ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 8 страница
Следующими в церковной иерархии идут архиепископы, епископы (греч. άρχι- – старший, επίσκοπος – надзиратель, блюститель) и священники. Кроме того, церковно-административной структурой предусмотрены должности легатов (посол Римского Папы), викариев (от лат. vicarious – заместитель, наместник), примасов (от лат. primas – глава, т.е. церковный руководитель на данной территории,).
Католическая Церковь располагает огромной армией монахов, которые имеют свои собственные организации – монашеские ордена (францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Католические ордена утверждаются Папой Римским. Их члены приносят обеты бедности, целомудрия, послушания и жизни по уставу. Ордена активно занимаются миссионерской, религиозно-воспитательной, образовательной и другими видами деятельности в различных уголках мира.
Кроме орденов активно функционируют и католические партии, профсоюзы, культурно-просветительные, спортивные и другие объединения. С их помощью католицизм открыто вторгается в политическую жизнь и международные отношения государств, осуществляет контроль над культурной жизнью во многих странах мира.
Католицизм – одно из наиболее массовых течений христианства. В начале 21 в. в мире насчитывалось около 1 млрд 200 тыс. католиков. Широкое распространение он получил в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в странах Латинской Америки, Польше, западных областях Украины и Белоруссии.
На украинских землях Римско-Католическая Церковь появилась в 14 в., после их завоевания польским королем Казимиром III.
Укреплению католицизма способствовала их колонизация Польшей и окатоличивание местного населения. Для католиков вводились экономические привилегии, они занимали основные должности в местных органах власти, имели доступ к образованию. Фактически Католическая Церковь на западно-украинских землях имела статус государственной. Православие же постепенно вытеснялось с политической, экономической, религиозной жизни, а православные превращались в низший общественный слой. Они не имели практически никаких прав и, более того, обязаны были платить десятину в пользу Католической Церкви. Католические епископы могли наказывать православных верующих и даже назначать наместников православного Киевского Митрополита. Преимущества католиков над некатоликами были закреплены в Городельском Акте 1413 г. Такое положение сохранялось до 19 в.
В 30-е гг. 19 в. со стороны царского правительства начались гонения на Католическую Церковь. Соответствующими указами закрывались католические монастыри и костелы, запрещалось строительство новых. Несколько улучшилась ситуация после издания в 1905 г. царского указа «О толерантности». После утверждения Советской власти с 1920 г. начались преследования религии и церкви, репрессии против священников и мирян. К 1939 г. в Украине действовал только один костел в Одессе.
С провозглашением независимости Украины, которую признал и Ватикан, были созданы новые диоцезы (епархии, греч. επαρχία – властвование), т.е. церковно-административные территориальные единицы. В 1992 г. Папа Иоанн-Павел II назначил епископов в Львовский, Каменец-Подольский и Житомирский диоцезы. В этом же году в Украину Ватиканом был прислан первый апостольский посол (нунций, лат. nuntius – вестник) архиепископ Антонио Франко.
В настоящее время в Украине действуют более 730 римско-католических общин, 20 монастырей, печатаются 11 периодических изданий.
Действует в Украине и Греко-Католическая Церковь. Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) возникла в Украине в связи с заключением в 1596 г. Брестской Унии (от лат. unio – союз) – объединения Православной и Католической Церквей. Уния основывалась на признании верховенства Папы Римского и католической догматики. Сохранилась православная обрядность и церковно-славянский или украинский языки богослужений. При проведении христианских праздников используется юлианский календарь. Был отменен обязательный для католических священников целибат (обет безбрачия). Архитектура храма, ее внутренний интерьер объединяет черты Православной и Католической Церквей.
УГКЦ возникла в тяжелейший период существования православия в Западной Украине, в условиях колонизации и насильственного окатоличивания украинского народа и гонений на Православную Церковь. Она способствовала сохранению украинского языка и украинской культуры в целом. Греко-католические священники открывали украинские школы, библиотеки, издавали газеты на украинском языке.
История УГКЦ сложна и во многом трагична. В 1946 г. на Львовском соборе УГКЦ, в котором приняли участие 214 из1270 священников, было объявлено о ликвидации Брестской Унии и о воссоединении с Православной Церковью. Высшие иерархи Церкви были репрессированы, а все храмы и имущество переданы Православной Церкви. В этих условиях УГКЦ продолжала свою деятельность в Украине (подпольно) и за пределами СССР.
Возрождение УГКЦ началось в 1989 г. с началом перестройки в СССР, а официальную регистрацию она получила в 1991 г. Постепенно УГКЦ восстановила свою структуру. В настоящее время УГКЦ насчитывает около 5,5 млн последователей и по количеству общин (более 3000) занимает второе (после православия) место в Украине. Она имеет 17 епархий, 78 монастырей, 9 учебных духовных заведений. Более 90% приходов находятся в Западной Украине. Кроме того, действуют 19 греко-католических епархий среди украинской диаспоры в Канаде, Аргентине, Австралии и в других странах.
Возглавляют УГКЦ верховный архиепископ и Синод епископов в составе 32 епископов. В Риме постоянно пребывает представитель верховного архиепископа.
УГКЦ активно участвует в решении актуальных экологических, культурных, экономических проблем современной Украины, занимается просветительской и гуманитарной деятельностью.
4.2.5. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления. Протестантизм в Украине.Протестантизм (от лат. protestans – возражающий) возникает в 16 в. в Западной Европе в период Реформации (от лат. reformatio – преобразование, исправление).
Феодальному католицизму было противопоставлено так называемое «истинное христианство», или протестантизм. В нем в религиозной форме были сформулированы важнейшие мировоззренческие проблемы, решение которых отвечало, прежде всего, интересам нарождающейся буржуазии. Новая идеология рождалась как новая религия. А поскольку различные слои и классы искали в этой идеологии решение своих проблем и воспринимали ее по-разному, то и сам протестантизм возникает в виде множества течений. Достаточно сказать, что в настоящее время насчитывается до 2000 протестантских церквей. Они образуют широкую палитру интерпретационных вариантов христианской доктрины, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов. Различаются они, как правило, по степени радикальности в разрыве с католицизмом.
Современный протестантизм распространен главным образом в Северной Америке, Австралии, в скандинавских странах, Канаде, Германии, Англии и др. По численности последователей (около 400 млн) он является вторым, после католицизма, направлением христианства.
Вероучение, культ, и организационное устройство протестантизма формировались на основе требования устранения из них элементов, которые были привнесены католицизмом в догматику и культ по конъюнктурным соображениям и в силу этого противоречили раннехристианским идеалам.
В основе протестантского вероучения лежат два базовых положения: sola fide – только вера и sola scripture – только Писание.
Первое положение говорит о том, что для того, чтобы достичь спасения не нужны ни добрые дела, ни посредничество Церкви, ни пожертвования в ее пользу, ни богатство, ни происхождение. Только искренняя вера в искупительную миссию Иисуса Христа способна снять с человека грехи. Вера непостижимым образом даруется человеку Богом. В отличие от православия и католицизма вера в протестантизме понимается не как убежденность в существовании Бога, а как особое психическое чувство пребывания в руках Божьих.
Протестантское положение о спасении только верой было направлено против католического учения о «запасе добрых дел», которое обосновывало догмат о чистилище и практику продажи индульгенций. Однако протестанты не выступают против совершения добрых дел. С их точки зрения, вера сама по себе ориентирована на добрые дела. Верующий человек не может не творить их, но они совершаются без всякого принуждения по вере. Нельзя отделять доброе дело от веры. Более того, с точки зрения протестантизма, человек сам по себе, без веры, в силу испорченности своей природы в результате первородного греха, не способен творить добро. Оно может твориться только благодаря божественной благодати, которую человек получает даром в силу своей веры.
Единственным и исключительным источником вероучения признается Библия. Она имеет божественное происхождение. Только то, что в ней указано непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Каждому верующему предоставляется право по своему ее интерпретировать и излагать. Чтение Библии объявляется первейшей обязанностью для христианина. В связи с этим протестантами была проделана огромная работа по ее переводу на национальные языки.
Протестантизм отвергает значение Священного Предания как источника вероучения. Его рассматривают как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к учению христиан. Папские буллы, каноны церковного права, постановления Соборов, которые входят в католическое Священное Предание, изображаются протестантами как заблуждение человеческого разума.
Протестанты отвергли учение о Церкви как посреднице между Богом и людьми, ликвидировали ее феодальное устройство, лишили земельных угодий и крепостных, а также отказались признать примат Папы Римского в жизни общества и Церкви. Было разработано учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом, о праве каждого верующего самому, а не через посредников, обращаться к Богу. Всякий христианин оказался наследником всей полноты «благодати», завещанной Иисусом Христом, имеющим право проповедовать в Церкви Слово Божье. Протестантские пасторы отличаются от рядовых верующих лишь своими профессиональными обязанностями. Они избираются верующими из людей, способных учить членов общины и совершать обряды. Возложение на них рук старейшин при избрании не является посвящением в сан, а лишь свидетельством их избрания на пастырскую должность. Пасторы не обладают правом от имени Бога исповедовать и отпускать людям грехи. Они подчинены и подотчетны общине.
Протестантизм отверг монашество и тем самым отмежевался от аскетического неприятия мира. С его позиции, человек, проникнувшись мыслью о Боге, должен не бежать от мира, а напротив, жить и трудиться в нем, потому что мирские обязанности и заботы являются не отчуждением от Бога, а служением ему.
Требование «дешевой церкви», выдвинутое идеологами протестантизма, привело к упрощению культа. Как правило, они отвергают поклонения иконам, кресту, Богородице, мощам и реликвиям. В церковных сооружениях нет пышного убранства. В то же время большую роль в богослужении играют проповеди, пение духовных гимнов, коллективные и индивидуальные молитвы.
Из семи совершающихся в православии и католицизме таинств протестантские церкви в своем большинстве признают только два – крещение и причащение, непосредственно связанные с новозаветной традицией. Рассматриваются они как простые обряды, во время проведения которых не происходит ничего чудодейственного. Их действие осуществляется лишь силой веры. Поэтому верующие должны совершать их сознательно.
Протестанты упразднили множество религиозных праздников, связанных с почитанием святых и Богородицы. Из общехристианских праздников всеми протестантами отмечается только Пасха. Некоторые церкви отмечают также Рождество, другие имеют свои собственные праздники, как, например, у евангельских христиан – «праздник жатвы».
Резкое ослабление внешних форм религиозности в протестантизме компенсируется идеалом внутреннего благочестия.
Протестантизм прошел сложный путь развития. В результате Реформации образовались Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская церкви. Вместе с деноминациями анабаптистов, меннонитов и унитариев эти церкви относятся к ранним формам протестантизма.
Возникновение лютеранства связано с именем монаха ордена августинцев профессора библеистики Виттенбергского университета М.Лютера, который в 1517 г. прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, содержащих развернутую критику важнейших положений католицизма.
Основные принципы вероучения лютеранства изложены в «Аугсбургском исповедании». В первой части этого документа – «Вера и доктрина» – изложены основные положения вероучения. Во второй – «Злоупотребления» – нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: достижение спасения личной верой, отрицание Священного Предания и признание единственным источником вероучения Библии, упразднение монашества, поклонения святым, мощам и т.д.
Однако в лютеранстве сохранились некоторые черты католицизма, хотя и в несколько измененном виде. Крещение у лютеран, как и у католиков, считается непременным условием спасения. Оно рассматривается лютеранами как знак «оправдания», которое даруется через данное таинство. Как обряд сохранена конфирмация (от лат. confirmatio – укрепление). Кроме крещения в качестве таинств признаются евхаристия (святое причастие) и исповедь. Христианским символом в лютеранстве оставлен крест. Лютеране не признают икон, а допускают лишь настенную живопись в церквах. Богослужение ведется на национальных языках. Оно сопровождается органной музыкой, во время службы зажигаются свечи. Духовенство избирается пожизненно, сохранен епископат.
В 1947 г. в г.Лунд (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация с центром в г.Женева (Швейцария). В настоящее время в мире насчитывается более 75 млн приверженцев лютеранства. Его исповедуют более трети населения Германии (27 млн), 5% населения США (12 млн), около 80% населения Дании, более 50% населения Швеции (4,4 млн), более 85% населения Финляндии и Норвегии, более трети населения Эстонии (0,5 млн), около 20% населения Латвии (0,5 млн) и т.д.
В Украине лютеранство имеет 61 общину и заметного влияния на религиозную ситуацию в стране не оказывает.
Кальвинизм – наиболее радикальная разновидность протестантизма. Он основан теологом и проповедником Ж.Кальвином. Основные идеи своего учения он изложил в своем главном труде «Наставления в христианской вере».
Ж.Кальвин более решительно, чем М.Лютер порвал с католицизмом, хотя и воспринял основные лютеранские принципы вероучения. Одним из главных и специфических для кальвинизма догматов является учение об «абсолютном предопределении». Согласно ему, Бог еще до сотворения мира предопределил судьбу людей, разделив их на избранных к вечному блаженству и обреченных к гибели. Никакие усилия людей не могут этого изменить. Признаком избранности является не происхождение, не сословная принадлежность, а успех в делах. Чтобы подчеркнуть значение мирского «дела» он разрабатывает концепцию христианского призвания. Согласно этой концепции мирская деятельность и профессиональная этика обеспечивают потустороннее блаженство. Человек, утверждает он, не должен роптать на Бога за свое место в обществе, а, наоборот, должен радоваться сознанием выполненного долга на своем месте и в своей профессии. Ради этого он обязан отказаться от наслаждений, избегать расточительности. На первый взгляд Ж.Кальвин утверждает, что Писание требует от человека умения жить и в бедности, и в богатстве. В бедности нужно научиться терпеть и обходится без того, чего у него нет; в богатстве – соблюдать умеренность, избегать излишеств и т.д. Богатство само по себе, с точки зрения кальвинизма, не является источником зла. Более того, христианин не может от него отказаться, ибо все от Бога. Святость понимается не в отказе от земных благ, а в умении ими пользоваться при условии воспитания в себе евангельского чувства меры.
Учение кальвинизма стимулировало развитие буржуазных отношений и санкционировало новые принципы социального и нравственного поведения. В своей современной форме, в различных своих течениях (реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм) кальвинизм утратил свой крайний радикализм и во многом сблизился с лютеранством и евангелическими учениями.
В настоящее время приверженцев кальвинизма около 40 млн. Традиционно, придерживаясь мощных консервативных политических взглядов, наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, Германии, Франции, Шотландии и ЮАР.
Англиканство возникло в ходе борьбы за власть английского короля с Римским Папой. Следует отметить, что в английском обществе оппозиция к римскому влиянию назревала давно. Наиболее популярным ее выразителем еще в 14 в. был Дж.Виклиф. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископата в дела страны, чрезмерным притязанием Пап на руководство светскими делами, чрезмерными денежными поборами, которые превышали доход короля, распущенностью духовенства, которое к тому же было представлено исключительно иноземцами, назначаемыми Папой.
Формальным поводом для преобразования Церкви послужил бракоразводный процесс короля Генриха VIII с королевой Екатериной и его женитьба на Анне Болейн, на которые Папа не дал разрешения. В 1534 г. Генрих VIII при активной поддержке населения и парламента заявляет о непризнании власти Папы на территории английского королевства. Он объявил себя главой Церкви, закрыл монастыри, а их имущество конфисковал в пользу королевской казны. Мощи и иконы были сожжены.
Англиканство представляет собой некий «средний путь» между католицизмом и лютеранством. Основы вероучения англиканства изложены в «Книге общих молитв», созданной в 1548 г. и первоначально включавшей 42 члена. После пересмотра некоторых ее положений в 1571 г. она включает 39 членов.
Источником вероучения в англиканстве признано Священное Писание – Ветхий и Новый Завет – как универсальный стандарт христианской веры. Но не отвергается и Священное Предание, хотя ему отводится второстепенная роль. В нем признаются три христианских Символа Веры (Апостольский, Никейский, Афанасьевский); постановления первых четырех Вселенских соборов (Никейского – 325 г., Константинопольского – 381 г., Эффеского – 431 г., Халкедонского – 452 г.); учение о фелиокве (Дух Святой исходит «и от Бога-Сына»). Отрицается учение о «запасе добрых дел».
В учении о спасении англиканство придерживается тезиса о важности личной веры, но при этом не отрицается душеспасительная сила Церкви.
Богослужения проводятся на национальном языке в торжественной, напоминающей католическую, обстановке.
Из семи христианских таинств два – крещение и причащение – определены как евангельские, ибо они установлены Иисусом Христом. Остальные пять, хотя и возникли позже, дозволены Писанием. Из них конфирмация носит всеобщий характер, рукоположение в сан также обязательно и производится по древней традиции, а исповедь и другие таинства совершаются по желанию верующих.
Поклонение иконам и святым отвергается, хотя в англиканском церковном календаре более семидесяти дней в году посвящены святым и мученикам, дающим верующим пример для подражания.
Англиканство сохранило церковную иерархию. Во главе Церкви стоит король. Ему подчиняются два архиепископа – Кентерберийский и Йоркширский. Им в свою очередь подчиняются епископы, которые назначаются монархом по рекомендации специальной правительственной комиссии. Епископы имеют в своем подчинении викариев (священников) и диаконов. Часть епископов занимают место в палате лордов парламента Великобритании. Кроме того, существует также Национальная Ассамблея Церкви Англии, в которой представлены епископы, низшее духовенство и делегаты от мирян. Она оказывает большое влияние на церковные дела.
В настоящее время в мире насчитывается около 73 млн англикан. Они объедены в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образования. Англиканство распространено в Англии (государственная церковь), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австрии, Новой Зеландии и других странах. С 1867 г. церкви, сохраняя свою независимость, объединены в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, которые созываются каждые 10 лет в Ламбетском дворце Лондона.
На основе лютеранства, кальвинизма, англиканства и иных ранних протестантских образований в дальнейшем возникли новые поздние направления протестантизма: баптизм, адвентизм, методизм, пятидесятничество, иеговизм и др.
Причиной этих расколов послужило то, что результатами буржуазных революций была удовлетворена лишь буржуазия. Народные же массы так и не получили желаемого. Течения, отклонившиеся от господствующих церквей, носили плебейско-демократический характер. В большинстве случаев их возникновение было связано с разочарованием низов в результатах буржуазных революций, выразившееся в религиозной форме.
Что касается вероучения и культа, то позднепротестантские течения варьируют в той или иной степени основные принципы главных разновидностей раннего протестантизма.
Наиболее распространенными позднепротестантскими организациями в Украине являются баптисты, адвентисты и пятидесятники.
Баптизм (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, крестить) возник в Голландии в 1-й половине 17 в. в среде английских эмигрантов, которые из-за своих религиозных убеждений (требовали полного очищения англиканства от элементов католицизма) вынуждены были покинуть родину. Генетически баптистское направление восходит к кальвинистской ветви Реформации.
Специфику вероучения баптистов определяет концепция Бога и человека. Бога они рассматривают как исключительно духовное существо, в котором нет ничего материального. Как Дух Бог невидим, немыслим, неосязаем. Он находится везде – и в мире, и вне его.
Бог создал человека по образу своему чистым и безгрешным. Грехопадение полностью исказило образ Божий в человеке. С этого времени, согласно учению баптистов, люди стали существами порочными, склонными ко всему злому. Человек погиб безвозвратно. Спасти может только Бог через воздействие Святого Духа и веру в искупительную жертву Иисуса Христа, который является единственным посредником между Богом и людьми. В Христе каждый баптист видит собственного спасителя, а в его Голгофской жертве – цену собственного искупления. Человек в неоплатном долгу перед Богом.
Получить веру, которая могла бы оправдать и спасти человека, с точки зрения баптизма, можно только через действие Святого Духа. Его присутствие в верующем является внутренним и внешним свидетельством обновления души, принадлежности к детям Божьим. Воздействие Святого Духа – это главное условие возникновения личной веры человека. Всякая иная вера – мертвая вера.
В результате баптисты отказались от понимания церкви как посредницы между Богом и людьми и носительницы божественной благодати, от почитания икон, креста, святых, крещения новорожденных, от христианских таинств и т.д.
Идея баптистов о единоспасающей личной вере отразилась и на понимании смысла и роли обрядов. Сами по себе обряды, утверждают они, не могут дать спасения. Они не могут ни заменить личную веру, ни сформировать ее, поскольку это связано исключительно с воздействием Святого Духа. Но они являются показателем и внешним свидетельством ее присутствия.
Первым обрядом, с которого начинается жизнь верующего как полноправного члена церкви, является крещение. Крещение происходит через погружение в воду, как правило, в естественных водоемах и совершается в присутствии всей общины. К нему допускаются только совершеннолетние люди, которые могут сделать сознательный выбор. Этим обрядом завершается процесс «духовного перерождения», удостоверяется факт «избранности человека».
Проводится баптистами и обряд причащения, который с их точки зрения, не устанавливает никакой мистической связи с Богом и во время его проведения на человека не сходит божественная благодать, как это утверждается в православии и католицизме. Благодать, согласно учению баптизма, появилась раньше. Обряд причащения направлен лишь на укрепление уже существующей веры. Проводятся баптистами также соответствующие обряды при заключении брака и при похоронах.
Значительную роль в баптизме выполняют праздники. Баптисты отмечают двунадесятые праздники, хотя и не сопровождают их особыми ритуалами. Кроме того, имеются два собственных баптистских праздника: день единства и праздник жатвы. Первый посвящен объединению баптистов с евангельскими христианами; второй имеет двоякий смысл: с одной стороны, это окончание сельскохозяйственных работ, с другой – это итоги миссионерской деятельности, «жатва на ниве Божьей». Следует отметить, что пропаганде своей веры баптисты придают особое значение: каждый член общины обязан ее вести, обращая особое внимание на молодежь и детей.
С самого начала независимо друг от друга появляются две разновидности баптистов: частные и общие (генеральные).
В основе вероучения частных баптистов лежит кальвинистская доктрина абсолютного предопределения. Иисус Христос, с их точки зрения, искупил грехи лишь избранной части людей, которые изначально были предопределены к спасению.
Общие баптисты считают, что мученическая смерть Иисуса Христа искупила грехи всех людей. Бог наделил человека свободой воли, а потому его судьба зависит от собственного выбора – идти путем праведности или греха.
В Украину баптизм проникает в 70-е гг. 19 ст. В настоящее время это наиболее распространенное из протестантских течений в Украине: оно объединяет более 2800 общин, в которые входят 0,5 млн последователей. Доминирующим течением здесь является общий баптизм.
Всего в мире насчитывается около 80 млн последователей баптизма, проживающих в более чем 100 странах мира. Они объединены во Всемирный союз евангельских христиан-баптистов, штаб-квартира которого находится в США в г.Вашингтоне.
Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возникает в 30-х гг.19 в. в США. Его основатель У.Миллер. Опираясь на пророческие книги Библии, он настаивал на скором втором пришествии Христа, которое должно, по его расчетам, произойти в период между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Предсказание не осуществилось, поэтому адвентистам пришлось отказаться от попыток установления точной даты пришествия. Но идея близкого второго пришествия Христа и связанного с этим событием конца света заняла в адвентизме центральное место.
Бог понимается адвентистами как вечный Отец, личное духовное существо, безграничный в мудрости и любви. Иисус Христос – Сын вечного Бога. Через него все сотворено и через него осуществляется спасение людей. Он имеет одну природу и сущность с вечным Отцом. Поэтому, утверждают адвентисты, Иисус Христос и есть подлинный Бог. Дух Святой – это большая возрождающая сила в искуплении, заместитель Христа. Человеческая природа препятствовала Христу лично везде присутствовать. Поэтому для блага людей он вознесся к Отцу, прислав на землю своего заместителя. Через Дух Святой все люди имеют доступ к спасению.
Адвентисты отрицают бессмертие души. С кончиной человека, учат они, прекращается и жизнь души. Она как бы погружается в сон без сознания. Это и есть смерть.
Во время скорого второго пришествия Христа будут воскрешены телом и душою сначала праведники, которые вместе с Иисусом вознесутся на небо, где будет установлено тысячелетнее царство Христа. По его окончании будут воскрешены и грешники, но лишь для того, чтобы быть навеки уничтоженными небесным огнем. Таким образом земля очистится от проклятия и на ней установится вечная жизнь.
Из обрядов адвентисты совершают крещение взрослых через омовение, хлебопреломление, рукоположение, бракосочетание и омовение ног перед хлебопреломлением.
В адвентизме существует несколько течений, наиболее влиятельными из которых являются адвентисты седьмого дня (АСД). Это движение организационно выделилось из состава приверженцев адвентизма в 1863 г. Его основательницей считается последовательница У.Миллера американская «пророчица» Э.Уайт.
Характерной особенностью АСД является обязательное соблюдение библейских заповедей, особенно четвертой, которая требует «соблюдать субботу». Суббота – это «печаль», которой отмечены избранные. В этот день нельзя работать и даже готовить пищу. В субботу проводятся молитвенные собрания, посещения которых верующими-адвентистами является обязательным.
Готовясь к встрече Христа, адвентисты седьмого дня должны проявлять заботу не только о своей душе, но и о теле. Были разработаны специальные инструкции, согласно которым верующим запрещается есть мясо «нечистых животных» (напр., свинину и моллюсков), употреблять кофе, чай, алкоголь, курить. Запрещаются также всякие развлечения, даже чтение художественной литературы, ношение ювелирных изделий и использование косметики. Лишь такой образ жизни может позволить сохранить без пороков душу и тело к пришествию Иисуса Христа.
Все члены АСД должны вносить в кассу общины десятину (десятую часть денежных доходов). Адвентистские проповедники утверждают, что эти «добровольные» пожертвования верующих принадлежат только Богу.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 515;