IV. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ

Орфоэпические нормы в области гласных касаются произношения безударных гласных в разных позициях, в сочетании с различными согласными, в разных по происхождению словах (исконных и заимствованных).

1. Русский литературный язык характеризуется АКАНЬЕМ, суть которого заключается в том, что в безударных слогах гласным неверхнего подъема [а], [о], [э] соответствует один и тот же звук: в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с [а], [о] произносится звук [L], а в остальных безударных слогах (кроме абсолютного начала слова) звукам [а], [о], [э] соответствует звук [ь] (с[L]ды, д[L]ма, с[ь]довод, д[ъ]мовдй. ц[ъ]новой); ср. оканье в севернорусских говорах.

2. В XIX в. в литературном языке господствовало ЭКАНЬЕ (оно и сейчас встречается в литературном произношении) – совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем неверхнего подъема: [р’э]ки – [р’эи]ка, [н’ос] - [н’эи]су, [п’а]ть – [п’эи]так. В современном РЛЯ господствует ИКАНЬЕ: [р’иэ]ка, [н’иэ]су, [п’и]так.

3. В XIX в. И в начале XX в. в соответствии с эканьем фонемы <э>, <о>, <а> после твердых согласных [ш], [ж], [и] в первом предударном слоге реализовались в звуке ы]: ш[эы]стОй, ц[эы]нА, ж[эы]нА, ж[эы]рА, ш[эы]рЫ и др. В соответствии с иканьем в эту эпоху распространилось в данной позиции произношение э]. В настоящее время под влиянием общей закономерности в большинстве случаев в данной позиции после [ш], [ж] произносится звук [L], прежнее произношение сохранилось лишь в некоторых словах после [ш], [ж]: ж[ыэ]лЕть, пож[ыэ]лЕй, к сож[ыэ]лЕнию, лош[ыэ]дЕй, лош[ыэ]ям, лош[ыэ]дЯми, ж[ыэ]кЕт, ж[ыэ]смИн, двадц[ыэ]тИ, тридц[ыэ]тьЮ.

В тех словах (морфемах), в которых под ударением произносится [о], а пишется после ш, же(ё), после ц - о. в 1-м предударном слоге сохраняется произношение э]: ш[о]лк – ш[ыэ]лка, ш[о]пот ш[ыэ]тать, ж[о]ны - ж[ыэ]на, торц[о]вый ~ лиц[ыэ]вОй.

4. В некоторых сложных и сложносокращенных словах, также в словах с некоторыми приставками возможно произношение гласных без качественной редукции: д[р’э]рнерУсский, [м’э]жинститУтский, [со]редАктор, стр[о]йотрЯд, м[а]шбюрО, тр[а]нссибИрский, т[р’о]хрАзовый, [в’а]лотекУщий, [jа]сновИдящий и др. В определенных фразовых условиях эти гласные могут получать побочное ударение.

5. В некоторых заимствованных словах допускается произношение [о] в безударном положении: адАжио, боА, болерО, досьЕ, какАо, крЕдо, поЭт, рАдио, рококО, сольфЕджио, трИо, фойЕ. Произношение безударного [о] в словах аромАт, бокАл, вокзАл, костЮм, прогрЕсс, ромАн, роЯль и др. считается архаичным или манерным.

6. В заимствованных словах книжно-литературного характера на месте безударного э в начале слова и после твердых согласных произносится [э]: [э]вЕнк, [э]квилибрИст, [э]кзистенциАльный, [э]ксгумАция, [э]мбриОн, [э]ссЕ, корд[э]балEт, тEнд[э]р, андAнт[э], альт[э]рнатИва, мод[э]рнизАция, т[э]ннисИст.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 2213;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.