания картинных галерей А. Шилова на ул. Знаменка и И. Глазунова на Волхонке (М. Посохин, 2003 г. и 2004 г.); комплекс зданий на Павелецкой площади (М. Посохин и др., 2003 г.); торгово-развлекательный центр «Европейский» у Киевского вокзала (А. Кузьмин, Ю. Платонов, 2006 г.); комплекс зданий Верховного Суда Р.Ф. на Поварской ул. (Б. Палуй и др., 2006 г.); здания Фундаментальной библиотеки и гуманитарных факультетов МГУ на Ломоносовском пр-те (Г. Цытович и др., 2005 г. и 2007 г.); многофункциональные высотные жилые комплексы «Триумф-палас» в Чапаевском пер. и «Алые паруса» на Авиционной ул. (А. Трофимов и др., 2004 г. и 2008 г.) много других подобных объектов.
Объекты-примеры реализации «прорывов» в русло современной европейской архитектуры были не столь ярко заметны в многоликой архитектурной палитре столицы того периода. И все же эти здания и комплексы были отмечены профессионалами за смелость и новизну проектных решений, высокое качество исполнения, сдержанную контрастность и оригинальную встроенность в архитектурную ткань Москвы.
Основным «поставщиком» современных архитектурных идей, как и прежде, оставался Моспроект-4 (ГУП МНИИП), зодчие которого выполняли большинство крупных, значимых общественных объектов для нужд Москвы. Это были: стадион «Локомотив» в Черкизово, Центр конькобежного спорта в Крылатском, комплекс «Мега Спорт» на Ходынском поле (А. Боков, Д. Буш и др., 2002 г., 2004 г., 2006 г.); лечебно-клинический комплекс ГКБ им. С. Боткина во 2-ом Боткинском пр-де (М. Крышталь и др., 2006 г.); реконструкция музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на Б. Дмитровке (А. Боков, С. Романов и др., 2006 г.) и целый ряд других.
Настроенность на гуманизацию и эстетизацию пространственной среды города была присуща и другим авторам ряда московских зданий и комплексов. Среди них: Центр современного искусства на Зоологической ул. (М. Хазанов, Н. Шангин, 2004 г.); школа с ФОКом на Никулинской ул. (Н. Лютомский, 2005 г.); синагога на Б. Бронной ул. (С. Эстрин, 2005 г.); офисный центр «Эрмитаж-Плаза» на Краснопролетарской ул. (С. Киселев, В. Лабутин, 2007 г.); комплекс Федерального арбитражного суда на Селезневской ул. (В. Плоткин, 2007 г.); театр-мастерская П. Фоменко (С. Гнедовский и др., 2007 г.); школа № 1414 на ул. Советской армии (К. Коновальцев и др., 2009 г.); многофункциональный офисно-деловой комплекс на Новоданиловской наб. (С. Скуратов и др., 2009 г.) и др.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 467;