Духовная жизнь общества
Дух – дуновение, дыхание, душа.
Духовная жизнь людей – для религиозного мировоззрения это жизнь в вере, что делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен усваивать и развивать в себе духовные качества сферы жизни.
В светском мировидении духовность – это способность жить не только под влиянием естественных потребностей, но и с ориентацией на идеалы и нравственные нормы. В философии нового времени понятие духа давалось в рациональных и иррациональных ипостасях.
В рационализме определяется одна сторона духа – разум, сознание (Геккель, Декарт).
В иррациональном – воля, воображение, интуиция (Шопенгауэр, Ницше).
Носитель духа (по философам) – душа.
В современной литературе духовная жизнь общества – жизнь людей связанная с сознанием, является одним из важнейших элементов жизни общества.
Обычно в духовной жизни есть духовная деятельность, духовное производство, духовное потребление и усвоение.
Духовная жизнь общества немыслима без духовной сферы жизни общества. Это такая сторона жизни общества, которая связана с производством духовных начал, функционированием специальных институтов, в которых создается, и распространяются духовные ценности.
В духовной сфере создается и распространяется информация необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания формирующие ценности и идеалы, складываются ценностные установки.
При этом духовная сфера – не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей.
В духовной сфере выделяют науку, искусство, религию, мораль, образование, воспитание.
Наука – такой специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе, человеке, способах получения знаний, и их использование в общественной практике.
Искусство – специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества.
Идеология – совокупность идеалов идей, взглядов которые выражают интересы и позиции отдельных групп людей в общественных делах. Она бывает классовой, национальной, политической, религиозной и т.д. Она концептуализирована т.е. представляется в творческом виде либо в форме призывов.
Религия – мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное на вере в существование Бога.
Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Образование – Социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, складывающийся под влиянием духовных ценностей и знаний.
Воспитание – воздействие общества на развивающегося индивида, его цель – раскрытие и проявление дарований или сдерживание негативных задатков данного индивида.
Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, «надприродный» способ накопления и передачи человеческого родового опыта его оценивания, и осмысления, то, что выделяет человека из внешнего мира. При этом культура включает и саму деятельность, и ее продукты.
Художественная культура - это особый вид художественного освоения мира, умение создавать творения, воплощающие в себе художественную образность.
Политическая культура – мастерство оптимально действовать в области политических отношений.
Процесс приобщения к культуре новых поколений, процесс преобразования общества происходит постоянно. Нужно овладеть профессиональными знаниями для развития общества в этом направлении. В этом главная роль образования.
Образование – система образовательных учреждений (дошкольных, средних, высших, дополнительных, профессиональных). Оно может быть государственным, домашним и т.д. Образование это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков необходимых в их жизнедеятельности.
Оно содержит в себе национально-специфические черты, использует разные приемы и методы педагогической деятельности.
Черты современного образования:
- Демократичность – равный доступ.
- Интегративность – охватывает весь жизненный период.
- Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур.
- Гибкость – использование различных форм, средств и методов обучения и т.д.
Центральная фигура образования – учитель, но сегодня идет поворот в сторону информационных технологий (компьютер, видео).
Самообразование – способность человека приложить усилия для формирования знаний и умений, нужных в сфере жизни общества. Для этого надо желание к его получению, для этого используется медиатехнологии, литература, и т.д.
Большую роль в образовании и самообразовании играет наука как специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний, представляет собой конкретный вид рациональности.
Рационализм – стремление понять мир разумом, желание преобразовать его в соответствие с разумом. Это здравое мышление душой.
Рационализм противоположен интуитивизму и иррационализму.
Интуитивизм это непосредственное постижение мира на основе проницательности или предшествующего опыта без логического объяснения.
Иррационализм – основным средством считают веру, откровение, озарение и т.д.
Будучи элементом духовной жизни общества, наука – это деятельность по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.
Впервые наука возникла очень давно. Есть четыре этапа развития:
1. Романтический 15-18 век
2. Классический 19-нач.20 век
3. Неклассический (⅔ 20 века)
4. Постнеклассический (последняя треть 20 века)
В романтический период наука перестает быть любительской и становится профессией.
В классическом периоде она преобразуется по образцу главной науки того времени (механики) создаются сциентические теории. Научные достижения начинают использоваться обществом.
В неклассическом происходит зарождение большой науки. Создание теории относительности, ядерной физики. Наука пошла в быт.
В постнеклассический происходит развертывание большой науки, формирование новых идей, появление новых наук – синергетики в которой природа, общество и человек рассматривают как частные случаи самоорганизации сложной системы. Дается новое понимание Хаоса и порядка. Показана творческая роль случайности.
Наука становится всесторонним предметом опеки государства.
С середины 20 века в мировую науку начал внедряться аксиологический (ценностный) момент – лишь та наука приемлема, обеспечивает сохранение и будущее человеческого рода.
Искусство
Искусство – как специализированный институт духовной сферы общества является художественной формой освоения мира. В искусстве находят конкретизированное выражение, эстетическое отношение человека к действительности. Отношения с позиции прекрасного и человеческого.
Эстетическое – общечеловеческое, все охватывающая ценность. Любые явления окружающего могут получить эстетическую оценку.
В искусстве находят глубокое отношение, связь времен.
Искусство – нечто сотворенное вымышленное. Это не сам мир, а отношение к нему, образы, выражающие внутреннее состояние художника.
В искусстве всегда есть творческая оригинальность.
Виды искусства:
- Прикладное
- Цирк
- Архитектура
- Живопись
- Графика
- Скульптура и т.д.
Назначение искусства в том, что оно переводит разумное в эмоциональное, истинное – в прекрасное.
Дает возможность эмоционально и эстетически его пережить.
В современном обществе идут споры о судьбе искусства. Технократические настроенные люди склонны считать, что оно отживает свой век, не выдерживая конкуренции с рациональными действиями, техникой, наукой.
Другие, напротив, утверждают, что только искусство есть область деяний, достойная людей.
Религия
Религия – древнейший феномен человеческого духа.
Богословы считают, что религия живая связь человека с богом.
Для светской трактовки религия – понимание в эмоциональной форме отношений.
Существуют разновидности.
Совпадающие с этническими: иудаизм, индуизм, синтоизм. А есть мировые: христианство, иудаизм, буддизм – охватывает влияние мир людей.
Общее в религии:
1. Религия как мировоззрение и связанное с ними поведение. Основано на вере в Бога.
2. Бог может представляться энергией, а может личностью, подлинной любовью ко всему.
3. Любое религиозное отношение строится на двойной основе (творец – творение, дух – плоть).
Христианское богословие – творение мира (возникновение из ничего по воле творца).
Разное в религиях отношение в душе: Христианство рассматривает ее как нечто привилегированное (надприродное). В язычестве – душа – часть природы.
Структура религий:
- Опыт
- Доктрина
- Культ
- Организация
Религиозный опыт – духовное состояние верующего, в котором ощущает присутствие высшего, т.е. священного. Проявление – вера, не требующая доказательства.
Культ – священные ритуалы, обряды. Культ – совокупность действий как священная.
Ритуалы – тип коллективного поведения, опирающиеся на догматы. Совокупность обрядов, культов – обряды.
В христианстве выделяют три типа организаций:
- Церковь
- Секта
- Демонополизация
Церковь – значительная по численности объединение, определяется традициями. Управление централизованное. Члены делятся на духовенство и мерян.
Секта – оппозиционное течение по отношению господствующей церкви. Сектанты подчеркивают особую роль в обществе. Лидеры – носители, благодетели.
Демонополизация – объединения в стадии становления. Они формируют в аппозиции и начинали как секты. Адаптирование к властным структурам. Призывают идти по пути к компромиссу.
Религия – реализует функции в обществе с Богословской точки зрения она утешает, светское отношение говорит о введенное в жизнь смысла полагание благодаря религии.
Религия выполняет компенсаторную функцию, дает раскрепощенность, определяет поведение человека.
Одно из проявлений самопознания и самовыражения.
Мораль
Мораль рассматривают как:
- совокупность принципов и норм поведения людей к обществу.
- систему норм оценок, образцов поведения, выполняет функции социального контроля.
- совокупность этических ценностей.
Мораль сравнивают с нравственной этикой, совестью.
Совесть – способность человеческого духа познавать этические ценности.
Мораль – духовная сфера жизни общества можно рассматривать как:
- когнитивный аспект – знание о нормах социального поведения.
- апологический аспект – оценка этих норм с точки зрения нравственного самосознания личности.
- копательный аспект – практическое применение норм.
Суть нравственного становления личности заключается в том, чтобы эти аспекты сблизить.
Мораль лишенка институционального оформления, т.е. нет специальных организаций, занимающихся моралью.
Источники морали
Бога, абсолютный разум, конкретное рассмотрение разума выражением которой она себя обнаруживает, т.е. из практических действий людей выражающихся в эстетических нормах.
Источники – необходимость личности самоопределиться в личности и построить отношения. В центре стоит само созидающий индивид. Нравственный идеал можно усмотреть в правиле «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе» и «Поступай так чтобы максимум твоей воли могло стать принципом всеобщим законодательством».
Говоря о нравственном идеале можно сказать, что идеал – это образ должного в наличном, придельное отношение тех состояний, к которым должно стремиться человечество
Этика – рассматривает ценности.
Ценность – предпочтение людей рассматриваемы в контексте их целей и интересов. Выражают отношения человека к действительности. Особенность в том что она вся ценностная.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1886;