Лекция 38. Система хранения музейных фондов
Типы источников для хранения. Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных ценностей в фондохранилищах и при экспонировании. В музеях с большим собранием музейные предметы организуются по отделам, а внутри отделов по группам музейных предметов для облегчения изучения и создания надлежащих условий хранения. Классификация музейных предметов по типам предполагает объединение музейных предметов по основному способу фиксации информации. В настоящее время выделяют 6 основных типов музейных предметов или источников: письменные (рукописные и печатные документы, редкая книга и др.), вещевые (естественно-исторические памятники, археологические коллекции, нумизматические коллекции, этнографические коллекции, изделия из металла, дерева, керамики, тканей, оружие, мебель и др.), изобразительные (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), кино-,фото- и фоноисточники (дагерротипы, негативы, позитивы, видеоматериалы, киноматериалы, пластинки, восковые валики и др.). Каждый тип музейных предметов подразделяется на виды музейных предметов (по видам материала, видам искусства, технике, назначению, коллекциям). Для небольших музеев как правило предлагается разделение фондовых материалов на 3-4 группы, в том числе и по единым требованиям по условиям хранения памятников.
Учет физико-химических, количественных и иных характеристик при формировании системы хранения.
Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов –резкие колебания и нарушения норм температуры и влажности, вредное воздействие света или недостаток его, засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью, биологические вредители, использование непрочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани), небрежное отношение с предметом. Важнейшим условием правильного хранения является поддержание необходимой температуры и относительной влажности воздуха. Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении фондов необходимо учитывать специфические особенности материалов. Например, в помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня, керамики, фарфора. В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл, стекло, гипс; в помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т. д.
Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов, прежде всего на органические, драгоценные и полудрагоценные камни, минералы, цветное стекло. Самыми безвредными для освещения являются лампы накаливания. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: выцветание и разрушение структуры материала, утрата прочности.
Старение и разрушение музейных предметов происходит от загрязнения воздуха: пыли, копоти, хлоридов, газовых засорителей. Все музейное оборудование, окна должны регулярно очищаться от пыли. Для мебели, скульптуры и др. необходимо изготавливать чехлы, для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь чехлы на обувь.
Основные требования к музейным хранилищам и оборудованию: расположение, оснащение, освещение фондохранилищ, оборудование для хранения музейных фондов. Основным условием, гарантирующим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания (крыши, водостоки, сухие подвалы), его отопительной и вентиляционной систем. В музейных зданиях допустимо только электрическое освещение, кроме центрального должна существовать и автономная система аварийного освещения. Электровключение должно быть централизованным. В музейных помещениях, где проведение электричества невозможно, работу следует проводить только при дневном освещении. Если здание музея/фондов представляет собой деревянную постройку (памятник архитектуры, истории, мемориальное здание) режим его освещения и отопления необходимо согласовать с органами по охране памятников истории и культуры.
Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах, это – просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных ценностей в целях их всестороннего использования. Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование. Органы технического надзора должны проверять помещение хранилища для определения допустимой нагрузки и на пол. При хранилищах целесообразно иметь помещения для новых поступлений, кладовую для инвентаря, запасных витрин, помещения для работы посетителей.
Музейное оборудование в хранилищах расставляется таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5-3 м, а проходы между ними не менее 1-1,5 м в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения. Стены могут оборудоваться передвижными панелями, штангами для подвески экспонатов. Оборудование делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим составом. Деревянное оборудование периодические осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины. Для размещения предметов различных видов употребляются различные типы мебели.
Хранение документальных и изобразительных источников. Учет и хранение документальных источников осуществляется по правилам Росархива. При хранении музейных предметов на бумажной основе обязательно учитываются атрибутивные признаки (датировка, техника). Большинство сортов бумаги, изготовленной до 1870-х гг., являются тряпичными и обладают повышенной прочностью. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода в ее изготовлении от тряпичного волокна к древесной массе. При хранении следует учитывать, что бумажная основа разрушается от действия света и пересыхания; акварели, гравюры, лубки, чернила, тексты легко выцветают под действием света; тексты и изображения, выполненные карандашом, углем, пастелью – стираются, осыпаются, крайне чувствительны к сотрясениям, вибрации, транспортировке. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях – не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз – для гравюр. Категорические запрещается хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках, стеллажах, перегибать материалы, прибивать, прикалывать кнопками, наклеивать и т. д. Документы и произведения графики можно хранить в папках с твердыми бортами, в шкафах, на паспарту, в застекленном виде в соответствии с размерами предмета. Рукописные книги хранятся в специальных шкафах, в чехлах. Старопечатные и рукописные книги размещают раздельно. Грамоты на пергаменте и бересте хранятся горизонтально, прокладываются микалентной бумагой; столбцы – в специальных папках или накатанными на валик. При работе с рукописными и старопечатными книгами должны применяться специальные пюпитры.
Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Устройство и оборудование экспозиционных материалов должно предусматривать не только создание наилучших условий для показа экспонатов, но и обеспечение их сохранности от преждевременного изнашивания, повреждения и хищения. Экспозиционный инвентарь изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов, должен быть прочным и устойчивым. Все предметы должны быть прикреплены к полкам, стене шкафа, поставке. Уникальные, особо ценные и хрупкие предметы запрещается экспонировать без застекления. Витрины всех типов должны быть изолированы от пыли. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками, в открытой экспозиции устанавливаются ограждения. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы закрепляются неподвижно. Подвеска картин и др. экспонатов осуществляется на штангах, полосах, тросах или шнурах. Произведения графики экспонируются только под стеклом, при использовании дополнительных штор на витринах. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов, но не должен превышать 6 месяцев в году. Для экспонирования одежды используются манекены. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы (не менее 10 см высоты). Запрещено при монтаже использовать гвозди, клей, булавки. Для избегания нагрева экспонаты должны располагаться не менее чем на 1,5-2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием.
Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспонированию музейных предметов. Предпочтительнее разработка модульных конструкций, позволяющих многоплановое использование.
Упаковка и транспортировка музейных предметов. Музейные предметы, подлежащие транспортировке должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией, в состав которой входят ответственные сотрудники музея. Состав комиссии назначается директором музея. Комиссия составляет рекомендации о возможности транспортировки. Все предметы, подлежащие транспортировке, делят на группы, требующие определенной упаковки. Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов предусматривается изготовление особой упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета. категорически запрещена упаковка в один ящик разнотипных и разногабаритных предметов, упаковка в мягкую тару. Передача и приемка предметов производится только группой ответственных сотрудников на основании упаковочного акта.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 5674;