Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».
§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество почти не существует».
§ Р.Вудвортс: «период 20 – 40 лет, очевидно, наиболее благоприятен для открытий».
§ Н.Беард, исследовавший вклад в культуру 1000 знаменитостей, ввел классификацию их жизни по десятилетиям:
v Бронзовая декада — от 20 до 30 лет;
v Золотая декада — от 30 до 40 лет;
v Серебряная декада — от 40 до 50 лет;
v Железная декада — от 50 до 60 лет;
v Оловянная декада — от 60 до 70 лет;
v Деревянная декада — от 70 до 80 лет.
§ Г.Леман опубликовал на эту тему более 50 статей и одну монографию (1953г.) Анализируя представленные им данные, можно сделать вывод, что наивысший период творческой активности у творческих личностей приходится на возраст 30–45 лет, затем происходит заметный спад (до 50% от максимального значения в возрасте около 45 лет) и практически полный спад к 70 годам.
§ В.Риис дал анализ творческих биографий врачей и композиторов, который особо останавливался на их творчестве в пожилом возрасте. Из 12 биографий композиторов, изученных автором, только у одного – Яна Сибелиуса, прожившего 92 года, наблюдался спад продуктивности, и то после 60 лет. У И.Брамса (1833–1897) и А.Дворжака (1841–1904) спад наблюдался только в последнее десятилетие жизни. Остальные 9 композиторов в выборке В.Рииса (Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон-Бартольди, Р.Шуман, А.Брукнер, П.Чайковский, Г.Малер, С.Прокофьев, Д.Шостакович) плодотворно работали до последнего.
§ Маргарет Рихтер: активная творческая жизнь художника – это реальность. Портретист Альфред Граф успешно работал до 93 лет, Кристиан Даниэль Раух – до 78, Адольф Менцель – до 88.
§ А.А.Бодалев и Л.А.Рудкевич сопоставляют две группы: А – наиболее выдающихся представителей науки и искусства (всего 405 человек) и Б – менее выдающихся деятелей (всего 467 человек). Их выводы (всего 14):
1. Спад творческой активности в среднем возрасте распространен только в выборке Б.
2. Более выдающиеся представители творческого труда, как правило, раньше начинают профессиональную деятельность и раньше создают первые зрелые работы.
3. Окончание периода оптимальной продуктивности, как и окончание творческого труда в целом, у наиболее выдающихся ученых и деятелей искусства происходит обычно позже, чем у менее выдающихся.
4. У представителей выборки А фазовый характер деятельности в целом проявляется слабее. Период обучения (первая фаза) у них обычно более длительный и не прекращается с началом самостоятельной творческой деятельности (вторая фаза), часто же продолжается до конца жизни. Третья фаза – продуктивная – обычно вообще не усматривается. У менее выдающихся деятелей искусства фазовый характер деятельности выражен более четко. Вторая фаза (период расцвета) в выборке А по длительности значительно превосходит таковую в выборке Б.
5. В обеих выборках спад наблюдается чаще в точных науках и изобретательстве, чем в гуманитарных науках, живописи, музыке и т.д.
6. Спад чаще наличествует у тех ученых и деятелей искусства, чье творчество совпало с кульминационным пунктом в развитии соответствующей области или завершило его, а также у ученых и деятелей искусства с консервативными взглядами, «ориентированных назад». У представителей творческого труда, работавших на более ранних этапах развития данной области, у прогрессивные ученых и деятелей искусства спад выражен реже.
7. Явление второй кульминации (подъем продуктивности на пятом десятилетии жизни) довольно редко встречалось в выборке (только у 15,3%). На этом основании авторы предполагают, что вторая кульминация не является некой закономерностью развития представителей творческого труда.
8. У представителей творческого труда редко наблюдается спад продуктивности в годы, предшествующие смерти. Напротив, у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства в эти годы часто происходит подъем продуктивности.
Тема 6: Креативность как универсальная способность к творчеству
1. Подходы к пониманию креативности
2. Структура креативности
3.Креативность и интеллект
Креативность (от лат. Creatib – созидание) – общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Э.Фромм: «Это способность удивляться и познавать, это умение, находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Значит критерием творческости является не качество результатов, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Креативность трактуется как способность к творческому стилю деятельности. И суть ее состоит не в простом количественном накоплении знаний, а в умении качественно, по-новому, их использовать, направлять на получение оригинальных идей, результатов.
Анализируя существующие определения креативности (Е.Торранс насчитал их 84), К.В.Тейлор объединяет их шесть групп.
1. Определения типа «гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности, а креативный процесс описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего.
2. Определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового.
3. Эстетические или экспрессивные определения, в которых подчеркивается самовыражение творца.
4. Психоаналитические или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
5. Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс. Например, Дж. Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления».
6. Определения, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп.
Современная трактовка проблемы креативности, экспериментально подтвержденная исследователями разных стран (В.Андерсоном, Дж.Гилфордом, АН.Луком, М.Розетом, Я.А.Пономаревым и др.), отличается признанием того факта, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, т. е. креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности.
Причем, развитие креативности в каком-либо одном виде деятельности (например, наука или искусство) влечет за собой перенос творческих качеств личности на любую другую сферу (социальную, производственную, коммуникативную, бытовую и др.). Существуют научные доказательства того, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей.
Креативность – охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности.
Креативность редкая черта, поскольку она требует одновременного наличия ряда характеристик (понятливости, нешаблонности, способности мыслить в необычной манере, настойчивости и др.). Ни одна из этих черт не является особо редкой. Но необычно сочетание их у одного и того же человека. Можно представить, что все эти черты имеют биологическую основу.
2. Структура креативности (И.А. Малахова)
Основными компонентами креативности являются:
1) критерии и показатели, или факторы креативности;
2) творчество как свойство личности в целом;
3) технология творчества.
Каждый из этих трех компонентов-блоков в свою очередь включает отдельные элементы, а каждый элемент определяется сочетанием признаков его составляющих. Все компоненты этой системы находятся в сложном взаимодействии.
В соответствии с представленной структурой опишите креативность известной Вам творческой личности (подтверждение биографическими фактами и ссылками на источники обязательно!)
Кинофильм «Мой выдающийся мозг. Гениями рождаются»
1. Какие особенности строения мозга музыкантов можно обозначить
2. Каковы причины такого строения мозга музыканта
3.Назовите главную причину и отличие одаренного ребенка от способного
4. Оцените роль раннего обучения ребенка для развития одаренности
5. Какие еще есть способности у главного героя кроме музыкальных
6. Оцените чувство юмора одаренного ребенка (и его мамы)
7. Какие личностные особенности главного героя можно выделить
8. Роль потоковых состояний в развитии творческих способностей
9.Каковы личностные особенности воспитателя (мамы) одаренного ребенка
10.Каковы проблемы одаренных детей в социуме
11.В чем опасность подросткового возраста. Почему «уходит» одаренность
12.Чем общество может помочь на пути преодоления трудностей при становлении одаренного ребенка в талантливого взрослого
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1902;