Лекция 36. Хранение музейных фондов
Музеи являются государственными хранилищами ценностей общенационального естественнонаучного и историко-культурного фонда. Создание оптимальных условий для хранения музейных ценностей – важнейшая задача, вытекающая из самой сущности музея как социального института. Вся деятельность музеев базируется на музейных собраниях, что предопределяет функцию хранение музейных ценностей как основу существования музеев. Хранение фондов осуществляется на основе режима и системы хранения в целях безопасности физической сохранности и доступности использования музейных предметов. В понятие хранение музейных фондов входят:
· вопросы организационной структуры музейного хранения и систем хранения музейных предметов, которые связаны с систематизацией музейных фондов, исходя из принципов научной организации музейной деятельности;
· режим музейного хранения (оборудование зданий, фондохранилищ и экспозиций);
· основные вопросы реставрационного обеспечения (консервация и собственно реставрация), связанные с естественным старением музейных коллекций.
Виды хранения: комплексное, раздельное, открытое. Виды хранения определены принципами организации музейных фондов: по материалам, по типу предметов, комплексные.
При комплексном хранении в одном хранилище располагаются предметы из разного материала, поэтому режим хранения должен быть усреднен. Комплексное хранение может быть определено как отсутствием раздельных помещений для фондохранилищ, так и не разработанностью систематизации фондов, отсутствием разработанной классификации в отдельно взятом музее. Но именно научная классификация фондов музея, основанная на профильности музея, может способствовать комплексному хранению (по хронологии, историческим эпохам, географическому принципу, этническому принципу и т. п.). Комплексное хранение предполагается и при экспозиционном показе в музее (экспозиция постоянно действующая, выставка).
При раздельной системе хранения в одном изолированном помещении находятся предметы из одного материала или нескольких очень близких по нормативам хранения. При раздельном хранении в хранилищах обеспечивается свойственный только данным музейным предметам режим хранения. Раздельное хранение может быть определено типологическими схемами, системой хранения, определенной «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей в государственных музеях СССР» (1984) – по видам материала (металл, стекло, эмаль, керамика, поделочные камни, дерево, ткани, кожа, пергамент, мех, кость, бумага, живопись, фотоматериалы и т. п.). Расположение музейных предметов в музейных хранилищах производится в соответствии с основными структурными делениями фондов, распределение предметов идет по назначению, размерам, содержанию, инвентарным номерам.
В музейных фондах хранятся предметы, в количественном соотношении значительно превышающие возможности показа в музейной экспозиции. Для выполнения главной функции – хранения и предоставления соиокультурной информации – музей использует не только экспозиционные пространства, но и фондохранилища в форме открытого хранения, т. е. демонстрацию коллекционного хранения фондов (уникальных и типовых предметов) с использованием специального оборудования, сохранения условий режимно-охранного хранения собрания. При открытом хранении проводятся экскурсии по графику, совпадающему с графиком работы фондов, при соблюдении особых условий работы и допуска к музейным фондам.
Режим хранения и условия его обеспечения. Режим хранения включает:
· температурно-влажностный режим;
· мероприятия по защите от загрязнителей воздуха;
· световой режим;
· мероприятия по защите от биологических вредителей;
· предупреждение возникновения экстренных ситуаций.
Для длительного хранения музейных предметов необходимо соблюдать определенный режим хранения. Следует учитывать, что основными причинами старения и гибели становятся:
· резкие колебания и нарушение норм температурно-влажностного режима;
· вредное воздействие света или недостаток его;
· засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
· биологические вредители;
· использование непрочных материалов при изготовлении предметов;
· механические повреждения предметов;
· неправильное хранение до поступления в музей;
· технические аварии и стихийные бедствия;
· неумелая и несвоевременная реставрация и консервация предметов.
Температурно-влажностный режим хранения имеет особое значение. В зависимости от материала предметы испытывают различное воздействие температуры и влажности, но все одинаково плохо реагируют на резкую смену этих показателей. Оптимальные варианты отражены в таблице № 1.
Таблица № 1. Оптимальные параметры хранения фондовых материалов
материал | Температура, в ° С | Влажность, в % |
металл | 18 – 20 | до 50 |
Стекло, эмаль, керамика | 12 – 20 | 55 – 65 |
Поделочные камни, в том числе драгоценные и полудрагоценные | 15 – 18 | 50 – 55 |
Дерево | 15 – 18 | 50 – 60 |
Ткани | 15 – 18 | 55 – 60 |
Кожа, пергамент, мех | 16 – 18 | 50 – 60 |
Кость, рог, черепаха | 14 – 15 | 55 – 60 |
Бумага | 17 – 19 | 50 – 55 |
Живопись | 12 – 18 | 60 – 70 |
Фотография ч/б | До 12 | 40 – 50 |
Фотография цветная | До 5 | 40 – 50 |
Комплексное хранение | 16 – 18 | 55 – 60 |
Оптимальный вариант поддержания температуры и влажности достигается при использовании кондиционеров. В их отсутствие кондиционирование возможно при помощи отопительной системы, проветривания, увлажнителей, осушителей. Температурно-влажностные показатели нуждаются в ежедневном контроле, производимом при помощи психрометров, гигрометров или самопищущих термографов и гигрографов. Эти приборы могут быть и электронными. Их показания отмечаются в специальном журнале.
Защита от загрязнителей воздуха. Основными загрязнителями являются сероводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа. Необходимо тщательно следить за чистотой в музеях, фондах, прилегающих территориях: уборка, обработка от пыли, герметизация помещений, использование чехлов, футляров, папок. Раз в месяц следует проводить санитарные дни – комплексная уборка помещений. Запрещено использование средств, способствующих загрязнению воздуха.
Световой режим. Воздействие света (ультрафиолетовые, инфракрасные, тепловые лучи) приводит к изменению фотохимических и физических свойств предмета. Наиболее разрушительным является естественный свет. Люминесцентные лампы содержат ультрафиолет, поэтому использование их в хранилищах запрещено. Наиболее безвредны – лампы накаливания, но они выделяют большое количество тепла. Музейные предметы по степени воздействия на них света можно разделить на несколько групп:
· с высокой светостойкостью – металл, цветной камень, гипс, керамика, бесцветное стекло;
· со средней светостойкостью – кость, кожа, мех, дерево, масляная и темперная живопись;
· с низкой светостойкостью – фотографии, акварель, пастель, бумага, ткани.
Защита от воздействия света должна проводиться как в фондохранилищах, так и в экспозиции. Естественное освещение фондохранилищ может дополняться искусственным: лампами накаливания не свыше 200 Вт на расстоянии не ближе 3 м от предмета. В оптимальном варианте разделение музейных предметов по материалам (по отдельным хранилищам) позволяет грамотно регулировать освещение.
Биологический режим. К биологическим вредителям относятся плесень, насекомые, грызуны. Причинами их распространения могут явиться нарушение температурно-влажностного режима, загрязнение предметов, использование в фондохранилищах продуктов питания, поступление в фонды загрязненных предметов. Меры борьбы – дезинфекция и дезинсекция. Поступающие в фонды предметы должны проходить биологический карантин. Следует проводить постоянные профилактические мероприятия, обработку инсектицидами и формальдегидом.
Защита от механических повреждений. При работе с предметами желательно обеспечить их устойчивое положение, работать в нитяных перчатках, брать предметы за наиболее устойчивые части. При перемещении предметов необходимо обеспечить им соответствующую упаковку: фанерные ящики, использование пылевлагонепроницаемых материалов. Ящики с уникальными предметами упаковываются одновременно и в металлические ящики. В один ящик помещаются только однородные предметы, перекладываемые упаковочным материалом (бумага, микалентная бумага, пенопласт, пенопластовая крошка). На новом месте предметы должны пройти акклиматизацию.
Экстремальные ситуации в музее. К экстремальным ситуациям в музее относят: пожар, аварию электросети, водопроводной сети, канализационных и отопительных систем, хищения. Необходимо обеспечение фондохранилищ противопожарной и охранной сигнализацией, системой укрепленных железных дверей, решеток на окнах и т. п. Охрана музея должна осуществляться милицейской, гражданской или комбинированной службой. Ежедневный противопожарный надзор, надзор за электросетями, водопроводными коммуникациями. Должны быть разработаны планы эвакуаций, с учетом списков предметов федерального, регионального, местного значения. Для предотвращения краж используется охранная сигнализация, служба охраны, запрет доступа в фондохранилище посторонних лиц. Фондохранилища необходимо опечатывать, опломбировать, запирать. Ключи должны храниться у администрации музея и в «ключном» хозяйстве музея. Прием-выдача ключей осуществляется под расписку в специальном журнале.
Охранные мероприятия касаются не только фондохранилищ, но и экспозиций: осмотр помещений до и после начала работы, сверка экспонируемых предметов по спискам или фотоизображением витрин, подиумов, залов (смотрители), анализ температурно-влажностного и светового режима в экспозициях (витрины располагаются так, чтобы на них не попадал прямой свет, специальные занавески и т. п.).
Система хранения музейных фондов. Организация хранения предполагает использование специального оборудования или строительства зданий для фондохранилищ (запасников). В фондохранилищах могут содержаться как обособленные единицы, так и коллекции, комплексы. Необходимо, чтобы оборудование соответствовало определенным требованиям: материал оборудования не может быть агрессивен для предметов (химическое воздействие, механическое повреждение, защита от влаги, пыли, биоповреждений, света). Оборудование должно позволять безопасный осмотр и изучение музейных предметов: горизонтальное хранение в шкафах, выдвижных ящиках для прямых тканей, графики; вертикальное положение для сохранения формы одежды, головных уборов, обуви; стеллажи для крупногабаритных предметов, скульптуры, выдвижные или неподвижные щиты для картин; паспарту и стекло для графики, акварели; сейфы для драгоценных металлов и камней, оружия, нумизматики; папки, футляры и коробки для документов, фотографий; валики для ковров, живописных полотен без подрамников и т. п. Помещения, шкафы, полки должны быть оборудованы системой циркуляции воздуха.
Требования к музейным зданиям и фондохранилищам. Большое значение имеет правильный выбор помещений для фондохранилищ. Они должны быть изолированными, отвечать требованиям защиты музейных предметов от всех возможных нарушений режима их хранения. Основным требованием к ним является хорошее состояние помещения в целом, наличие отопительной и вентиляционных систем. Пол хранилища должен выдерживать значительные нагрузки, а размеры позволять размещение всех фондов музея. Хранилища должны быть обеспечены системами противопожарной сигнализации, иметь металлические двери, решетки на окнах, систему внутренней и внешней охраны. Хранение может быть попредметным или групповым в вертикальном или горизонтальном положении, в шкафах или на стеллажах, в сейфах. Оптимальным вариантом оборудования для хранения являются передвижные многосекционные стеллажи, металлические шкафы и сетки. Уникальными местами хранения являются варианты деревянных шкафов со стеклянными дверцами, созданные для первых государственных хранилищ на рубеже XIX – XX в. (защита от пыли, влаги, визуальная доступность хранения). Грамотное использование музейного оборудования позволяет правильно расположить музейные предметы, обеспечивает режим хранения, быстрый поиск по топографическим описям и картотекам. Оборудование хранилищ должно отвечать следующим требованиям:
– способность обеспечения максимальной сохранности предметов;
– рациональное использование площади фондохранилищ;
– удобство для работы с музейными коллекциями.
Особенности организации хранения: различных видов предметов (по материалам), оружия и музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и камни. Каждый вид музейных предметов имеет свои особенности хранения, определяемые музейными инструкциями и реальной практикой хранения. Организация хранения оружия, предметов, содержащих драгоценные материалы осуществляется по «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР». Инструкция определяет порядок допуска к работе, атрибуция и экспертиза ценности предметов, отчетность и т. п.
Проблемы открытого хранения фондов. Главная цель – знакомство посетителей с уникальными коллекциями и собраниями музея. В экспозициях большинства крупных музеев представлена лишь небольшая часть коллекций (до 5 %). Открытое хранение возможно только при организации дополнительных систем хранения, связанных с системой безопасности и соблюдением режима хранения, т. е. при соединении охранных мероприятий фондохранилищ и экспозиций. Для того разрабатывают специальное оборудование для фондохранилищ, позволяющее осматривать предметы. Не для всех музейных коллекций и предметов допустимо использование такой формы хранения – в первую очередь из-за нарушения светового режима фондохранилищ. Наиболее безопасно открытое хранение с точки зрения воздействия на материал для керамики, бесцветного стекла, некоторых видов металлов, поделочных камней, части палеонтологических материалов. Документальные материалы, ткани, часть графики, кожа, книги наиболее подвержены нарушениям светового режима. Поэтому открытое хранение предполагает серьезное обоснование: организация особых помещений с пропускным режимом и для экскурсантов, выдерживание параметров светового режима экспозиционных пространств, выбор коллекций и яркого предметного для открытого хранения, оборудования и т. п. Система открытого хранения для отдельных коллекций встречается только в ограниченном числе музеев: Центральный музей современной истории, Эрмитаж, РЭМ и др.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 20662;