Лекция 51. Менеджмент в музейной деятельности

Менеджмент как теория, практика и искусство управления

Менеджмент (от англ. – управление, заведование, организация) – совокупность концепций, теорий, принципов, методов, способов, форм и механизмов управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Менеджмент как наука, возникшая на основе практики управленческой деятельности, опирается на совокупность знаний, накопленных человечеством относительно ведения бизнес-процессов.

Основными задачами менеджмента являются формирование и модернизация природы управленческой деятельности; установление причинно-следственных связей в сфере управления людьми и бизнес-процессами; выявление факторов и создание условий повышения эффективности командной работы; разработка и реализация методов эффективного стратегического, тактического и оперативного управления; прогнозирование событий, разработка миссии, философии и целей организации; компиляция методов и технологий управления социальными системами.

Термин «менеджмент» не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем, являющимся по своей сути достаточно легко описываемой системой с точно прогнозируемым после управленческого воздействия результатом. Менеджмент – всегда управление социальными системами (отдельными людьми, группами). Причем управляет также человек, имеющий личные свойства, на которые могут оказывать влияние разнообразные факторы (как внешнего характера по отношению к управляющей системе – взаимодействие с другими, так и внутреннего характера – собственное социально-психо-физиологическое состояние).

Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

· менеджмент как вид трудовой деятельности.Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления как непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза результата деятельности, постановки реальной цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата и определения эффективности управленческого решения.

· менеджмент как процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как планирование, организация, координация, активизация и контроль. Для реализации той или иной функции применяют различные методы.

· менеджмент – это орган управления, т.е. организационная структура, предназначенная для управления той или иной социальной системой (организацией, регионом, страной).

· менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

· менеджмент – это направление научной деятельности, посвященное проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одну из наук экономического цикла.

· менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны понятия

Менеджмент как искусство раскрывается через следующие составляющие:

· организации – сложные социально-технические системы, сложно описываемые и на этой основе затрудняющие эффективное однозначное прогнозирование, в которых менеджеру приходится иметь дело с высоким уровнем неопределенности и в разумных пределах доверять своей интуиции;

· люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования, представляющий собой слабо формализуемый и прогнозируемый компонент реализации организационных целей, требующих формулировки в контексте корпоративных ценностей;

· практически научиться управлению можно лишь через деятельность, которую осуществляют люди, активизирующие личный управленческий талант, на основе которого сформирован индивидуальный стиль руководства;

· никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть все факторы достижения организационной цели не представляется возможным;

· понятие «правильного решения» в практике менеджмента не существует по определению: решение может быть разной степени эффективности в зависимости от: внешней ситуации, корпоративных ценностей, влияния лица, принимающего решения (ЛПР), объекта управления и др.

Все выше сказанное делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и рискованность принятия решений любой сложности в соответствии с принятым уровнем компетенции и сформированной компетентностью.

Зарождение и становление научного направления.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира. Одним из ведущих специалистов в области музейного менеджмента называют Роджера Майлза.

Основные понятия. Цели, задачи, уровни управления.

Музейный менеджмент – комплексная интеллектуальная и хозяйственная деятельность, осуществляемая в целях эффективного использования ресурсного потенциала и факторов производства культурных благ, продуктов и услуг; составная часть управления музеем. Управление музеем в свою очередь есть регулирование взаимодействий внутри музея и создание условий для его функционирования во внешней среде в соответствии с требованием учредителей. Составными частями являются: менеджмент, управление коллекциями (фондами музея), управление программами, адресованными публике (экспозиционно-выставочная деятельность), образовательные программы, издания, культурно-просветительные мероприятия, деятельность по расширению музейной аудитории и обслуживанию посетителей, управление музейной недвижимостью и финансами.

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей (целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач). Основные задачи менеджмента: формирование и модернизация природы управленческой деятельности; установление причинно-следственных связей в сфере управления людьми и бизнес-процессами; выявление факторов и создание условий повышения эффективности командной работы; разработка и реализация методов эффективного стратегического, тактического и оперативного управления; прогнозирование событий, разработка миссии, философии и целей организации; компиляция методов и технологий управления социальными системами. В менеджменте можно выделить конкретные направления – маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, социально-экологический менеджмент, управление рисками, логистику, управление качеством и др. При решении задач менеджмента приходится использовать разнообразные инструменты менеджмента – методы принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования.

Миссия музея – понимается, во-первых, как предназначение (сверхзадача) музея, определяемое как негерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия; во-вторых, как элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования, служит основополагающим компонентом музейной политики и планирования.

Музейная политика – совокупность принципов и методов управления музеем, нацеленных на осуществление миссии музея и обеспечение выполнения музеем социальных функций. Музейная политика определяет цели музея в отношении выполнения каждой из функций, устанавливает уровень качества при производстве музейного продукта и культурных услуг.

Функции менеджмента.

Функции менеджмента сосредоточены в трех основных уровнях, а именно:

· ключевые функции менеджмента. К ним относится разработка и принятие управленческого решения с принятием за него ответственности. Данная функция может реализовываться: путем единоличного решения с персональной ответственностью за результат; путем принятия личной ответственности за коллегиальное решение; путем участия в коллегиальном принятии решения без личной ответственности.

· основные функции менеджмента: планирование как определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей с распределением зон ответственности за каждый этап и ресурсов (материальных, финансовых, временных, людских); организация как определение особых действий и ресурсов, необходимых для реализации плана действий, а также распределение полномочий, обязанностей и ответственности; координация как формирование оптимальных способов взаимодействия между реализаторами плана действий; активизация как стимулирование мотивации поведения у сотрудников, целеориентированной на плановый результат предприятия; контроль как прогнозирование отклонений с целью их своевременного предотвращения. Принимает формы направляющей, наблюдательной и регулирующей деятельности, труд (исполнительство). Носит формы рутинной управленческой деятельности по реализации плана действий;

· вспомогательные функции менеджмента: мероприятия как реализация отдельных (промежуточных) этапов в достижении цели организации; информированность как владение информацией, не являющейся значимой для реализации функций; согласование. как донесение незначимой информации до руководства смежных уровней.

Можно выделить специфические функции менеджмента в социально-культурной сфере: мониторинг социально-культурных потребностей; анализ и прогнозирование на основе тенденции развития социально-культурных потребностей; формирование социально-культурных потребностей населения в соответствии с тенденциями развития общества; удовлетворение социально-культурных потребностей населения.

Планирование, виды, разработка целевых программ, текущее планирование.

Планирование в музейном деле, один из методов стратегии управления музеем, направленный на достижение прогнозируемых результатов в будущем. Заключается в выборе оптимальной альтернативы текущего и перспективного развития, формулирования целей и разработке перечня конкретных мер по их достижению. Основная задача планирования в условиях рыночной экономики – обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, устойчивого положения музея. В музейном деле выделяют стратегическое планирование, связанное с определением оптимального варианта развития музея на основе изучения его положения в меняющемся мире, формулирование его миссии, определения стратегических целей и задач. В музейном деле различают следующие методы планирования: традиционное/директивное (до середины 1980-х гг.); нормативно-целевое/обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов (с середины 1980-нач. 1990-х гг.); программно-целевое планирование и разработка федеральных, региональных, территориальных программ развития музеев (с нач. 1990-х гг.).

В процессе планирования следует учитывать три ключевых момента:

· аудитория, т.е. для кого создается план, проводится работа;

· выстраивание иерархии целей и задач, т.е. к чему стремится музей;

· выявление факторов, ограничивающих воплощение проекта (финансирование, людские ресурсы, оборудование, материалы).

Необходимо, чтобы в разработке программ развития музея участвовали все сотрудники музея, местные власти, центральные управляющие системы (федеральные. Региональные программы), посетители, исследователи, спонсоры, друзья музея. Основным источников информации для планирования являются сведения о проделанной работе, результатах. Другой источник идей – «мозговая атака», творческий процесс, ограниченный во времени (главный вопрос: миссия, доход и др.). Перспективное планирование предполагает постоянную корректировку. Стадии разработки плана: формулирование или переосмысление миссии музея; анализ существующего положения дел; определение общего направления (актуальность, приемлемость, реальность); разработка стратегии (конкретные задачи); финансовая база; разработка механизма мониторинга и оценки эффективности работы.

Для оценки положения дел в музее специалисты предлагают использовать ПЭСТ (политическая, экономическая, социальная, технологическая среда) и Свод анализ (слабые стороны, возможности, опасности, достоинства музейной программы, самого музея).

Руководитель музея.

Эффективность работы современных музеев напрямую зависит от непрерывной и кропотливой работе руководителя музея, перед которым стоит задача грамотно сформировать структуру администрации музея. На сегодняшний день в музеях, как правило встречается три структуры управления: линейная, параллельная, матричная.

1. Линейная система предполагает взаимодействие руководителя музея с подразделениями через своих заместителей, каждому из которых подчиняются свои структурные подразделения. В этом случае нет взаимодействия между отдельными подразделениями, всю работу контролирует один человек через своих заместителей:

· Директор – заместитель на научной работе – научный отдел;

· Директор – зам. по вопросам выставок – отдел развития, отдел гостеприимства;

· Директор – зам. по кадрам – отдел кадров и др.

2. Параллельная предполагает наличие одного-двух заместителей и самого директора, все три отвечают за свой раздел деятельности. Речь идет о разделении властей. Директор отвечает за творческую (иную) деятельность, первый заместитель – за экономические факторы развития:

· Директор – первый заместитель директора;

· Директор – зам. по научной работе, зам. по выставкам, зам по кадрам, зам. по экспоз. деятельности и др.

· Первый заместитель – зам. по капит. строительству; зам. по финансированию и др.

3. Матричную организацию персонала, в которой матрица-схема, где функции музея организованы по направлениям взаимодействия. Взаимодействие администрации музея с подразделениями происходит не только через конкретного администратора, но и между собой: выставочный отдел с отделом фондов; отдел фондов с отделом по кадрам; организационный отдел с выставочным отделом. Это представляет не просто демократическую схему развития, но и переносит ответственность и инициативу принятия решения на отделы, администратор музея лишь контролирует это взаимодействие. Такое взаимодействие обеспечивает наиболее эффективное и рентабельное использование штатного персонала музея. В музее одновременно проводится работа в самых разных направлениях, т.е. учет и хранение фондов, построение экспозиций из фондов музея, проведение и разработка образовательных программ, прием и организация экскурсий, делегаций, принятие новых передвижных выставок из других музеев, проведение учебных стажировок и т.д. Поэтому нужно рационально планировать и организовывать работу так, чтобы в каждом отделе был сотрудник, ответственный за подготовку или проведение выставки или какой - либо программы. Так, для проведения выставки, посвященной например Дню Победы, задействованы сотрудники различных отделов музея: отдела фондов, отдела истории, выставочного отдела, отдела научной информации, реставраторы, художники и др. Представители различных отделов объединяются в рабочую группу по подготовке и организации выставки. Рабочие группы создаются также и для подготовки образовательных программ, конференций, новых экскурсий и других мероприятий музея. Контролируется и координируется вся работа директором музея и заместителем директора по организации работы с посетителями.

Управление человеческими ресурсами.

Эффективное управление музеем зависит от грамотного распределения обязанностей среди сотрудников. Как правило, в музеях реализуются следующие схемы распределения обязанностей (в рамках управления):

· Главный хранитель. Одним из важных направлений в музейной работе является хранение, описание и пополнение музейных коллекций (фондов). Сотрудник отдела фондов отвечает за: программу развития коллекций (фондов); безопасность, хранение, учет и описание коллекции; представление предложений по приобретению новых и изъятию уже имеющихся экспонатов; разработку и осуществление программы изучения собрания; проведение общих и частных исследований и обнародование их результатов в форме доступной для посетителей и других клиентов музея; оказание консультативной помощи при создании постоянных и временных экспозиций; оказание консультативной помощи при разработке программ, адресованных публике; организацию совместных с другими учреждениями научно-исследовательских работ и выставок.

· Заместитель по науке. Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается научные исследования, которые проводят научные сотрудники музея. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея: работа по комплектованию музейных коллекций; научная работа по проблемам, определяемым профилем отдела и с учетом конкретной специализации; выявление и изучение соответствующих материалов, хранящихся в фондах музея, госархивах, архивах учреждений, библиотеках; составление научных отчетов, а так же картотек, анкет, рефератов, обзоров; научные консультации по вопросам, связанным с проблемами исследований; разработка экскурсионных программ и маршрутов по музею, историческим и памятным местам.

· Заместитель по экспозиционно-выставочной работе. Экспозиционно-выставочный отдел музея занимается созданием экспозиций и выставок в музее. Согласно современным представлениям, музейная экспозиция - этоцеленаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений. Сотрудники экспозиционно-выставочного отдела отвечают за: планирование и осуществление в сотрудничестве с хранителями программы выставок, соответствующих выставочным задачам музея; подготовку выставок и определение их бюджета, включающего предложение, стоимость проекта и строительства, распорядок действий, обслуживание и ремонт; организацию передвижных выставок и достижение показателей их доходности; экспертизу выставок в сотрудничестве с экспертом или директором музея; экспертизу всех поступающих предложений по выставкам в целом, их подготовку и обслуживание; контроль деятельности работников выставок.

· Заместитель директора по организации работы с посетителями руководит службой организации деятельности музея с посетителями и отвечает за: организацию и проведение выставок, образовательных программ музейных мероприятий, отвечающих интересам посетителей; взаимодействие с системой общественных организаций, школ, учреждений, с целью создания информационного потока образовательных возможностей музея; разработку и выполнение музейного маркетинга; достижение показателей доходности и посещаемости, установленных планом маркетинга; разработку рекламной стратегии и ее осуществление: создание сувенирной продукции, издание печатных материалов, создание имиджа музея; координацию и использование посещений музея, контроль за деятельностью сотрудников, обеспечивающих прием и обслуживание посетителей музея. Заместитель директора по организации работы с посетителями разрабатывает план по обслуживанию посетителей и осуществляет контроль за его исполнением. Заместитель директора по организации работы с посетителями несет ответственность за качество и высокий уровень музейной рекламы, проводимых мероприятий и выставок; порядок организации и проведения выездных мероприятий, выставок, социологических исследований, проектов, программ, связанных с научно-просветительной деятельностью музея.

Одним из основных направлений деятельности современных музеев является культурно-образовательная деятельность (культурно-воспитательная деятельность) и культурно-досуговая деятельность (организация свободного времени). В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник новый термин культурно-образовательная деятельность, подразумевающий образование в пространстве музейной культуры.

Функции образования и воспитания основываются на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Они обусловлены познавательными, культурными запросами общества и осуществляются в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев. Также современному музею присуща функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Объединяет перечисленные выше направления музейной деятельности отдел по организации работы с посетителями (ОРП). Сотрудники отдела отвечают за:

· координацию и расширение сотрудничества со школами с целью разработки и осуществления на базе музея программ, основанных на содержании музейных коллекций и соответствующих учебному плану школы;

· взаимодействие со школами, общественными группами и другими потенциальными посетителями с целью организации передвижных выставок, выездных экскурсий и лекций демонстраций;

· участие в проектировании выставок и других программ, адресованных публике с целью увеличения их образовательной ценности;

· достижение показателей посещаемости и доходности;

· подготовку публикаций и информационных продуктов для образовательных учреждений;

· подготовку рекламных материалов по всем аспектам образовательной программы музея;

· разработку и осуществление программ, связанных с коллекциями музея для взрослых;

· разработку программ подготовки добровольных педагогов-экскурсоводов;

· планирование, проектирование программ с использованием всех технических средств;

· изучение и расширение возможностей применения современных информационных технологий по работе с посетителем музея.

Организационные модели различных музеев, количество подразделений в них, отделов, обслуживаемых сотрудников, зависит от множества причин в том числе от города в котором музей располагается, количества экспонатов в фондах, статуса музея, объема его зданий и др. Немало таких музеев, где один штатный сотрудник выполняет несколько вышеперечисленных функций.

Количество музейных должностей также непостоянно зависит от размера, статуса музея и необходимости той или иной штатной единицы. Рассмотрим трудности, возникающие в кадровой политике музея/

Использование музеем современных технологий, в том числе управленческих, информационных, проектных – является мощным фактором развития музея и организации музейной деятельности. Овладение ими неизбежно для работников всех музеев. Для того, чтобы накопленный потенциал музеев реализовался в социокультурной жизни города, необходимо повышение профессионализма музейных работников и развития музееведческого образования.

В работе музея и его развитии должны принять участие все работники от музейного смотрителя до старшего научного сотрудника. Поэтому каждый сотрудник музея должен четко понимать основополагающие принципы и иметь возможность внести свой вклад в общее дело.

Наиболее распространенные стратегии менеджмента музея направлены на его развитие. Развитие связано с увеличением числа посещений путем новой подачи коллекций, изучением и популяризацией наследия. Для этого необходимо понимать трудности решения кадровой политики в музее:

 

Трудности в кадровой политике музея Пути решения
Осознание, понимание миссии музея каждым сотрудником. Администрация, руководитель объясняют сотрудникам полномочия музея, его цели задачи.
Подготовка, повышение квалификации музейных работников. Базовое высшее музейное образование. Повышение квалификации музейных работников (курсы, стажировки, участие в семинарах, конференциях). Дополнительная профессиональная переподготовка (курсы, стажировки и тд.)
Заработная плата музейных работников. Дифференцированная система оплаты, поощрения, премирование за счет заработанных и привлеченных средств.
Демографический состав работников в музее. Привлечение работников различных национальностей, проживающих в данном регионе (татары, казахи, башкиры и др.)
Проблема привлечения профессиональных кадров (художники, дизайнеры таксидермисты, реставраторы и др.) Использование творческих работников и специалистов на контрактной или договорной основе.

 

Трудовые отношения и оплата труда.

В системе управления музеями роль руководителя определяется статусом музея. Руководитель бюджетного учреждения, назначенный учредителем, является решающим звеном в процессе управления: распоряжается имуществом на правах оперативного управления, отвечает по обязательствам денежными средствами, при их недостаточности субсидарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Руководитель автономного музейного учреждения (организационно-правовая форма, созданная для выполнения услуг в сфере музейного дела и частично финансируемая собственником) в соответствии с уставом осуществляет финансовое обеспечпение выполнения заданий с учетом расходов на содержание недвижимог имущества и особо ценного имущества (расходы на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда, сохранение и использование объектов культурного и природного наследия, расходы на уплату налогов). Имущество за автономным учреждением находится в оперативном управлении, земельный участок предоставляется на правах постоянного пользования в соответствии с уставными задачами. При автономных учреждениях создаются наблюдательные советы.

 

Нормативная потребность в штатных работниках музея определяется на основе: основных показателей деятельности музея: объем предоставляемых услуг, количество структурных подразделений, филиалов, использование нестандартных форм обслуживания); расчетов норм времени на выполнение основных видов работ музея (различные формы работы, виды методической помощи, работа вспомогательных служб). Нормативная потребность в штатных технически работниках определяется по техническим характеристикам здания/территорий музея. Показатели и порядок отнесения музеев к группам по оплате труда руководителей и специалистов утверждается правовыми актами в соответствии со статистической отчетностью и документацией. Вновь вводимые музеи относятся к группам по оплате труда в зависимости от объема работы по плановым показателем. Основные направления деятельности музея устанавливаются учредителем. Группа по оплате труда руководителей музеев определяется по количеству условных единиц (многопрофильность, количество единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов; количество экскурсионных единиц, количество сооружений).

Сегодня концепция управления музеем с точки зрения использования возможностей расширения оплаты труда сотрудников может быть выражена в перечне задач, которые он реализует в конкретный момент своей музейной деятельности, а также в перечне принципов и методов решения этих задач:

· совершенствование организационной структуры музея как основы для рационального использования финансовых, интеллектуальных и других ресурсов музейной деятельности. Связанная с этим необходимость оптимизации системы оплаты труда и стимулирования творческой активности персонала музея.

· формирование и повышения спроса на результаты музейной деятельности и услуги музея, расширение контингента потенциальных посетителей, творческих и деловых партнеров музея. Оптимизация форм сотрудничества и операции музея с его творческими и деловыми партнерами;

· увеличение объема финансирования музея: за счет освоения альтернативных госбюджетных источников; за счет расширения круга негосударственных источников финансирования (субсидий общественных фондов, частных фирм, меценатов); разработки и реализации конкретных проектов в) за счет увеличения доходов музея в результате собственной деятельности по оказанию платных услуг населению, предприятиям, организациям;

· формирование активной реализации собственной ценовой политики музея на рынке культурной продукции, информации и услуг;

· приведение нормативной базы музейной деятельности в соответствие требованиям обеспечения эффективности реализации социальных функций музея.

Эти задачи могут быть решены при выполнении следующих условий:

· соответствие организационной структуры музея структуре его функций. Это позволит сделать более логичными и осмысленными формы взаимодействия музейными подразделениями, составляющими единое целое;

· финансирование не деятельности музея, а результатов, программ по их достижению. Переход от жесткого планирования к целевому программированию с учетом разнообразия социальных заказов и множественности источников финансирования;

· гибкость структур. Переход к выполнению части работ музея на базе временных творческих коллективов способных быстро приспосабливаться к изменению конъюнктуры на рынке сбыта культурной продукции и услуг (при сохранении необходимой стабильности тех структурных подразделений, которые обеспечивают сохранение и наращивание основного ресурса развития музея – собрания памятников культуры;

· «гонорарная» оплата творческой деятельности сотрудников музея. Создание условий для наиболее эффективного использования и адекватного вознаграждения творческого потенциала и инициативной деятельности сотрудников. Возможность совмещения работы в стабильных штатных подразделениях музея, оплата труда в которых постоянна и определяется нормативами ETC, с работой в одном или нескольких временных творческих коллективах, где оплата производится по конечному результату без каких-либо ограничений в пределах фонда заработной платы, формируемого из различных источников, согласно смете расходов на осуществление соответствующей программы или проекта;

· открытость штата музея. Возможность при наличии необходимых финансовых ресурсов (целевых инвестиций, бюджетных и внебюджетных ассигнований) на контрактной основе привлекать к работе музея, в рамках реализации конкретных программ и проектов, специалистов, работающих в других учреждениях города, области, республики, а может быть и в других странах.

 

Музейные здания. Распределение площадей между основными функциональными комплексами. Техническое оборудование.

Музеи владеют имуществом на праве оперативного управления, земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование. Владение музеем объектов социокультурноой значимости ставит перед ними задачу постоянного контроля за сохранностью и финансированием содержания данного объекта. В задачу руководителя музея и сотрудников входит задача создания положительного имиджа, в том числе и архитектурного: внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн музейного объекта), размещение (расположение), грамотная реклама здания, свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающих к зданию территории (парк, сад, цветник, аллеи) и др. Руководство музеем должно определять площади для размещения основных функциональных комплексов. Для региональных музейных центров сегодня рекомендуют следующие нормы:

 

№ п.п. Группы помещений Ориентировочная площадь, м2
1. Дирекция и административно-хозяйственные службы
2. Научно-исследовательский отдел
3. Научно-методический отдел
4. Редакционно-издательский отдел
5. Научно-справочная библиотека
6. Архитектурно-художественные мастерские
7. Кинолекционный зал
8. Выставочные залы
9. Реставрационные мастерские и лаборатории
10. Кинофотолаборатория
11. Хранилища по видам материалов
12. Производственные мастерские
13. Обслуживающие помещения
14. Технические помещения По расчету

 

При планировании работы музея требуется учитывать и оснащение музея техническими средствами: экспозиционное оборудование (витрины, подиумы, шкафы, проекционные экраны, акустические системы, мультимедиа, экспозиционные мобильные стенды, мобильные витрины и др.); оборудование рабочих мест (осветительные приборы, столы, стулья, шкафы для одежды, компьютеры, факсы, принтеры, модемы, телефоны, сканеры, копировальные аппараты); оборудование фондовых хранилищ сейфы (стеллажи, шкафы, каталожные шкафы, психрометры, люксметры, термошкафы и др.); канцелярские товары и принадлежности; хозяйственные товары, медицинские товары, подписные издания, расходы на текущий и капительный ремонт здания, обеспечение услугами связи.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 35941;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.