Структура нравственных ценностей
В центре нравственных ценностей стоит благо или добро (высшее всего того ценного в мире, чего необходимо человеку для его благополучия). Достижение блага – высшая цель для каждого.
Добро (в религиозном понимании) – умиротворение, выражение присутствия Бога в мире, ибо Он Сам есть Добро и Любовь.
Добро (в светском понимании) – все то в мире и в человеке, что упрочивает его существование, обогащающее духовный мир, делает жизнь гармоничней, порождает чувство удовлетворенности (добро то, что приносит пользу).
Добро – великодушие, трудолюбие, благоразумие, заботливость, и т.д.
Добру противоречат пороки – моральные, анти ценности (зло).
Зло (в религиозном понимании) – то, что всегда противоположно добру. Зло – порождение от Сатаны, источник всех бед, страдание и смерть. Пороки – гордыня, зависть, гнев, жестокость.
Зло (в светском понимании) – мизантропия (чело-ненавистничество), склонность к насилию, постоянная агрессия, распущенность, эгоизм.
Надо отметить, что редко добро и зло проявляется в чистом виде. Обычно они в единстве.
Путь нравственного самосовершенствования человека состоит в том, чтоб изменять пропорции добра и зла в собственное «я». Большую роль играет совесть – моральная основа, выражающая специфику этичности самосознания, нравственно регенерирует поведение человека.
Совесть (в религиозном понимании) – нравственная интуиция, естественный закон, несущий в себе свет и тепло, помогающий отличать добро от зла.
Совесть (в светском понимании) – нравственная интуиция, различение добра и зла, побуждение думать и поступать во блага.
Совесть человека всегда защищает справедливость.
Справедливость – требование соответствия практической роли различать индивидов, их социальное положение прав и обязанностей, преступление и наказание.
Моральный выбор
Выбор всегда связан со свободой. В акте выбора поведения определяющую роль играет свобода, которая создает предпосылки для определенной цели и средств и характера своих поступков.
Свобода – Возможность выбора, но выбора в определенных социальных берегах. Он зависит от того, как понимает мир выбирающий, каковы его цели, ценности. Внутренняя незаданная избирательная активность это и есть свобода, при чем свобода есть действие, определяемое будущем, видение задает цели и идеалы. Свобода присуща каждому индивиду и реализуя человек, делает выбор.
Моральный выбор начинается там, где человек сталкивается с необходимостью действовать правильно, в соответствии с нормами.
Моральный выбор всегда коллизия между хочется и нужно, но в моральном выборе чаша весов склоняется в сторону сохранения нравственных достоинств. Сделать нравственный выбор, значит отказаться от рациональности это внутренний порыв. Когда все доброе восстает против зла. Обычно моральный выбор связан с тем, какой системе нравственных ценностей поддерживается тот или иной человек.
При моральном выборе каждый сам понимает меру своей ответственности за реализацию свободы выбора и четко видит последствия. Моральный выбор связан с мировоззрением.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, все то, что связано с деятельностью человека, его ощущение, созерцание понимание.
Мировоззрение - взгляды человека, на какую то отдельную сторону мира, а не весь мир. И представляет собой отношение человека к окружающему миру.
Мировоззрение человека носит исторический характер, каждая эпоха обладает своим уровнем знанием, проблемами, подходами к решению, духовных ценностей.
Классификация типов мировоззрения:
Одни отдают приоритет богу – теоцентристы. Другие природе - природоцентристы, человеку – антропоцентристы.
Мировоззрение прогрессивное, реакционное. Известные: обыденное – возникновение жизни человека в процессе деятельности, это формирование стихийно и опирается на жизненный опыт. У каждого человека он свой в этом его слабость.
Религиозное мировоззрение - религиозные учения в памятниках мировой культуры (библия, Коран, талмуд). К его сильным сторонам можно отнести тесную связь к мировым культурам. Слабые стороны – непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к другим наукам.
Научное мировоззрение – наследник того направления философской мысли, которая опиралась на достижении науки. Включает в себя научную картину мира, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Мировоззрение тесно связано с деятельностью людей. Оно дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяя сформулировать цели.
Во-первых, именно мировоззрение через свою философскую сердцевину дает миру понимание как достичь цели. Во-вторых, на основании содержании ценностей человек получает возможность отличать действительно важное в своей жизни от того, что реального значения не имеет. В процессе усвоения культурных и иных ценностей формируется менталитет.
Менталитет – совокупность всех итогов познаний, оценка их на основе культуры, национального сознания, личного опыта. Менталитет – явление сугубо личное, хотя можно говорить и о менталитете социального слоя.
Мировоззрение не мыслимо без убеждения и веры. Убеждения основаны на знаниях. Однако знания ограничены, а убеждения основаны не только на знаниях, но и на вере. В убеждении – вере преобладает субъективная деятельность. Она сопровождается интуицией, жизненным опытом. Большое влияние на формирование оказывает искусство мировоззрения, убеждения, вера – важнейшие состояния духовного мира человека. В итоге дают человеку понимание, смысла жизни. Отношение к нему может быть разное, так для гедонически ориентированного индивида, т.е. у того, для кого жизнь хороша, когда она сводится к минимальным страданиям и максимальным наслаждениям. Смысл жизни – количество и качество земных радостей.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 952;