Основные источники современного гуманитарного права
Цели и задачи модуля:
Рассмотреть основные документы действующего международного гуманитарного права, выяснить их значение, выявить предпосылки создания, «степень признанности» международным сообществом; дать представление о юридической проблеме, связанной с возможностью применения ядерного оружия.
План модуля:
1) Четыре Женевские конвенции 1949 г. – основа современного гуманитарного права;
2) Дополнительные Протоколы 1977 г., причины, приведшие к их принятию;
3) Другие важнейшие документы МГП;
4) Юридическая проблема, связанная с правомерностью (или неправомерностью) применения ядерного оружия
Фундамент современного международного гуманитарного права составляют четыре Женевские конвенции 1949 г.: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I), «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (Конвенция II), «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III), «О защите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV).
Данные Конвенции явились результатом продолжительных консультаций, которые организовал МККК, опираясь на свой опыт, полученный во время второй мировой войны. Женевские конвенции 1949 г. заменили собой Конвенции 1929 г. и частично – Гаагскую конвенцию 1907 г.
Три из Женевских конвенции 1949 г. посвящены хорошо известным ранее вопросам – защите раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и военнопленных. Но IV Конвенция фактически «поднимала целину», поскольку обеспечивала защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника (ранее защите гражданского населения на оккупированных территориях был посвящен лишь небольшой раздел Конвенции 1907 г.). Четыре женевские конвенции 1949 г. явились важнейшим этапом в развитии МГП еще и потому, что отныне защита гуманитарного права распространялась на жертвы не только международных, но и внутренних конфликтов (гражданских войн, революций и т.д.).
В последующие годы Женевские конвенции стали наиболее широко признанными международными договорами. По состоянию на декабрь 1999 г., 188 государств – почти все международное сообщество – взяли на себя обязательство их соблюдать. А содержащиеся в Женевских конвенциях 1949 г. положения о военных преступлениях имеют настолько фундаментальный характер и настолько широко признаны, что обрели силу «обычного международного права», то есть накладывают на правительство любого государства обязательства, которые оно должно выполнять вне зависимости от того, был или не был им официально ратифицирован соответствующий договор.
Во второй половине XX в. стал меняться характер вооруженных конфликтов. Если раньше преобладали международные конфликты, в которых страны воевали друг с другом из-за территориальных или экономических причин, то после второй мировой войны мир охватил пожар так называемых локальных войн за национальное освобождение. Начиная с 1945 г. в мире произошло уже более ста вооруженных конфликтов. В основном, это конфликты либо внутреннего, либо смешанного характера. Количество международных войн сокращается. Как пример новейших международных конфликтов можно привести арабо-израильские войны, войну на Фолклендских островах, войну в Ираке, примеры внутренних вооруженных конфликтов – конфликт в районе Великих озер в Африке, война в Руанде, Чеченский конфликт. Войну на территории бывшей Югославии, разгоревшуюся в 1991 г., правоведы относят к конфликтам смешанного характера.
Вместе с изменением характера войн в XX в, прослеживается еще одна тенденция: от ужасов войны все больше страдает гражданское население. Если в первую мировую войну около 5 % погибших были гражданскими лицами, во вторую мировую число погибших гражданских лиц уже примерно равнялось числу убитых комбатантов, то, например, во Вьетнамской войне менее 10 % убитых были комбатантами, а все остальные погибшие были гражданскими лицами.
Изменение характера вооруженных конфликтов привело к необходимости пересмотра гуманитарного права. В 70-х годах XX в. Международный Комитет Красного Креста представил на рассмотрение и одобрение правительств проекты двух новых договоров. Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 гг. Дипломатическая конференция приняла 8 июня 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит новые нормы, касающиеся международных вооруженных конфликтов, Протокол II – нормы гуманитарного права, относящиеся к немеждународным (внутренним) вооруженным конфликтам. В настоящее время данные протоколы ратифицированы большинством государств мира, хоть и не всеми государствами (В частности, США и Израиль не являются их участниками).
Оба Дополнительных протокола значительно повышают эффективность защиты жертв вооруженных конфликтов, особенно гражданского населения.
Кроме упомянутых Протоколов, после 1949 г. появились и другие документы, также ставшие важными элементами современного гуманитарного права.
В 1954 г. была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Контроль за ее выполнением возложен на ЮНЕСКО. На принятие данной Конвенции повлияли события второй мировой войны, во время которой было уничтожено множество памятников культуры.
В 1972 г. принимается Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В отличие от Протокола 1925 г., который лишь запрещал применять на войне бактериологические средства, эта Конвенция поставила само существование бактериологического оружия вне закона.
Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду имела целью пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий – воздействия на окружающую среду. Принята под воздействием войны во Вьетнаме, во время которой вьетнамские джунгли, леса, поля уничтожались различными гербицидами и дефолиантами, выжигались напалмом. Миллионы тонн этого знаменитого «оранжевого реактива» было высыпано с американских военных самолетов, что причинило огромный ущерб природе и здоровью людей.
1980 г. ознаменован принятием Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Это так называемая «рамочная конвенция», к которой с течением времени могут приниматься все новые протоколы. Впрочем, ряд протоколов был принят сразу же. В первом протоколе данной Конвенции речь идет о необнаруживаемых осколках, во втором – о минах (в частности, минах-ловушках), третий касается запрещения или ограничения применения зажигательного оружия. В 1995 г. был принят новый, четвертый протокол, запрещающий применение ослепляющего лазерного оружия (пожалуй, первый случай в истории, когда новое оружие было запрещено международным сообществом не после его применения в вооруженных конфликтах, а еще до его возможного применения). Пятый протокол к упомянутой Конвенции был принят в ноябре 2003 г. Это Протокол по взрывоопасным пережиткам войны. Термином «взрывоопасные пережитки войны» (ВПВ) обозначаются разнообразные боеприпасы (неразорвавшиеся или неизвлеченные), которые остаются после окончания вооруженного конфликта. Все эти снаряды, гранаты, мины, ракеты, суббоеприпасы кассетных бомб служат причиной гибели или увечий гражданского населения. Протокол по ВПВ, внесший значительный вклад в борьбу с этой бедой, требует от участников вооруженного конфликта принимать определенные меры с целью свести к минимуму угрозу, представляемую взрывоопасными пережитками войны.
В 1993 г. принимается Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
И, наконец, еще одна важная веха – принятая в 1997 г. Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и о их уничтожении. Очень прогрессивный документ, который, к сожалению, пока не ратифицировали государства, являющиеся основными производителями противопехотных мин, такие, как США, Китай и Россия.
И, наконец, нужно отметить принятый в декабре 2005 г. Третий Дополнительный Протокол к Женевским конвенциям 1949 г. Согласно этому Протоколу, вводится дополнительная эмблема – Красный Кристалл – в дополнение к двум уже существовавшим эмблемам Международного Движения Красного Креста и Красного полумесяца.
Как видим, в перечне основных источников МГП нет конвенции, запрещающей применение ядерного оружия. Конечно, воздействие ядерного оружия носит явно неизбирательный характер, способно причинить огромные страдания, привести к массовой гибели гражданского населения, а все это, казалось бы, совершенно противоречит духу и букве гуманитарного права. Именно поэтому некоторые государства и неправительственные организации добиваются полного запрета на применение ядерного оружия. Но – увы – в праве войны есть принцип соразмерности, который в упрощенном виде можно выразить так: «Чем больше военная необходимость, тем больше страданий она оправдывает». Кроме того, международному гуманитарному праву приходится считаться с существующими политическими реалиями. А они таковы, что целый ряд влиятельных государств, обладающих ядерным оружием (в том числе США, Россия, Франция, Великобритания) признают право на оборону с его помощью.
Споры по поводу возможности применения ядерного оружия привели в 1996 г. к суду. Международный суд в Гааге рассмотрел данный вопрос и вынес неоднозначное, «обтекаемое» решение, обусловленное тем, что половина судей признала правомерность применения ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах, а другая половина высказалась за абсолютный его запрет. В итоге Рекомендательное Мнение суда содержало такую формулировку: «…Ввиду того, что в настоящее время международное право не располагает полным объемом связанных с этим вопросом данных, суд не может вынести окончательного решения о законности или незаконности использования ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах, когда недостаточность обороны ставит под угрозу само существование государства».
Иными словами, все же может быть признано правомерным использование ядерного оружия в случае угрозы самому существованию государства.
Таким образом, если бы у Слободана Милошевича или у Саддама Хусейна была ядерная бомба… Но страны такого уровня экономического развития, как современная Югославия или Ирак не способны, как правило, создать ядерное оружие (кроме того, между ведущими державами существуют договоры о его нераспространении). А применение биологического или химического оружия, которое способны создать многие страны, полностью запрещено Конвенциями (хотя Саддам Хусейн применял химическое оружие против иранской армии и против курдов).
Перечисленные выше документы составляют основу современного гуманитарного права, которое, однако, не ограничивается ими, а включает в себя еще множество источников, таких, например, как уставы международных трибуналов, различные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, непосредственно относящиеся к защите жертв войны. Но данные источники столь многочисленны, что перечислить их в данном учебном пособии не представляется возможным.
Резюме.
Принятые после второй мировой войны, в 1949 году, четыре Женевские конвенции являются «фундаментом» всего современного гуманитарного права. Важнейшие положения этих конвенций стали общепризнанными. Женевские конвенции внесли огромный вклад в развитие МГП и детально прописали защиту разных категорий жертв вооруженных конфликтов. Однако изменившийся во второй половине XX в. характер вооруженных конфликтов потребовал принятия в 1977 г. двух Дополнительных Протоколов к упомянутым конвенциям.
Кроме этого, после второй мировой войны принимается ряд важнейших международных документов, запрещающих или ограничивающих применение определенных средств и методов ведения войны. Однако по целому ряду причин вопрос о возможности использования государствами ядерного оружия (по сути, наиболее разрушительного и жестокого) остается открытым.
Литература по теме:
- Взрывоопасные пережитки войны. Смертоносное наследие современных вооруженных конфликтов. МККК, 2005.
- Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение. МККК, 1999.
- Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.
- МККК. Международное гуманитарное право. Отвечаем на ваши вопросы. Женева, 1999.
- Международное право. Ведение военных действий. Сборник гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1999.
- Раскин А.В. Основы международного гуманитарного права // Журналистика и право, 1999, вып. 16.
7. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. Учебное пособие. М., 1997.
8. www.icrc.org
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 805;