НОРМА И ДЕВИАЦИЯ В СЕКСУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ
Существуют различные толкования понятий нормы и отклонения в сексуальном поведении. Это обусловлено различием эпох и культур, к которым принадлежат те или иные авторы, их индивидуальным образом мыслей, профессией и т. д. Проанализировав различные подходы, выделим два возможных вектора их упорядочения: дисциплинарный и субъектный. Каждый из них содержит определенные точки зрения или возможные подходы к обсуждаемой проблеме. Например, дисциплинарный вектор включает биологический, медицинский, физиологический, психологический, этический, религиозный, эстетический и другие подходы. Субъектный в свою очередь содержит ситуативно-исторический, персоналистический, социально-групповой, культурно-исторический, этнокультурный и иные подходы. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Медико-биологический подход.Он построен на учете природной основы человека. Биологическое объяснение сексуальных явлений представлено, например, в теории В. Шелтона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения. Так, мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y, более склонны к проявлению девиации1.
3. Старович в нозоцентрической модели для анализа соотношения патологии и нормы призывает сначала определить границы сексуальной патологии, а все половые проявления, не относящиеся к ней, считать различными вариантами нормы2.
Сексолог В. Шахиджанян считает, что определить точную грань между нормой и отклонением практически невозможно. Специа-
1 См.: Sheldon W.H., Hartl E.M. Varieties of delinquent youth. N.Y., 1949.
2 См.: Старович 3. Судебная сексология: Пер. с польск. М., 1991.
листы-медики утверждают, что если человек оттого или иного влечения сам испытывает дискомфорт, постоянные страхи или оно может его привести на скамью подсудимых, то это отклонение1.
Нравственно-религиозный подход.По мнению представителей нравственно-религиозной морали, к ненормальным относятся: 1) всеобщая одержимость сексом; 2) предпочтения непродолжительных сексуальных отношений; 3) существование «свободной любви». В. Соловьев считает ошибкой рассмотрение нормы как «усредненной». Он осуждает всякое половое отношение, основанное на отделении и обособлении низшей, животной сферы человеческого существа от высшей, таким образом делая акцент на нравственном, на неразделении высшего (духовного) и низшего (телесного)2. Русский религиозный философ Б.П. Вышеславцев утверждает, что вообще нет природных сил души и тела, которые были бы плохи сами по себе, они становятся злом лишь тогда, когда принимают именно форму извращения. Он полагает, что лучший путь преодоления порочных искушений — «сублимированная» любовь, которая непосредственно соединяет с Богом3.
Ситуативно-исторический подход.Один из представителей данного подхода — Н. Смелзер — определяет девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм конкретной группы, а также социума в определенный исторический период и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление, какое-либо наказание. Социальные ожидания, определяющие девиантное поведение, меняются с течением времени4.
Этнографический подход.В рамках этого подхода имеются, пожалуй, наиболее значительные наработки, суть которых состоит в том, что различия нормативной сексуальной культуры, существующие между разными европейскими народами, зависят от исторических традиций, национально-культурных особенностей, структуры разных этносов. Половые нормы неуниверсальны в разных человеческих обществах. Некоторое проявление сексуальных действий может быть нормой для одних этнокультур и вместе с тем отклонением — для других.
Социально-групповой подход.К нему относятся концепции
Т. Селина и В. Миллера, которые считают, что девиация возникает
.________
1 См.: Шахиджанян В. 1001 вопрос про ЭТО. М., 1995.
2 См.: Соловьев В. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988.
3 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994.
тогда, когда человек усваивает нормы какой-либо субкультуры, противоречащие правилам господствующей культуры.
Персоналистический подход. Представители данного подхода утверждают, что вопрос любви между мужчиной и женщиной — это вопрос личности и не касается общества. Единственно допустимый, морально и духовно оправданный смысл полового слияния — это соединение с любимым, достижение полноты от этого соединения.
Так как практически все авторы выделяют один-два ведущих аспекта сексуального поведения в качестве равнозначных и взаимодополняющих при определении нормы или отклонения в сексуальности, то можно выделить единый, универсальный или интегральный подход. Таким образом, к норме относятся все формы отношений и действий в сексуальной сфере, за исключением предельно негативных, т. е. наиболее пагубных, ведущих к тяжелым и абсолютно неприемлемым последствиям. В свою очередь все, что не относится к самым крайним формам сексуального поведения, выделенным по разным аспектам, должно быть отнесено к норме.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 733;