Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
Политика «твердого курса» означает, что меры правительства и Центрального банка (ЦБ) по изменению величины налоговых ставок, государственных расходов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров и не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической ситуацией. Вследствие этого механизм выбора действий правительства и ЦБ оказывается, ограничен необходимостью соблюдения заданных ориентиров.
Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.
Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть следующая:
где ΔМ/М – темп роста денежной массы;
u0 и u1 ‒ фактический уровень безработицы в прошлом
году и текущем году (соответственно).
Если правительство и Центральный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, то такую политику называют также дискреционной.
Опыт макроэкономического регулирования в экономически развитых странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед дискреционной (произвольной, свободной) политикой. Эти преимущества отражаются в следующем[15]:
‒ последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений. Некомпетентность в экономической политике может быть связана с некомпетентностью конкретных официальных лиц, в результате столкновения противоречивых интересов различных социальных групп, несовершенство информации.
‒ политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции. Политические деятели, осуществляющие меры фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики, стараются обеспечить себе переизбрание за счет популистских экономических программ и действий. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безработицы, а затем стимулирующую политику по увеличению занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических колебаний экономики.
‒ «игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка. Проблема недоверия связана не столько с недоверием к отдельным официальным лицам, сколько с возможными отказами правительства и ЦБ от своих обещаний по проведению тех или иных экономических мер. Например, при произвольной макроэкономической политике правительство может объявить о льготном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, правительство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета.
В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от непредвиденных ситуаций - не инвестируют. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями.
Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБ заявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБ появляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием.
Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста..[16]
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите цели кредитно-денежной политики.
2. Какие инструменты кредитно-денежной политики использует Центральный банк страны для достижения поставленных целей?
3. В чем заключаются функции политики «дорогих денег» и политики «дешевых» денег?
4. На чем основывается монетаристская трактовка трансмиссионного механизма?.
5. На чем основывается кейнцианская трактовка трансмиссионного механизма?
6. Как рассчитывается денежный мультипликатор?
7. В чем преимущества политики «твердого курса» перед произвольной политикой?
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 52492;