Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения.
В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера.
Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно. В творчестве актера особую роль играют двигательные представления. Можно вырабатывать двигательные навыки, лишь представляя движение, то есть, тренируя двигательные представления. (См.: Биомеханику В.Э.Мейерхольда. Теорию сценического движения И.Э.Коха.)
И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: независимо от характера и результатов продуктивной деятельности, при ее выполнении всегда имеет место смещение оценок: с одной стороны, обесценивание информации, приемов и способов решений (механизм анаксиоматизации), с другой – повышенная оценка полученных результатов, использованных приемов (механизм гипераксиоматизации). Автор распространяет действие этих механизмов на любую продуктивную деятельность, что подтверждено серией экспериментов.
Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития.
1 — переход от пассивного воображения к творческому;
2 — анимизм, или одушевление, окружающих предметов и явлений;
3 — игра;
4 — романтическая стадия.
Приемы создания образов воображения:
1.Агглютинация. 2.Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация.
Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.
Тема 8: Восприятие как художественное сотворчество
1. Свойства и закономерности восприятия.
2. восприятие произведений искусства.
3. Этапы и условия восприятия художественного образа
Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.
Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего человека. Эта закономерность называется апперцепцией. Апперцепция–это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Закономерности восприятия:
Ø Содержание восприятия определяется поставленной задачей и мотивами деятельности человека.
Ø Соотношение фигуры и фона.
Ø Восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания.
Ø Содержание восприятия могут изменять установки, эмоции.
Ø Восприятие взаимосвязано с речью.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 791;