Лекция 50. Музей и открытое информационное общество
Мировое культурное наследие и музей: проблема доступа. Международные программы
Вступив в XXI в.,мировое сообщество перешагнуло порог перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из моделей которого является информационное общество или общество знаний. Этот процесс не мог не коснуться музейной деятельности: роль и место музеев в обществе меняется. Сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI в. постепенно приобретает (а во многих регионах уже приобрел) роль ведущего социокультурного института.
Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем и к которой обращено пристальное внимание всей мировой общественности – это проблема доступности мирового культурного наследия для самых широких слоев населения и роли информационных технологий в ее решении. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 г.: «В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии».
Проблема доступа к мировому культурному наследию является сегодня ключевой как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. Сегодня прията программа ЮНЕСКО «Информация для всех», в которой российская сторона принимает самое активное участие. Важнейшей российской инициативой является создание российской информационной сети по культурному наследию, доступ к которой позволит любому жителю познакомиться с культурой России и зарубежных стран.
В XXI в. перспективной задачей становится создание глобальной информационной сети о мировом культурном наследии.
Стратегия и тактика выхода российских музеев в открытое информационное пространство
Конец XX в. ознаменовался стремлением интегрировать интеллектуальные и информационные ресурсы музеев на уровне региона или объединить однотипные данные, хранящиеся в различных музеях (в том числе и за рубежом). В основе ряда российских проектов и проектов, осуществленных с зарубежными коллегами лежат партнерские отношения; такие проекты были реализованы или находятся в стадии реализации. Первые попытки объединиться на региональном уровне предпринимались музеями еще в первой половине 1990-х. Как правило, подобные проекты осуществлялись по инициативе музеев на собственные средства или за счет грантов. При этом можно выделить два подхода к реализации идеи объединения. Первый – это объединение за счет накопления данных от различных музеев в одном месте, структурирование этих данных и организация доступа к ним. На сайте «Музеи Сибири» (www.sibirmuseum.ru) были собраны общие сведения обо всех партнерах-участниках, об экспозициях, коллекциях, основных событиях. Однако автоматизация деятельности музеев, создание баз данных по коллекциям в каждом музее ведутся автономно, базы не интегрируются в общий ресурс.
Второй путь не был первоначально связан с компьютером; первые горизонтальные связи между музеями региона, имеющими много общего в тематике, специфике коллекций, проявились в организации совместных выставок, семинаров, в обмене опытом между специалистами; а начавшийся в этот период процесс внедрения компьютерных технологий существенно способствовал процессу информационного сближения. В результате совместной деятельности группы музеев Ярославской области возник проект открытой межмузейной информационной сети: во всех государственных музеях области была внедрена АИС и был создан общий сайт (www.museum.yar.ru).
Важным шагом в создании единого регионального музейного информационного пространства стала реализация поддержанных Фондом Сороса проектов Рыбинского музея: в 1999 г. «Информационные ресурсы музеев – открытому обществу» и в 2000 – «Шедевры российских музеев – ХХI веку», конечной целью которых является создание баз данных о коллекциях музеев в открытом информационном пространстве. Важно, что в процессе реализации этих проектов были внедрены или модернизированы АИС в в большинстве музеев Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Цель проекта – создание и представление в Интернет общего информационного ресурса, где каждый из музеев – участников со всей России – представил бы описания шедевров из своих коллекций.
Еще один проект 1990-х – «РУМИР», инициированный Российским историческим музеем и направленный на создание Регистрационного узла музейных изображений объектов, хранящихся в музеях России для последующего представления их в открытом информационном пространстве.
По итогам первого пятилетия (1996–2000) реализации региональных проектов, направленных на информатизацию музеев, оказалось, что наиболее активные и яркие проекты были осуществлены по инициативе музеев и на их собственные средства или гранты, полученные музеями. Информатизация хотя и носила спонтанный характер, но сопровождалась внедрением АИС, которые способствовали активному процессу информатизации и меняли технологию традиционных форм музейной деятельности.
На рубеже XX-XXI вв. наметились новые тенденции в подходе к объединению музеев: один за другим стали появляться региональные проекты, инициатором которых выступала администрация региона.Одним из первых был проект, инициированный властями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также проекты создания региональной распределенной сети музейных информационных ресурсов Пермской, Тюменской областей. Характерным примером такого подхода может служить, например, система управления музейными ресурсами Ленинградской области, созданная в рамках программы «Электронная Ленинградская область». В ходе реализации этого проекта в 27 музеях Ленинградской области установлена программа «КАМИС». Ленинградское областное государственное учреждение культуры «Музейное агентство» ведет работу над объединенным банком данных областных музейных коллекций, современных виртуальных выставок и экскурсий, осуществляет доступ к информации, как для сотрудников музеев, так и для широкого круга пользователей. Внедрение «КАМИС» позволило поднять на современный уровень систему управления музейными ресурсами.
Еще одно направление интеграции информационных ресурсов по культурному наследию, которое активно развивалось во второй половине 1990-х – это создание региональных (или межрегиональных) информационных ресурсных центров (ИРЦ). Главное их назначение деятельности ресурсных центров – решать те важнейшие для всех участников проблемы, которые не всегда могут быть решены ими самостоятельно (переподготовка кадров, экспертиза, консалтинг, электронные издания, аккумуляция информации о музейных коллекциях и представление их в открытом информационном пространстве). Как правило, ИРЦ основываются на базе музеев, университетов или научных учреждений, уже обладающих опытом создания информационных ресурсов: Государственный межмузейный центр Республики Карелия (Музейное агентство «Центр культурных инициатив»); областной межмузейный информационный центр на базе Самарского музея им. П.В. Алабина.
Интернет в музее
С появлением глобальной информационной сети Интернет возможности коммуникации существенно расширились: появились электронная почта, списки рассылки, новостные разделы сайтов, электронные доски объявлений, телеконференции и мн. др. Трудно назвать область музейной деятельности, где применение Интернета было бы неактуально: Интернет необходим музейным специалистам при комплектовании и учете коллекций, в научной, фондовой, экспозиционной и выставочной работе, в издательской деятельности, в работе со спонсорами, при решении административных задач и во многих других случаях. Именно поэтому с середины 1990-х Интернет активно внедряется в повседневную жизнь музеев России. Количество сайтов, создаваемых музеями, растет, причем в основном за счет региональных музеев. В Интернете появились сайты, позволяющие получить доступ к базам данных музея, объем которых составляет десятки и даже сотни тысяч описаний с электронными изображениями.
Сервер «Музеи России»
В России активно развиваются серверы, тематически ориентированные на работу с культурным наследием страны, например рассчитанный на широкую публику и на профессионалов портал «Музеи России» (http://www.museum.ru), профессиональный сайт «Музей будущего» (www.future.museum.ru), ориентированный на музейных специалистов «АДИТ» (http://www.adit.ru) и мн. др. Электронные публикации, созданные в российских музеях, получили высокую оценку в России и за рубежом.
Сервер « Музеи России» – специализированный музейный сервер, виртуальный музейный город, в котором уже побывало более 300 тысяч человек. Посетителям предоставляется возможность посетить более двухсот музейных сайтов, все сайты были предварительно просмотрены и рецензированы. В дополнение посетители могут получить информацию о пятидесяти российских CD-дисках музейного содержания. В основе сервера лежит уникальная база данных, в которой размещается информация обо всех российских музеях, музейных сайтах и организациях. Сейчас в базе их размещается более двух тысяч. На русском и английском языках хранится самая необходимая информация: проезд, часы работы, описание, телефоны, адрес, ссылки и т. д. Эта информация (размещение и просмотр) абсолютно бесплатна. Поиск нужного музея очень прост: по названию, типам, профилям, адресу, ключевым словам и даже по карте. Есть специальный подраздел для конструирования сложных запросов. На сервере созданы разделы «ежедневные новости» и «музейная афиша», где музеи, галереи и выставочные центры бесплатно анонсируют выставки и т. п. В дополнение к этому любой желающий может подписаться на еженедельный электронный журнал – дайджест музейных новостей. В нем содержится все самое интересное за неделю. Профессионалы-музейщики имеют собственный клуб (www.prof.museum.ru), для них созданы разделы: «Музейное кафе» – электронные конференции для обсуждения общих проблем; «Библиотека» – более 250 статей и материалов различных конференций; «Законы»; «Беседка» – совещания в реальном времени; «Визитница» – персональные страницы каждому музейщику; и, конечно, тщательно систематизированная и выверенная подборка ссылок на наиболее интересные места сети. С целью пропаганды российской культуры в Интернете на сервере используются специализированные системы: «Анкетирование», «Обмен баннерами», «Голосование за сайт», «Экспортирование списка музеев». Сервер выполнен технически высокопрофессионально, был отмечен 36 наградами.
Международное сотрудничество в сфере музеев
На рубеже XX–XXI вв. расширились и углубились связи российских музеев с зарубежными коллегами. Российские специалисты принимают все более активное участие в международных проектах; в первую очередь в международном проекте EROS, направленном на создание технологии многоязычного доступа к оцифрованному культурному наследию.
Возникли инициативы по осуществлению совместных выставочных проектов. Российско-канадский проект виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи (1860–1940)» выполнялся совместно канадской ассоциацией «CHIN» и российской ассоциацией «АДИТ». В проекте с российской стороны участвовали как столичные (например, Государственная Третьяковская галерея), так и провинциальные музеи: Государственный художественный музей Алтайского края, Иркутский областной художественный музей им. В. Сукачева, Смоленский Государственный музей-заповедник и др.; с канадской стороны представили свои работы 7 музеев (Картинная галерея Эдмонтона, Художественный музей Монреаля и др.).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 4361;