ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО.
Появилось при Петре 1. Но еще со времен Алексея Михайловича (1654-1676) появились первые полковые священники — сохранилось сочинение — перевод 1647 года Устава военного Карла 5 императора священной Римской империи над владениями которого никогда не заходило солнце — настоль обширны были его владения, добровольно отказался от престола.где говорися о жаловании полковому попу в размере 30 флоринов в год (в рубле 3 флорина). Во времена Федора Алексеевича (1676-1682) патриарх, а в иных случаях сам царь назначал духовенство в полки действующей армии.
При Петре 1 число полковых священников значительно умножилось. Содержали их церковники, попы платили подможную гривну (подмогу по гривне с церкви). Создание регулярного войска и флота вызвало потребность создания постоянного института военного духовенства. Воинский устав 1716 года определил обязанности священников в армейских полках во главе с обер-священником (высший, главный немецкая лексика), морской устав 1720 года регламентировал обязанности флотских священников во главе с обер-иеромонахом. Капеланы. Первым обер-иеромонахом был св.Иннокентий Кульчитский — ни разу не выходил в море. Флотскими священниками обычно были насельники Александро-Невской Лавры. П-х Сергий 1 год плавал на броненосце и считал себя морским волком.
Главные обязанности полковых священников — отправление богослужения во вся утры и вечеры и полдень с пением молитв, а за срыв богослужения без знатной причины — рублевому штрафу в пользу госпиталя. В случае нетрезвого поведения во время богослужения и после вторичного замечания виновный отсылался к духовному суду и лишался чина и достоинства (Н.Невзоров «Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России» Спб 1875 год). Полковой священник должен смотреть прилежно за поведением войска, причем надзор за исповедью и принятием причастия составлял одну из главных обязанностей священника. Обязанности флотского иеромонаха — схожи, правда кроме того они должны делать поучения при богослужении в праздничные дни. Обер-иеромонаху дозволено отбирать у морских офицеров суеверные книжицы творящие тщету христианскому спасению.
При Павле 1 (1796-1801) который принял новый военный устав, флотское духовенство подчиенно полковому обер-священнику, что вызвало недовольство — флотские всегда были более вольны и свободны. В обер-священники был поставлен племяш любимца Павла м-та Спб Амвросия Родобедова — Павла Яковлевича Озерецковского (Озерцы — Дмитровский уезд, С-Посадский р-н). Власть которого по управлению военным духовенством достигла зенита. Он получил права епархиального архиерея и даже былвведен в синод (благодаря своему дядющке).
Обер-священник предоставил Павлу проект первой Армейской семинарии в которой воспитывались бы дети армейского духовенства на полном гос.обеспечении. бюджет семинарии был равен бюджету столичной духовной академии. Проект был утвержден Павел начертал «Прекрасно. Быть по сему». На аренду здания повелевалось выдать 10.000 рублей. Штат семинарии состоял из ректора, который преподавал догматику — высший предмет, ну и философию. Затем — префект и три учители. Камерная семинария — маленькая. В трех классах — риторический, филосовский и богословский — по два года, числилось 25 воспитанников. При семинарии было училище в котором состояло 84 ученика. Преподавадись еще история, география, математика и военный устав. Желающих учиться — хоть отбавляй. В Спб. Положение Озерецковского — выше епархиального епископа, имел право личного доклада, ходатайствовал о награждении крестами полковых священников. Но неожиданная кончина Павла унесла с собой чрезвычайные права обер-священника. Набеду незадолго до 1801 года Озерецкий поссорился с дядей, который уговорил синод вывести обер-священника из синода как бесполезного члена. Появились слухи, что скоро упразднят семинарию, которая по словам обер-прокурора, давала ректору дохода не меньше хорошей епархии. Все это подорвало ззоровье Озерецкого и он скончался в 1807 году от паралича, а семинария была закрыта в 1819 году (Знаменский).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 655;