ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 7 страница
6. Таинство елеосвящения (соборование). Оно осуществляется над больным человеком. Видимая часть таинства состоит в том, что больному смазывают освященным маслом (елеем) лоб, щеки, уста, руки и грудь. При этом читаются молитвы и семь евангельских чтений. Духовное же содержание таинства заключается, по учение Церкви, в том, что отпускаются грехи, которые привели к болезни. Человек получает Божью благодать, с помощью которой он выздоравливает духовно и физически.
7. Таинство священства. Оно совершается путем возложения рук епископа на голову человека, который посвящается в духовный сан. Поэтому это таинство называется рукоположением, или хиротонией (от греч. χείροτονια – действие силой рук). Через него кандидату в священнослужители преемственно передается особая сила Святого Духа. С этого момента он становится посредником между Богом и людьми и может осуществлять все таинства, кроме таинства священства. Его имеет право проводить священнослужитель, имеющий сан не ниже епископа.
С точки зрения Православной Церкви все таинства являются действенными только при одном условии – искренней вере в их подлинность и желании изменить себя.
В православном культе большое значение придается почитанию Богоматери как матери Иисуса Христа, родившую его чудесным образом в результате непорочного зачатия. Без Марии не могло быть чуда воплощения Бога и Спаситель не пришел бы в мир. Чудесное рождение младенца Христа не нарушило чистоту Девы, поэтому православные чтят Марию как Приснодеву. Догмат о почитании Марии Богородицей был утвержден на III Вселенском соборе в Эфесе (431).
Существует в православии и культ святых. Святость понимается как восстановление первоначальной безгрешной природы, которая даруется божественной благодатью за подвижничество. Как правило, это люди, которые прославились своей благочестивой жизнью и аскетическими подвигами во славу Христа или приняли мученическую смерть за веру. Считается, что после смерти они могут творить чудеса ради благих целей. Православные верят, что святые – это посредники между Богом и людьми, миром земным и миром горним, небесные покровители живущих на земле людей. К ним обращаются с молитвенной просьбой о заступничестве.
Православная культовая практика большое внимание уделяет праздникам и постам. Самым главным христианским праздником является Пасха. Он установлен еще в апостольские времена и посвящен воскрешению Иисуса Христа. На Никейском и Антиохийском соборах были установлены правила определения даты празднования Пасхи: она должна отмечаться после еврейской Пасхи, в первый воскресный день после весеннего равноденствия и полнолуния в промежутке между 4 апреля и 9 мая.
Великими считаются также двунадесятые праздники, или двенадцать наиважнейших праздников, восемь из которых установлены в честь событий из жизни Иисуса Христа, четыре – в честь Богородицы (Богородичные). К ним относятся: Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Богоявление, 19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господнего (27 сентября), Введение во Храм Богородицы (4 декабря), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Пятидесятница (Троица, на 50-й день после Пасхи).
Кроме великих в православии отмечаются множество других праздников, посвященных библейским событиям, отдельным святым и т.д.
Большим церковным праздникам, как правило, предшествуют посты. Пост означает воздержание или ограничение себя в чем-то, прежде всего, в пище. Предназначение постов – через ограничение плотских желаний человек должен очистить себя физически, ослабить власть тела над духом и очиститься духовно. Время поста посвящается Богу, молитвам, чтению Священного Писания, размышлению о своих грехах и исповеди.
В православии посты разделяются на однодневные (каждая среда и пятница, а также в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи, Воздвижения Креста Господня, в канун Богоявления и т.д.) и многодневные (Великий – семь недель перед Пасхой, Рождественский, или Филиппов – 40 дней перед Рождеством Христовым, Петров (апостольский) – начинается через неделю после Троицы и продолжается до дня памяти св. апостолов Петра и Павла и Успенский – 14 дней).
Центром культовой деятельности является Храм (Церковь). Он всегда ориентирован с востока на запад, имеет свою символику, в соответствии с которой каждая часть здания или его деталь имеют свое смысловое значение. Православные храмы могут иметь различия в архитектуре, но все они имеют одинаковый план: они состоят из алтаря, средней (внутренней) части и притвора.
Алтарь всегда обращен к востоку, так как считается, что именно оттуда пришло спасение. С востока вместе с Солнцем приходит свет и тепло, от которого верующие в таинствах получают освящение и духовные силы. В алтаре находится жертвенник (на нем хранится церковная утварь, необходимая для литургии, а также готовится хлеб и вино для причастия) и престол (перед ним свершает службу священнослужитель). В средней части во время богослужений находятся верующие. Притвор раньше предназначался для оглашаемых (готовящихся принять крещение), кающихся и отлученных от причастия, которым временно запрещено было находится в храме. Особенностью православного храма является наличие иконостаса, который отделяет алтарь от средней части. На нем в особом порядке расположены иконы. Все православные храмы имеют купола, которые символизируют пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.
Главным храмовым богослужением является литургия (от греч. λειτουργία – служба), во время которой происходит таинство причащения. В состав литургии также входят молитвы, пение духовных песен, чтение Библии, проповеди и др. В литургических текстах многократно говорится о непосредственном присутствии и соучастии «небесных сил» в земном богослужении.
Современная структура и организация Православной Церкви начинается с прихода (низшая церк.-адм. единица – церковь с причтом (духовенство и церковнослужители) и содержащая их община прихожан). Приходы объединяются в округа, последние – в епархии (греч. επαρχία – властвование, начальствование), представляющие собой церковные области, как правило, совпадающие с административно-территориальным делением страны. Возглавляют епархии епископы (греч. επίσκοπος – надзиратель, блюститель), архиепископы (от греч. αρχι- – главный, старший), митрополиты (греч. μητρόπολίτης – епископ митрополии, т.е. главного города области или провинции), иначе говоря, – архиереи (греч. αρχιερεύς – общее название для высших чинов духовенства Православной Церкви, включая и Патриарха), которые обладают всей полнотой апостольской власти: они могут совершать все семь таинств, все виды богослужения, а также освящать миро и антиминсы. Второй священный чин церковной иерархии занимают священники (пресвитеры, от греч. πρεσβύτερος – старейшина). Они могут совершать шесть таинств (кроме таинства священства), а также проводить богослужения. Третий чин – диаконы (от греч. διάκονος – служитель). Они прислуживают во время богослужения, а также при совершении таинств, но сами их совершать не могут. Возглавляет Православную Церковь Патриарх (греч. Πατριάρχης – глава, старейшина рода). Он избирается Поместным собором пожизненно. При Патриархе есть совещательный орган – Священный Синод (от греч. Σύνοδος – сходка, собрание).
Духовенство в православии делится на белое (женатые священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Архиереем может стать только монах (от греч. μονακός – уединенный, одинокий).
С богословской точки зрения православие представляет собой единую (кафолическую) Вселенскую Церковь. Однако, имея сложную иерархическую структуру, православие не имеет единого центра управления. В процессе исторического развития сложилось 15 поместных, или автокефальных (от греч. αυτός – сам и κεφαλή – голова), т.е. самостоятельных церквей.
Еще в древности возникло представление об иерархии поместных церквей, согласно которому существует пять патриархатов, имеющих непреходящее значение: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. После того, как в 1054 г. Рим отпал, первое место занял Константинополь («Второй Рим»), который и открывает диптих (список) православных церквей: Константинопольская (более 2 млн чел.), Александрийская (около 80 тыс. чел.), Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел), Иерусалимская (50 тыс. чел.), Русская (50-100 млн чел.), Грузинская (около 3 млн чел.), Сербская (8 млн чел.), Румынская (16 млн чел.), Болгарская (около 6 млн чел.), Кипрская (420 тыс. чел.), Элладская (Греческая, около 8 млн чел.), Албанская, Польская (500 тыс. чел.), Православная Церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.), Американская (около 1 млн чел.).
Константинопольский Патриарх имеет титул «вселенского», но по отношению к другим церквам является лишь «первым среди равных», и все вопросы церковного управления решают совместно («соборно»).
Помимо автокефальных церквей существуют также и автономные (греч. αυτονομία – самоуправление). Это независимые церкви, входящие в состав автокефальных: Синайская, Финляндская, Японская и некоторые другие.
Все православные церкви связаны общностью вероучения и основных норм церковной жизни.
Православие является самой распространенной и влиятельной конфессией в Украине. Оно объединяет 54% от общего количества действующих в стране религиозных организаций.
В СССР Православная Церковь в Украине являлась составной частью Русской Православной Церкви. В результате его распада и утверждения на постсоветском пространстве независимых государств в Украине образовались три православные церкви: Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).
Наиболее распространенной из всех православных церквей в Украине является Украинская Православная Церковь Московского патриархата. Она возникла в 1990 г., когда, согласно решению Архиерейского собора Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви была предоставлена независимость и самостоятельность управления. УПЦ стала самоуправляющейся частью Московского патриархата. Все епархии УПЦ находятся на территории Украины. Самостоятельность и независимость в управлении распространяется на каноническую, богослужебную, хозяйственную, финансовую и духовно-образовательную сферы внутренней жизни ее епархий. Управление УПЦ МП осуществляет Синод во главе с митрополитом Киевским и всея Украины, который носит титул «Блаженнейший». Он является членом Священного Синода Русской Православной Церкви. УПЦ МП имеет в Украине 36 епархий.
Второй по численности является Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, насчитывающая 28 епархий. Она была образована в 1992 г. на Всеукраинском православном соборе из части представителей УПЦ МП и УАПЦ, которые стояли на позициях создания единой Украинской Православной Церкви. В 1993 г. УПЦ КП избирает Патриарха Киевского и всея Украины-Руси.
Украинская Автокефальная Православная Церковь возникла в 1921 г., а уже в 1930 г. объявила о своем роспуске. После этого она некоторое время действовала в подполье и всегда в диаспоре.
Во время Второй мировой войны УАПЦ возобновила свою деятельность в Украине, а в 1944 г., после освобождения Украины от фашистских оккупантов, ее деятельность была запрещена.
Во время горбачевской «перестройки» в 1989 г. в Львове собрался Собор священников УАПЦ и ее сторонников. На нем было провозглашено возрождение УАПЦ в Украине. Окончательное возрождение этой религиозной организации было закреплено на Всеукраинском соборе, состоявшемся в Киеве в 1990 г. На этом Соборе был избран Патриарх Киевский и всея Украины, который до этого был главою УПЦ в США. В настоящее время УАПЦ насчитывает 10 епархий.
Из существующих в Украине трех православных церквей, только УПЦ МП является канонической. УПЦ КП и УАПЦ не признаются поместными церквами и считаются неканоническими.
Отличий в вероучении между УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ нет. Спорные же моменты заключаются в том, кто будет возглавлять Церковь, где будет ее центр и на каком языке должно вестись богослужение.
4.2.4. Характерные черты и своеобразие католического вероучения, культа и организации. Католицизм в Украине. Начало формированию католицизма (от греч. καυολικόσ – всеобщий, вселенский), также как и православия, положило падение Римской империи и образование двух религиозных центров – на западе и на востоке. Именно на западе происходит превращение Католической Церкви в субъект мощной политической власти и создание собственной международной церковной организации с единым центром в Риме, с единым главой – римским епископом.
Основой вероучения католицизма признаны Священное Писание (Библия) и Священное Предание.
На Тридентском соборе (1545-1563) было установлено, что никто, кроме Церкви, не обладает правом толковать Священное Писание в соответствии со своими собственными идеями, ибо таким образом извращается его смысл и значение. На этом же Соборе было принято решение, которым запрещалось верующим католикам публиковать какие-либо работы, связанные с толкованием Библии, если они не проверены и не одобрены священниками.
Священное Предание рассматривается Католической Церковью как жизненное приложение к Священному Писанию, как «живой голос» Церкви. Считается, что спасительные истины и правила поведения содержатся как в письменных, так и в устных преданиях, полученных из уст Христа и его апостолов. Священное Предание включает труды Отцов Церкви, таких как К.С.Ф.Тертуллиан, Ириней, Киприан, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (2-5 вв.), Фома Аквинский (13 в.), решения 21 Вселенских соборов и послания Римских Пап. Как и Священное Писание, Священное Предание объявляется источником Божественного Откровения.
Как и православные, католики верят в Святую Троицу. Согласно Символу Веры, принятому на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Однако на Толедском соборе (589) формулируется филиокве (лат. filioque – и от Сына) как добавление к Символу Веры, а в 1014 г. официально вносится в него Папой Бенедиктом VIII. В настоящее время формула филиокве принята католицизмом как догмат.
Это добавление имело существенные последствия. Оно означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, т.е. от Иисуса Христа. А поскольку Церковь, с точки зрения католического учения, является телом Христа, то меняется ее статус: Дух Святой может исходить и от самой Церкви.
Филиокве оказало влияние и на положение Римских Пап. На I Ватиканском соборе (1869-1870) был провозглашен догмат о Папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Римских Пап стали называть наместниками Иисуса Христа на земле. Их особый статус обосновывается тем, что они, якобы, унаследовали власть, переданную Христом апостолу Петру, который по церковной традиции, считается первым епископом Рима.
В католицизме существует широкое экзальтированное (от лат. exaltatio – крайне возбужденное или восторженное состояние) почитание Девы Марии. Начиная с 12 в. в католицизме стала распространяться легенда о непорочном историческом зачатии Марии матерью Анной. В 1854 г. это положение получило статус догмата, а в 1950 г. был утвержден догмат о телесном вознесении Богоматери на небо, в соответствии с которым Дева Мария была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. к восьми праздникам Богородицы, отмечаемым Православной и Католической Церквами, был добавлен новый католический праздник, посвященный Марии. Католическая Церковь считает Деву Марию покровительницей женщин, способной помочь им преодолеть жизненные трудности и заступиться за них перед Богом.
Для католицизма характерно учение о «сверхдолжных заслугах» перед Богом. По этому учению, Иисус Христос своей Мученической смертью освободил людей от первородного греха. За те же грехи, которые каждый человек совершает в течение жизни, он должен возмещать Богу своими добрыми делами, «подвигами» или «заслугами». Такое возмещение называется в католицизме сатисфакцией.
Иисус Христос, Дева Мария, апостолы и многочисленные святые совершали добрые дела не ради личного спасения, а ради спасения других людей. Таким образом, утверждает Католическая Церковь, в мире накопился определенный излишек добрых дел, которым она вправе распоряжаться по своему усмотрению.
С ученьем о «сверхдолжных заслугах» связана и практика выдачи особых папских грамот – индульгенций (от лат. indulgentia – милость). Католическое духовенство имело право выделять из «запаса» сверхдобрые дела особо нуждающимся и тем самым погашать их грехи. Индульгенции выдавались либо за деньги, либо за особые заслуги перед Католической Церковью. Был даже разработан особый «прейскурант цен», в котором четко указывалась стоимость каждой формы греха. Однако в 16 в., в связи со злоупотреблением в этой сфере, Католическая Церковь вынуждена была запретить продажу индульгенций, как противоречащую нормам церковного права.
Кроме общехристианских рая (от др.-евр. эден или эдем – наслаждение) и ада (греч. άδης – подземное царство) католицизм признает и существование чистилища. Чистилище – это некая промежуточная инстанция между раем и адом, в которую попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни и не имеющие смертных грехов. Догмат о чистилище был принят на Флорентийском соборе (1439). Тридентский собор подтвердил этот догмат и запретил сомневаться в нем. Католики считают, что в чистилище душа умершего освобождается от грехов путем различных испытаний, в том числе и через очищающий огонь. Причем каждая душа будет пребывать в нем столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Но, по католическому учению, судьба души умершего грешника может быть изменена. Еще в 1477 г. Папа Сикст IV установил, что души умерших могут освобождаться от грехов через индульгенции и папские молитвы. Участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее в нем сокращен при помощи месс, молитв и добрых дел, совершаемых родными и близкими умершего, а также их взносами в пользу Церкви.
В основе католического культа, как и в православии, лежат семь таинств (лат. sacramentum), т.е. обрядовых действий. Однако отправление этих таинств в католицизме имеет свои особенности.
Крещение осуществляется через обливание водой головы человека и произнесение священником строго определенного текста. Это таинство понимается как возрождение человека к новой жизни и введение в Церковь. Через крещение человек освобождается от прошлых грехов и становится абсолютно невинным, чистым. Это ознаменовывается присвоением ему нового имени.
Конфирмация (от лат. confirmatio – укрепление; миропомазание) совершается епископом над детьми 7 – 12 лет и символизирует сознательное принятие веры и вступление в общину. Совершается с целью наделения верующего Божьей благодатью. Она состоит из смазывания лба, глаз, ушей, ноздрей, губ, груди, рук и ног человека ароматическим маслом – миро.
Таинство покаяния связано в католицизме с индивидуальной исповедью перед священником. Считается, что устное исповедание грехов перед священником освобождает человека от них самим Иисусом Христом. Причем количество и качество грехов при этом не имеет никакого значения. Главное – это искреннее раскаяние и твердое намерение изменить свою жизнь. Тридентским собором установлено, чтобы каждый человек, в том числе и священник, обязательно один раз в год, под угрозой отлучения от Церкви и лишения христианского погребения, приступал к таинству покаяния.
Причащение (евхаристия, греч. ευχαριστία – благодарение) имеет целью объединение верующего с Богом. Вкушая освященные хлеб и вино, верующий приобщается к Плоти и Крови Иисуса Христа. В католицизме причастие совершается не на квасном хлебе, как в православии, а на пресном (облатка). Причем миряне причащаются только хлебом, а духовенство – хлебом и вином. Такая традиция берет начало с 13 в., когда возникла необходимость закрепить особое положение духовенства по отношению к мирянам. Без помощи священников ни один человек не может заслужить Божьей милости: каждый верующий-католик должен иметь своего духовного наставника и систематически перед ним исповедоваться.
На II Ватиканском соборе (1962-1965) было установлено, что мирянам (по их желанию) также разрешается причащаться хлебом и вином. С 12 в. в Католической Церкви не причащают младенцев, существует лишь первое причастие, которое осуществляется вместе с конфирмацией.
Таинство брака было признано Католической Церковью лишь в середине 16 в. на Тридентском соборе. Считается, что брак, заключенный в Церкви, является незыблемым. Католическая Церковь категорически отрицает развод. При подготовке к этому таинству тщательно проверяется, нет ли препятствий к вступлению в брак (напр., несвобода одного из супругов и т.д.), чтобы впоследствии не возникла необходимость в разводе.
Соборование (елеосвящение) совершается в католицизме над тяжелобольными, умирающими людьми. Предполагается, что посредством этого таинства с человека снимаются грехи, в которых он не успел раскаяться.
Священство – это таинство, посредством которого человек вводится в духовный сан. Оно осуществляется исключительно епископами. Обряд включает наложение рук, помазание и передачу духовного сана. Особенностью священства в католицизме является, введенный в 11 в. Папой Григорием VII, целибат (от лат. caelebs – неженатый), т.е. безбрачие священников. К этому времени Католическая Церковь стала крупным феодалом, имела земельную собственность. Чтобы сохранить ее в неприкосновенности и не допустить раздела между наследниками священнослужителя и был введен целибат.
Известно, что среди католического духовенства были и есть противники безбрачия. Однако, в 1967 г. Папа Павел VI специальной энцикликой (позднелат. encyclicus – общий, окружной) подтвердил нерушимость целибата.
Следует отметить, что на II Ватиканском соборе не было высказано никаких теологических возражений против введения в духовный сан женщин.
Католическому культу присущи широкое почитание мучеников и блаженных. Разработана практика посмертного возведения в ранг святых (канонизация – лат. canonizō от греч. κανών – правило, норма, т.е. узаконивание) и причисления к лику блаженных (беатификация – от лат. beatus – блаженный и facio – делаю). Святые признаются всеми членами Церкви, в их память установлены праздничные дни, их изображения признаются иконами и выставляются в церквах. В настоящее время начата процедура причисления к рангу святых Папы Иоанна Павла II. Культ блаженных имеет более ограниченные пределы, в которых он дозволен. Он не может быть предписан для почитания всей Церковью. Их изображения не могут выставляться в храмах. Даже на упоминание их в публичных молитвах требуется разрешение Папы. За всю историю Католической Церкви было признано около 20 тысяч святых и почти 200 тысяч блаженных.
Широкое распространение в католицизме получило паломничество в святые места. Различают большое и малое паломничество. Большое – это посещение святых мест, которые почитаются всей Католической Церковью. Среди таких мест можно назвать Иерусалим, где находится Святой Гроб, Турин, где сохраняется Туринская плащаница, Фатима, где в 1917 г. произошло так называемое «Фатимское чудо» – чудесное явление Богородицы трем португальским детям и др. Малое паломничество – это посещение местных святынь.
Важное место в католическом культе отводится праздникам. Следует отметить, что в отличие от православных церквей, которые праздничные дни отмечают по юлианскому календарю (старый стиль), Католическая Церковь с 16 в. перешла на григорианский календарь (новый стиль).
Существенной особенностью католических праздников является тесное переплетение христианской обрядности и народных традиций. Один праздник отличается от другого объектом прославления, степенью торжественности и продолжительности, типом богослужения (последовательностью чтения молитв, пения, поклонов и т.п.), а также теми особенностями, которые привносят народные обычаи (приготовление определенной пищи, форма и цвет носимой в этот праздник одежды и т.д.).
Современная система католических праздников в окончательном виде определена II Ватиканским собором, на котором была проведена литургическая реформа, следствием которой стала реформа богослужения (1969).
Главными католическими праздниками являются: Пасха (дата меняется), Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (6 января), Вознесение (40-й день Пасхи), Пресвятых Тела и Крови Христа (четверг, через 60 дней после Пасхи), Пресвятой Девы Марии Божьей (1 января), Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря), Взятие на Небо (или Успение) Пресвятой Девы Марии (15 августа), св. Иосифа обручника Марии (19 марта), св. апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех Святых (1 ноября).
В католическом церковном календаре большое место отводится постам. Самый большой сорокадневный пост – Предрождественский. Он называется Адвента (лат. adventus – пришествие). Это время всеобщего покаяния и подготовки ко второму пришествию Христа. Богослужения в эти дни проводятся в траурных облачениях.
Католическому богослужению присущи пышность и торжественность. Главным богослужебным действием является месса, во время которой читается Библия, произносятся молитвы и звучит органная музыка. Языком богослужений традиционно является латинский. II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил проводить службы национальными языками и использовать во время богослужения элементы местной музыки и танцев. В отличие от православия, где во время богослужения верующие стоят, в Католической Церкви верующие сидят и встают только при пении определенных молитв.
В отличие от других направлений христианства, католицизм имеет строго централизованную церковную организацию. Международный центр Католической Церкви – Ватикан. Это город-государство, занимающее часть города Рима (площадь 44 га., населения – около 1000 человек). Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту и телеграф, радио, прессу, жандармерию, армию (традиционно небольшой отряд швейцарских гвардейцев) и другие атрибуты государственной власти. Как суверенное государство Ватикан обменивается дипломатическими представительствами с более чем 170 странами мира.
Верховным правителем, абсолютным монархом, объединяющим в своем лице высшую законодательную и судебную власть государства Ватикан, а также главой Католической Церкви является Папа Римский. Папа (лат. papa от греч. πάππας – папа, отец) носит следующие официальные титулы: епископ Рима, наместник (викарий) Иисуса Христа, наследник князя апостолов (т.е. св. Петра), верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан, слуга слуг Божьих. Папа Римский избирается пожизненно конклавом кардиналов, которые должны быть моложе 80 лет.
Кардинальский конклав (от лат. cum clave – под ключом) – понятие, которое имеет два значения: 1) Наименование специального совета кардиналов, который собирается для избрания Папы Римского. Конклав созывается через 80 дней после смерти предыдущего Папы. В его состав должно входить не более 120 членов. Папа считается избранным, если за него проголосовало две трети плюс один голос из присутствующих кардиналов. 2) Обозначение системы строгой конфиденциальности и изоляции, в которой происходит это заседание. Эта традиция началась с 13 в., когда после смерти Папы Климента IV (1265-1268) в течение двух лет 17 кардиналов не смогли выбрать Папу. Тогда римский магистрат принял решение заточить кардиналов в епископском дворце, сняв с него крышу, и кормить их только хлебом и водой до тех пор, пока не изберут Папу.
Ход конклава должен проходить в полной тайне. За нарушение этого предписания грозят суровые церковные кары. Избирательные бюллетени сжигаются в специальной печке. Если очередной тур голосования прошел безрезультатно, то бюллетени сжигаются с добавлением мокрой соломы. Черный цвет дыма извещает собравшихся перед собором Святого Петра о том, что Папа еще не избран. Если же Папа избран, то бюллетени сжигаются вместе с сухой соломой и специальными добавками – цвет дыма белый.
Высшими духовными лицами, занимающими в церковной иерархии место непосредственно за Папой, являются кардиналы (от лат. cardinalis – главный). Они назначаются Папой согласно консистории (лат. consistorium – собрание) – собрания кардинальской коллегии. В настоящее время в католицизме насчитывается около 200 кардиналов, которые представляют более 50 стран мира.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 466;