Положение российской науки.
Подъемы и спады в истории российской науки.По инициативе Петра I элементы западноевропейской науки были привиты России. Была создана Петербургская академия наук (1724), приглашены ведущие ученые, учеба и стажировка в западных университетах стала типичной практикой. В XIX в. возникли первые российские научные школы (геометрия, физиология, история, лингвистика и т.д.). К началу ХХ в. российские ученые получили мировое признание в виде нобелевских премий (И. Мечников, И. Павлов). В 1917 г. в России исследованием занималось 11 тыс. ученых.
Октябрьская революция стала социальным ударом по науке. На ученых обрушились голод, холод и репрессии, тысячи ученых были вынуждены эмигрировать за границу. В 1922 г. около 200 философов и гуманитариев было выслано из советской России. И все же после этой трагической «мутации» наука выжила, став советской. Развивались как фундаментальный поиск, так и прикладные исследования. Ученые внесли важный вклад в победу над фашизмом, они овладели силами атома, создали баллистические ракеты, запустив искусственный спутник и человека в космос. Конечно, ученым было нелегко под идеологическим диктатом, когда в спорах Т. Лысенко с генетиками побеждала не истина, а поддержка «отца народов», когда кибернетику объявляли «буржуазной наукой». И вот в 1990-е гг. произошла очередная революция, и наука снова стала российской. В каком же она находится положении?
Современная российская наука пребывает в системном кризисе.Наука – это элемент весьма тонкой и деликатной культуры. Социальная революция грубо рвет ту сеть отношений, в которых существует исследование. Выделим основные виды деформации.
Прежде всего, экономическая разруха ударила по основному звену науки – ее кадрам. По сравнению с 1990 г. к 1997 г. численность персонала сократилась вдвое – с 1, 94 млн. до 0, 93 млн. С 1995 г. по 2005 г. число исследователей РФ уменьшилось на 24%. В этом потоке велика «внешняя» утечка умов. В 1990-е гг. ежегодно за рубеж на работу выезжало более 5 тысяч ученых, с 1990 г. уехало 80% математиков, 60% биологов, 50% физиков. В основном, уезжали в Германию (65%), Израиль (18%), США (12,5%). В 1990-е гг. на одного российского ученого, уезжавшего за рубеж, приходилось 10 человек, уходивших из науки в другие сферы занятости. Кроме того, существует феномен «утечки идей». В 2002 г. среди российских ученых 20 тыс. работало по заказам Евросоюза и 8 тыс. – по заказам США. Безработица среди ученых больше на 20%, чем в других профессиональных группах. Наблюдается явная тенденция старения научных кадров.
Возрастная структура российских исследователей (2004 г.)
Резко снизился уровень ассигнований науки. Если учитывать, что внутренние затраты складываются из внутренних текущих затрат и капитальных затрат, то динамику затрат по годам на исследования и разработки в РФ отражает следующая диаграмма:
Вполне правомерно сравнить себя с другими развитыми странами.
Затраты на науку в расчете на одного исследователя в 2004 г. (тыс. долл. США):
Соответственно низким является уровень жизни в России.
Материальные условия жизни семей исследователей, %:
Низкая оплата труда ученых является главной причиной снижения притока молодежи в науку.
Относительным показателем интенсивности научных исследований являются публикации. Если в США ежегодно публикуется 250 тыс. статей, то в России – 25 тыс. По доле научных публикаций еще в 2002 г. Китай опередил Россию и занял пятое место. По частоте цитируемости российские ученые находятся на 15 месте (2002 г.)
Начало позитивных тенденций. Самая главная ценность науки – это независимость от политики и идеологии. Деидеологизация стала главным достижением российского научного сообщества. Параллельно этому шли прогрессивные изменения в экономике. Вхождение в рынок устранило монополию государственной собственности и ввело другие формы собственности. И все же приоритет первой формы остался.
Доля организаций по формам собственности, выполняющих исследования и разработки, и доля исследователей в них (2005, %)
Произошло дробление научных организаций, из-за чего резко возросло число небольших научно-исследовательских организаций, ориентированных на хозрасчетные заказы и зарубежные гранты. Если в 1990 г. организации подобного типа составляли 38%, то в 2003 г. – 67,3%. В 2005 г. доля внебюджетного финансирования перевалила за 50 %. Важную роль здесь играют не только зарубежные, но и отечественные научные фонды (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд). Система личных и коллективных грантов позволяет реализовать конкурентные условия и осуществлять финансовую поддержку перспективным исследовательским проектам. В 2005 г. имели научный грант 28,7 % исследователей (113,1 тыс. чел.), в том числе 3,2 % (12,6 тыс.) имели не менее двух грантов.
Продолжается интеграция российской науки в мировую науку. Конечно, этот процесс сопровождается рядом негативных тенденций, но основная магистраль позитивна – налаживание творческих контактов. А они весьма разнообразны: участие в совместных конференциях и симпозиумах, подготовка совместных научных изданий, выполнение единых исследовательских проектов, совместные внедрения изобретений в производство. Свою специфику имеют формы выезда российских преподавателей за рубеж: направление вуза в командировку, межвузовский обмен, приглашение зарубежных коллег, контракты.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1054;