О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 1 страница

О.Георгий Фроловский пришел к неутешительному выводу.

Комиссия предложила МДА поднять до уровня духовного университета. (В 1755 году был открыт духовный университет, в нем не было богословского факультета в отличие от западных университетов). С универсальным курсом наук, смягчить дисциплину и нравы, отменить розги (университет и розги — это нонсенс) и как еще Платон говаривал — вперять в учеников благородное честолюбие.

Но этот проект не был осуществлен. За границу был послан ряд молодых людей. В Германию в знаменитый Гетенгемский университет который славился громаднейшей библиотекой, Лейден и Оксфорд в Англии. Теперь обсуждался вопрос об открытии в Московском Университете богословского факультета.

Из вернувшихся из-за границы только один стал преподавателем. Это Дамаскин (Семенов-Руднев) впоследствии епископ Нижегородский и член Российской Академии наук. В Германии он увлекался философией и историей. Переводил на немецкий Нестора летописца. У него была слава либерального профессора, архиерея (по возвращении был профессором и ректором МДА) это первый профессор философии в России. Монахи советовали ему оставив германские бредни приняться за исполнение иноческих обетов.

Он сделал несказанно много для Нижегородской семинарии. Он вернулся из Гетенгема и как Нижегородский архиерей как Платон патронировал МДА, как Заворовский Рафаил патронировал КДА, так он взял под свое попечение семинарию Нижегородскую. Его называют первым тюркологом в России — специалист по тюркским языкам и народам. Он издал 5-язычный словарь. В Н-городской семинарии кичились народы Поволжья, и вот этих учащихся он привлек для создания этого словаря. Говорят словарь сохранил значение по сей день.

Дамаскин создал замечательную фундаментальную библиотеку в семинарии, прямо из Гетенгема выписал книги, даже послал в Германию двух семинаристов обучаться переплетному делу. Он создал физический, минералогический, астрологический кабинеты. Семинария расцвела, будь еще такой же приемник — она возросла бы до уровня Академии.

Большое значение он придавал диспутам. Диспуты — атрибутика средневековых учебных заведений, ученого быта. Он устраивал два генеральных диспута — по числу семестров и еще ежемесячные диспуты. На них съезжалась публика, свет, губернатор, архиерей, дамы — это был праздник города. Он выписал из Германии специальную кафедру для диспута — на двоих, расписали, разрисовали ее (героями античной мифологии — в духе времени). Читали стихи на разных языках — мордовском, чувашском, татарском, удмуртском, башкирском, французском, немецком, латинском, герческом — это стимулировало изучение языков, изучение культуры народов.

Поднимался вопрос о преобразовании КДА в университет с подчинением светским властям.

До Екатерины школы назывались по праву архиерейскими — финансировние, руководство было архиерейским, в архиерейском доме семинария располагалась. Теперь впервые в истории было введено централизованное финансирование духовных школ. Екатерина нашла средства после секуляризации монастырски земель. Часть доходов в 1765 году была направлена в духовные школы которые получили штатное расписание по штату. Твердые оклады, без лицеприятия, всем известно — открыто кто сколько получает.

Знаменский пишет «они (оклады) были очень полезны для семинарий, потому, что в них семинарии получили постоянный источник содержания. На 28 учебных заведений с 6.000 учащимися было ассигновано всего 38.000 рублей некоторые получили по 490, большинство по 800 рублей и только 4 школы свыше 2.000 рублей. А с 1784 года уже назначено 77.000 рублей — вдвое больше. (Знаменский «Духовные школы в России до реформ 1808 года»).

В Нижегородской семинарии в 1765 году годовой оклад был 816р.93.3\4 копейки. В 1780 — 2.000 рублей, а при Павле еще удвоили. При Александре 1 еще удвоили. А прочие доходы начали оскудевать теряя прежнюю благовидность — штраф за укрывательство от семинарии сына, штраф взыскиваемый с ученых священников не говоривших проповедь. К концу века МДА и Троицкая семинария стараниями Платона затмили КДА.

В 1788 году столичная семинария Спб стала называться главной семинарией, куда направлялись с периферии лучшие ученики — готовила педагогов для провинциальных школ — в ней учился знаменитый Михаил Сперанский — выпускник Владимирской семинарии, выдающийся историк Сибири Словцов который вспоминал об одном педагоге который через урок приходил пьян и читал Вольтера и Дидерота. Словцов пострадал как либерал, но потом был прощен Гавриилом Петровым, возвращен из ссылки с Валаама и преподавал в Спб семинарии.

В 1790-м году эти семинарии Казанская ДС и СПбДС получили статус Академии.

О богословии:

В то время в России не было своей богословской школы, мы перенимали сначала латинство, затем лютеранство (при Анне Иоанновне тщанием Феофана Прокоповича). Проводником этих иноземных влияний был также латинский язык на котором велось преподавание в духовных школах. Калькулюс — черный список, родимое пятно иезуитской школы — если воспитанник допускал ошибку в латыни или проговаривался по-русски он заносился в черный список, ему пришивали черный лоскут калькус и он должен был передать его другому допустившему ошибку — у кого в конце недели оказывался калькус того пороли.

Доходило до того, что ученики не умели сразу писать по-русски, а д.б.выразить свою мысль по-латыни, а затем перевести на русский. Даже русские объяснения учителей записывали по-латыни, с изрядной порцией латинских слов. Книги того времени переполнены латинскими выражениями.

Филарет Московский по этому поводу говорит — от сего происходили священники, которые довольно знали латинских и языческих писателей, но мало знали писателей священных и церковных. Монополия античной культуры, философии, истории. Культ Тацита, Плутарха, Геродота, Вукидида, Горация.

Поучительна история с м-том Платоном, который ввел калькулюс. Он по-русски не только проповедовал, но издал богословский труд «Православное богословие», она была издана на русском языке, а для семинаристов ее перевели на латинский язык. «Т.к.простое обучение русской грамоте может помешать усвоению латинского». С приходом в МДА Платона была отменена вольность увлечения русским и восстановлен господин латинский язык. «Наши духовные и так от иностранцев почитаются почти неучеными — не по-французски, ни по-немецки говорить не умеем, нашу еще поддерживает честь, что мы говорим по-латыни и переписываемся. Ежели же и латинскому учиться так как греческому, то и последнюю честь потеряем, поелику ни говорить не переписываться ни на каком языке не сумеем. Прошу сие отставить».

Поэтому в духовных школах был не только латинский язык, но и характер. Флоровский в своем труде цитирует Евгения Блоховитина — известного ученого, историка который говорил «нынешний курс наук до самой философии отнюдь не есть курс наук, а курс латинской литературы. Богословские курсы составлялись по Фоме Аквинату которого обновил знаменитый иезуит Берлармин который сделал новый перевод вульгаты, внес 3000 новых замечаний, знаменитый ученый как Бароний в истории, так Белармин в догматике, как Боланд в житии святых. Иезуиты — это ученые. А философия составлялась по Аристотелю.

Во второй половине века первенство захватило литературное наследие Феофана Прокоповича. Теперь в семинариях пользовались конспектами составленными по системам протестантских теологов Герхарда, Буддея, (Камень веры) а философия была отдана на откуп немецким мыслителям Лейбницу, Вольфу и др.

Но не все читали так по западным конспектам. Георгий Конисский — ректор КДА и Гавриил Петров Спб митрополит читали богословие в православном духе, но их лекции не были напечатаны и не имели заметного влияния на преподавание.

О результатах Знаменский говорит «русский научно-богословский язык был до того мало развит, что стоял несравненно ниже даже языка старинных переводчиков святых отец и оригинальных богословских произведений древней Руси».

 

История — это не Невский проспект, история это диалектический процесс, это борьба добра и зла, негативного и положительного. И в каждое время нельзя сказать — это золотой век.

Прошло всего пол столетия и тщанием, мудрым руководством свт.Филарета Московского зародилась и расцвела русская оригинальная богословская православная наука. Филарет Московский составлял учебники для СПбДА читая, изучая Аквината, Белармина, Лейбница, Будея, Эрхарта, Баландистов и т.д.потому что других источников не было.

Школяров надо было учить. Греческая школа заглохла.

Русская Православная Церковь в Польше в 18 веке.

Екатерина завоевала большую часть Польши. Польша тогда называлась Речью Посполитой — т.е.республикой потому что в этом королевстве были некие республиканские институты — был сейм парламент на котором избирался король. Речью Посполитой Польша стала называться с 1569 года после объединения унии Польши и Литвы, Литва была проглочена Польшей — латинизация Литвы, веры двора вел.князя, был общий сейм, общая монета. Шляхтичи объединенных стран получили прав создавать конфедерации — союза против короля — право оппозиции. В сейме депутаты имели право Вето. Это привело к анархии и гибели Польши.

Земли Польши тогда простирались от моря до моря — в нее входила Польша, Литва, Украина и Белоруссия. Столицей постепенно становится Варшава из Кракова Сигизмунд 3 добился чтобы быть ближе к Литве. В результате войны Богдана Хмельницкого (1648-1654) левобережная Украина с Киевом на правом берегу отошла к России, а Правобережная еще в течении 100-150 лет испытывала тройственный гнет — социальный украинские и белорусские крестьяне были холопами польских панов, национальный — всюду насаждался польский язык, государственным языком был польский, и гнет религиозный — православную веру польские паны преследовали как собачью, холопскую, веру смердов. Церкви обращались в костелы или арендовались евреями. Грушевский говорит — документов об аренде евреями церквей, а также конфликтов на этой почве не обнаружено (он сам был православным) он цитирует фольклор, народную песню в которой говорится что казацкие церкви жиды арендовали и требуется чтобы крестить ребенка нужно идти к жиду арендатору, чтобы тот позволил открыть церковь. Имеется документальное свидетельство об участии евреев в войске Богдана Хмельницкого.

В царскую военную академию не принимали крещенных евреев.

В народе бытовало предание, что еврейки щеголяли в нагрудниках сшитых из церковных облачений. И вот поэтому в повести Тарас Бульба Гоголя пишется «жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе».

И.Каманин исследует этот вопрос.

Пьяным шляхтичам ничего не стоило напасть на православный храм, побить попов, взять сосуды, оклады с икон и пропить их в шинке — трактире. Иезуиты направляли своих школяров против православных, которые заводили с православными уличные драки, школяры нападали на православные процессии, нередко разносили в прах церкви и дома. В Россию шли бесконечные жалобы на притеснение православных. Потому, что по договору 1686 года — вечный мир, Россия получила право ходатайствовать.

В 1705 году Полоцк посетил Петр Великий, униатский монастырь и хотел войти в алтарь но его не допустили как схизматика, он снес эту обиду. В храме его внимание привлекла красивая икона, спросил — чей это образ ? — Это образ священномученика которого казнили ваши единоверцы, еретики и богоотступники. Это образ Иосафата Кунцевича убитого в 1623 году. Вот этого уже не стерпел Петр, он приказал арестовать монаха сказавшего это, возникла потасовка.


В Речи Посполитой, где каждый шляхтич был своеволен ничего не значило ни распоряжение короля, ни постановление сейма, если оно не было угодно пану. Гонение католиков привело к почти полному исчезновению православных епархий. Сохранялась лишь одна Могилевская кафедра. Даже татары и евреи пользовались свободой богослужения, могли строить, чинить храмы, в то время как православным с 1717 года запрещался ремонт и строительство новых церквей.

В 1717 году в сейме обсуждался вопрос полного искоренения православия и даже униатства всевозможными средствами, но не был принят. В 1718 году православные монастыри подали записку Петру, что еслион не поможет, православию может наступить конец. Петр направил королю мемориал в сильных выражениях, но он не возымел должного действия, напротив в 1722 году канцлер Вишневецкий праздновал в Пинске свадьбу двух дочерей. Когда гости подгуляли на них напала ревность к унии. Ходяин и несколько магнатов с гайдуками (слуги, гайдамаки — партизаны) устроили погром трех монастырей и объявили их униатскими. Петр объявил Римской курии в Рим, что сам начнет гнать католиков, а польскому королю пригрозил разрывом.

Крупные преследования прекратились, но мелкие остались. Вот например как тешился шляхтич — прицепив попа за шею к лошадинному хвосту заставлял мили три бежатьза лошадью.

Великим исповедником православия был Георгий Конисский архиеписком Могилевский. В 1759 году, когда он служил в Орше во время богослужения напали католики, он был спасен, его вывезли в телеге под навозом. Через два года студенты-иезуиты школяры напали на архиерейский дом — спасся спрятавшись в подвале. Он прибыл в Спб на коронацию Екатерины в 1762 году и просил защитить дессидентов — так называли православных и протестантов. В 1765 году Георгий был на приеме у короля Станислава Понятовского, где выступил с взволнованной речью, король обещал помочь, но...

Тогда по соглашению с протестантскими странами Англией, Швецией, Данией, Пруссией Екатерина 2 потребовала равноправия вероисповедания. Сейм с негодованием отверг, с чрезвычайной нетерпимостью. Тогда Екатерина призвала православных создать конфидерацию для защиты православных. Это не возымело действия на сейм. Тогда русские войска были введены в Варшаву. Сейм сдался, уступил. Закон 1767 года дессидентскую шляхту уравнивал с католиками во всех правах (только шляхту), но католчество оставалось господствующим исповеданием и кароль мог избираться только из католиков.

Но католическая шляхта была недовольна, она образовала ряд конфидераций в защиту своих религиозных преимуществ с центром в Баре на Волыни «За веру и свободу». Католические конфидераты зверствовали в отношении «песьей породы» Примеры: священников запрягали в плуги, били киями, секли терновыми розгами, засыпали им за голенища горящие уголья, забивали в колодки, отнимали имущество, а ктитора Данилу Кушнира обвязали паклей и сожгли. Эта жестокость вызвала в ответ восстание гайдамаков.

Железняк и Гонта — руководители восстания. Вот как они ответили: пана Кучевского добровольно сдавшегося оседлали, ездили на нем, потом закололи. Всех католиков в костеле перебили, а на дверях повесили ксендза, жида и собаку с надписью «лях, жид и собака — у всех вера одинака». В осажденной ими Умани где поляки из-за недостатка воды перепились медом и вешневкой голытьба Железняка и Гонты ворвались в город и утопили его в крови — ксендзов запрягали, гоняли по улицам, заставляли читать «Верую..», били по щекам и убивали, иным отрубали руки и ноги и оставляли мучаться. Детей поднимали на копья. Осатанев от крови они переодевались в католические облачения, кривлялисьв них, плевали в костелах на образа и распятие, топтали Св.Дары — о то бог лядский. Тела убитых сваливали в глубокий колоедц. Поляки уверяли, что их погибло в Умани до 20.000. вот зверство с одной и с другой стороны. Поэтому русские войска получили приказ вмешаться. Отряд донских казаков обманом взяв Железняка в плен и Гонту. Первого сослали в Сибирь, а второго выдали королевским войскам действовавшим заодно против конфедератов. Когда перед четвертованием палач срезал у Гонты 12 полос кожи, он громко крикнул в толпу «Вот казаки ! Буде болити, а воно ни кришки не болит, так паче блохи кусают».

Военный суд над мятежниками получил от короля неограниченное право меча «Юс гладий». В этот конфликт вмешалась Турция на стороне Польши таким образом — один из отрядов Железняка преследовал конфидератов до местечка Балты на Турецкой границе. Турки взяли поляков под защиту и напали на преслеователей, но были отогнаны, преследуя их русские сгоряча перешли на турецкую сторону и перебили поляков укрывшихся в татарском селе. Султан немедленно заключил в семибашенный замок русского посла и объявил войну России.

Молодой Суворов воевал тогда с конфедератами. С Польши началась ужасающая смута. Русские войска усмирили гайдамаков, но долго не могли справиться с конфидератами — им помогали Франция и Турция. Смута затягивалась. России оказали помощь Австрия и Пруссия. Когда наконец Суворов нанес конфидератам ряд поражений и занял Краков, первую столицу, стало ясно что конфедератам пришел конец и победители Россия Австрия и Пруссия осуществили первый раздел Польши в 1772 году. Польша не исчезла, но от нее оторвали куски.

К России отошла восточная часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. Австрия присоединила Галицию. В самой Речи Посполитой была учреждена еще одна православная кафедра Переяславская. Многие униаты возвращаются в православие. Но вот началась Французская революция 1789 года. Это величайшее событие повлиявшее на судьбы Европы, которая породила Наполеона. И это событие откликнулось в Польше. Под влиянием французской революции началось национальное антирусское движение в Польше. В это время мы делили Польшу.

Сейм принял новую конституцию отменявшую либерум вето и златую вольность шляхтича — т.е.право конфидераций и рокош. Теперь решения в сейме принимались большинством голосов консервативная шляхта обратилась за помощью к России.

Екатерина и Фридрих Вельгельм (Пруссия) ввели войска. В 1793 году состоялся второй раздел Польши. Россия получила Минскую область, пол Волыни и Подолию, теперь была учреждена Минская епархия, Варшава занята русскими войсками.

Но польские патриоты не могли с этим смириться. Началось восстание студентов Варшавского, Краковского университета. Они образовали тайные комитеты, восстание началось в 1794 в Кракове, Варшаве, Вильне и дрюгородах. В Варшаве поляки перерезали в ночь на Пасху до 3.000 человек, в том числе целый батальон прямо в церкви во время приготовления к принятию Св.Тайн. в Варшаве образовалосьреволюционное правительство. Оно захватило в плен короля агента России Станислава, объявило войну России и Пруссии и провозгласило диктатором и командующим Тадеуша Костюшко.

Русские были выбиты с большим уроном. Туда в Польшу были направлены Румянцев и Суворов. Румянцев был стар и руковолство перешло к Суворову. Генерал Ферзен взял в плен Костюшку (10 октября 1794 года в бою вместе с лошадью свалился в ров Костюшко и был тут же атакован русскими. Корнет Лысенко нанес сабельный удар в голову Костюшке, казаки напали с пиками. Он был опознан и немедленно препровожден в Спб) отправлен в главный острог — Петропавловскую крепость. Держали его как почетного пленника, «кормили кроме разных видов мяса, дичи и рыбы, печений и сладостей, копали ему анчоусы (картошку) амброзия, пряные коренья, лимоны, водки и вина редкие, портер, пиво аглицкое, шоколад и прочее. Екатерина соизволила Костюшке по причине слабого его здоровья прогуливаться ему в саду при доме коменданта петропавловской крепости, когда он пожелает с тем дабы при нем в то время по два офицера находились. К заболевшему Костюшке вызывались лейб-медики, как только полегчает, перевести его в отдельный дом.

Но вот Екатерина умерла, пришел Павел. Павел посетил уздника. «Я пришел, чтобы возвратить Вам свободу». Павел предложил ему русскую службу. Тадеуш отказался. Но 19 ноября 1796 года Костюшко подписал присягу на вернось русскому царю, клялся что будет не жалея жизни защищать интересы русского царя. Сломали. Павел дал свободу Костюшке и пожаловал ему стоимость тысячи душ крепостных. Три недели он собирался отъехать, наконец 7 декабяр 1796 года остюшко нанес прощальный визит царской семье. Павел подарил ему великолепную карету, соболью шубу и шапку, и много других вещей. Его слуге Менцевичу — тоже меховая шуба и рукавицы. В польшу ему выезд был запрещен, он выехал в Америку. Через два года в Америке его здоровье поправилось, приехав в Париж Костюшко вернул подарки царю (поношенную шубу и заезженную карету?) в письме 1798 года Павлу он дал понять, что присягу на верность царю выполнять не собирается, поскольку эта присяга вынужденная. Павел распорядился арестовать его в случае появления в пределах российских (чтобы опять закормить анчоусами?).

Костюшке предлагали снова возглавить командование польскими легионами, но он отказался, уехал в Америку и был генералом американской армии, скончался в 1818 году. Казак Денис Давыдов написал эпиграмму «Поляки! С русскими вы не вступайте в схватку, мы вас глотнем в Литве, а вы...м в Камчатке» — многих поляков ссылали в Сибирь, не зря там много костелов.

Ферзем взял в плен Костюшку, а Суворов после страшного кровопролитного сражения взял Прагу — предместье Варшавы, на правом берегу Вислы в конце 1794 года. Не зря фамилия Суворов происходит от слова Суровый, битва была очень кровавой, солдаты были озлоблены резней в Варшаве. Суворовым пугали детей польские панки. Варшава сдалась. Король Станислав Помятовский отказался от престола и переехал в Спб к своей матушке Екатерине (бывший фаворит), но Екатерина его уж больше к себе не подпускала. Он скоро умер в 1795 году. В1995 году поляки попросили вернуть им останки короля-предателя, его останки возвращены.

В 1795 году последовал третий раздел Польши. Россия получила Литву и Курляндию и Польша перестала существовать. До 1918 года — возрождена старнами Ананты по настоянию Франции и Англии, существует 80 лет до следующео Суворова.

Начался массовый отход от унии. К концу царствования Екатерины воссоединилось до 2 млн душ. Униатские епархии упразднены, оставлена лишь одна Белорусская Полоцкая. Одна область Галиции населенная униатами была вне пределов России — под властью Австрии. Вернулись в состав России после второй мировой.

Георгий Конивский дожил до дня торжества православия в своем крае. Он умер в 1795 году. ГК родился в Нежине в 1717 году, прадед его получил права шляхтича, учился в КДА (ГК) философию слушал у знаменитого Сильвестра Кулябки, которого звали златословесным учителем в КДА, известный пулеглот.


В 18 веке в России сформировались сословия. Каждое со своим бытом, интересами и образом мыслей. Высшее общество все более удалялось от народа, одевалось, думало и даже говорило на другом наречии. Ключевский дает психологический портрет образованного высшего общества дворянского сословия. Но для контраста он обращается сперва к старым вкусам мелкого сельского дворянства, которые очень близки к народу. Жила-была тульская помещица-вдова, грамоте не училась, но каждый день разогнув книгу читала наизусть всем слугам акафист Богородице. Она очень любила щи с бараниной и пока их кушала перед ней секли варившую их кухарку, и не потому, что она дурно варила, а так просто для аппетиту». И вот над этим слоем мелкопоместного дворянства находился свет столичных и губернских городов, который назывался так «дворянское праздное общество французского языка и легкого романа». В Елизаветенскую эпоху галвной заботой этого общества было украшение жизни предметами роскоши, наполнение досуга развлечениями, предметами французской культуры, а в Екатерининский период главной заботой было уже украшение ума, усвоение чужих идей. Прежде читали просто так, для развлечения, а теперь читали для того, чтобы узнать интересные вещи, о которых можно потом рассказать в салоне, в обществе дам.

В Россию идет мощный поток при Екатерине французской просветительской литературы и этому покровительствовала сама Екатерина. Вольтер стал членом Российской Академии и получил заказ написать историю Петра Великого. Екатерина вступила в переписку с французскими философами, одного из самых крайних взглядов Де Аламбера — известного математика французского, академика, между прочим с рождения слепого (республиканца) она пригласила на должность воспитания наследника Павла, чтобы «составить счастье целого народа».

Но на счастье он отказался. Де Алембер был активнейшим сотрудником Энциклопедии — атк наз.совместный труд французских скептиков, взглядов вольнодумцев, рационалистов. Если не удалось с Де Аламбером, она пригласила для воспитания внуков Александра и Константина швейцарца Лагарпа тоже республиканца, и Дидро не был забыт Екатериной. Узнав, что он нуждается в деньгах, она купила его библиотеку заплатив за нее астрономическую сумму — это был дар, спонсирование. И оставила Дидро пожизненным хранителем этой библиотеки с огромным жалованием и весь парижский литературный мир аплодировал этому щедрому жесту Екатерины. Сейчас эта библиотека находится в Спб в составе академической библиотеки.

Если при Елизавете в кадетских корпусах преподавали танцы, французский, театральное искусство, то при Екатерине уже преподавали философию, полиитческие науки, нравственные науки. Если раньше в аристократических домах гувернерами были лакеи и парикмахеры — лишь бы они были французами, то теперь их сменил учитель-вольнодумец вольтерьянец.

Русские аристократы совершали паломничество в главный храм наук в Ферне где обитал Вольтер. Его книги наша молодежь как молитвенники носила в кармане, а его дворец был постоялым двором русской молодежи. Екатерина писала своему кумиру — наши молодые люди жаждут вас видетьи разговоры ваши слышать.

Во Фрвнции была запрещена Энциклопедия, запрещены некоторые сочинения Вольтера, а Екатерина пригласила Дидро продолжать издание Энциклопедии в Риге. Предложила Бомарше издать полное собрание сочинений Вольтера. Иностранцы изумлялись, что русские лучше знали произведения Руссо и речи Мирабо (известного революционного оратора) чемзнали их во франции.

«И вот такой поклонник ничего не менял в своих поступках под влиянием идей свободы, равенства и братства. В нем было два яруса — ярус идей и ярус поступков. Наверху он был высокообразованным европейцем, голова его была набита самыми гуманными идеями, а внизу то чтоможно выразить словами одного иностранца «поскоблите русского и вы обнаружите татарина, т.е.азиата». во об этом и говорит автор русского четверостишья

А наш славный нерабо

старого Гаврилу

за измятое жабо

хлещет в ус и в рыло

Ничего не меняется. Большинство светской черни не доросло до настоящей европейской культуры. Она сводилась к «ешь, пей и веселись» к деизму, скептицизму и атеизму — скореевсего к нравственной распущенности.

Костомаров пишет о своем отце «он был офицером русской армии, штурмовал Измаил, потом вышел в отставку. Любимыми сочинениями были творения Вольтера, Де Аламбера, Дидро идр. Особенно же он оказывал уважение доходившее до благоговения к личности Вольтера он фанатически отдался материализму и стал отличаться крайним неверием. Кстати и некстати он заводил философские разговоры и старался распространять вольтерьянизм там, где не представлялось для этого никакой почвы. Был ли он в дороге — начинал философствовать с обитателями постоялого двора, а у себя в имении собирал кружок крепостных и читал им филипики против ханжества и суеверия (православия). Крестьяне в его имении были малороссы и туго подавались вальтерьянской школы. В его убеждениях господствовала какая-то смесь демократизма и либерализма с прадедовским барством. Он любил толковать всем и каждому, что люди по пророде все равны, что отличие по породе есть предрассудок, что все должны жить как братья, но это не мешало ему при случае показать над родчиненным господскую палку или дать затрещину, особенно в минуту вспышки. Зато после каждой такой выходки он просил прощение у слуги, старался чем-либо загладить вину и раздавал деньги и подарки. Именно из-за демократизма он не хотел родниться с дворянскими фамилиями, и уже в пожилых летах задумавши жениться избрал крестьянскую девочку и отправил ее в Москву для воспитания в частный пансион, чтобы впоследствии она стала его женой , как сказал поэт «где девы юные цветут для прихоти развратного злодея». Но война 1812 года прервала его образование, и она вернулась домой и стала с ним жить. Отец был убит с целью ограбления. На суде один из убийц кучер говорил «сам барин виноват, что нас искусил, бывало начнет всем рассказывать что Бога нет, что на том свете ничего не будет, что только дураки боятся загробного наказания, мы и забрали себе в голову, что коли на том свете ничего не будет, то значит все можно делать» — как по Достоевскиму. Отец плохо знал Вольтера, который говорил, что если Бога нет, то его надо выдумать, иначе мужики взбунтуются без Бога, трудно будет управлять, справиться даже с одной деревней. Кстати убили его не малороссы, а великороссы.

По указу Екатерины о веротерпимости 1773 года в печати запрещалась полемика против Вольтерьянства, споры. Обер-прокурор Чебышев запретил печатать Фонвизину перевод книги Клерка о бытии Бога. Но в конце 18 века наступает духовное отрезвление, ощущается религиозный голод, но он утоляется не отечественным православием, а нездоровым западным мистицизмом. Флоровский пишет «к концу 70-х годов массонское движение охватывает почти что весь тогдашний культурный слой. Система массонских лож своими побегами насквозь проростает его (Пути русского богословия)» в 80-х годах весь московский университет стоял под знаком массонства.

«Русское массонство при Екатерине 2 и Павле 1» Вернадский.

«Массоны (каменщики, строители внутренней церкви) франкмассон — вольный каменщик, формазоны, армизоны. Сначала русские вольтерьянцы (рационалисты) и формазоны (мистики) не разделялись в Спб и в первой массонской ложе Елагина собирались вместе и деисты, исповедовавшие разумную мораль. Мистическая струя прорывается в русском обществе позже. Мистическое массонство боролось с измышлениями слепотствующего разума, против лжемудрований вольтеровой шайки. Известный массон, профессор химии Шварц на своих лекциях в МГУ очень часто занимался разбором, критикой безбожных книг Гельвеция, Спинозы, Руссо. А в центре ставил как он выражался Св.Библию. массонам 19 века присуща деклорация нравственного самосовершенствования. Лопухин Иван писал (массон) «умереть на кресте самоотвержения и истлеть в огне очищения, бороться с самостью и рассеянием, отсекать страстные желания. Массонство требовало не только личного совершенства, но и деятельной любви, они были щедрыми филантропами, но этим не исчерпывались. «В массонстве есть своя метафизика, своя догматика идущая от неоплатоников и иудействующего гностицизма». Их представление о мире строго дуалистично. Весь мир представляется им поврежденным и больным. Что есть мир сей? — зеркало тленности и суеты. Их отношение к церкви было двойственным. Они исполняли церковные должности и обряды. Греческая религия (православие) привлекала обилием символов, но символ — только знак, который поможет восходить к высшему от видимого к невидимому, от исторического христианства к духовному, истинному. Из видимой церкви в церковь внутреннюю. Массоны внешней церкви противопоставляли церковь внутреннюю — свой орден с обрядами и тайнами, — для элиты. Мужланам нет места в этом ордене. Это возрождение неоплатонизма с его эзотеризмом, т.е.тайным кругом избранных и посвященных. «Массонство орден прежде всего тайный и светский, с очень строгой дисциплиной не только внешней, но и внутренней» в церкви внешней живут профаны.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 481;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.