ИСТОРИЯ ПРОСТИТУЦИИ, ЕЕ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Проституция (лат. prostitutio — предание разврату, обесче-щение, осквернение) — профессиональное удовлетворение сек­суальных потребностей клиентов за вознаграждение; продажа своего тела с целью добыть средства к существованию. Выделяют следующие признаки проституции: род занятий — удовлетворе­ние сексуальных потребностей клиента; характер занятий — сис­тематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения, направленные на удовлетворение половой активности клиента в любой форме; мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, ко­торые являются основным или дополнительным источником су­ществования лица, занимающегося проституцией.

Известно, что проблема проституции имеет глубокие культур­ные, политические и социально-экономические корни, поэтому ее изучение необходимо начать с истории.

Истоки проституции в России, как и в других странах, уходят в глубь веков, неслучайно ее определяют как одну из «древнейших профессий». Есть сведения о ее существовании уже в рабовладельче­ских государствах, начиная с III—II вв. до н. э. Впервые данный соци­альный феномен был зафиксирован в VI в. до н. э. и связан с именем Солона, который считается первым известным организатором пуб­личных домов. Значительное распространение проституция получила в Древней Греции и Древнем Риме, Персии, Индии и других странах, где были созданы многочисленные дома терпимости. На примере Древней Греции можно выделить следующие виды проституции:

• религиозная проституция, при которой куртизанки исполняли
роль жриц богини Афродиты и своим ремеслом способство­
вали увеличению доходов ее храмов;

• гражданская проституция — официально узаконенная государ­
ством проституция, доход от которой оно получало;

80

 

• проституция эстетическая — принадлежавших к этому классу проституток можно разделить на две категории, которые и со­ставляли аристократию проституции: гетеры-философки, по­стоянно находившиеся в обществе мудрецов, поэтов и обучав­шиеся у них искусству вести разговоры о философии и других науках; гетеры-наперсницы, отличавшиеся умом и умением веселиться и радоваться жизни.

Но, к какому бы классу в Древней Греции проститутки ни при­надлежали, положение их было официальным.

История проституции в России имеет свои циклы. До XVII в. она рассматривалась прежде всего с точки зрения нравственности в христианской концепции православной церкви.

Далее, ввиду сильного распространения венерических заболе­ваний эта проблема становится санитарно-гигиенической и ре­шается репрессивными мерами. Указом Екатерины II от 20 мая 1763 г. было предписано всех женщин, зараженных венерическими заболеваниями, по излечении ссылать на поселение в Нерчинск. Начиная с XVIII в. в России складывается система законода­тельства, запрещающаяся «непотребство», где предусматривалось уголовное наказание за превращение внебрачных связей в ремес­ло. В уставе благочиния не только каралось занятие проституцией, содержание притонов, но и их посещение.

Однако при Николае I Россия, убедившись в тщетности все­возможных карательных мер, выходит на путь регламентации этого неистребимого бедствия. В 1844 г. были изданы правила для содержательниц домов терпимости и для проституток, которые действовали вплоть до начала XX в. Но и в этот период проблема проституции рассматривалась не как социальная, а как медико-правовая. Не упускалась из виду эта тема и в первые годы советской власти. К сожалению, позднее эта проблема не часто упоминалась в печати и научной литературе, естественно, не исчезая в действи­тельности.

Широкое распространение и соответственно изучение пробле­ма проституции получила в конце XX в. В настоящее время в мире насчитывается более 40 млн проституток, т. е. в этом бизнесе за­действована каждая 25-я женщина детородного возраста. Только в Москве насчитывается более 10 тыс. детей, занимающихся про­ституцией1.

1 См.: Тутина Ю. Почему наши опутанили Европу // Аргументы и факты. 2006. № 1-2.

81

6-7367

 

Мужская проституция, как и женская, ведет свое начало с самых древних времен. По свидетельству Ювенала, Петрония и других римских сатириков, в вечном городе было много мужчин, удовле­творявших сексуальные запросы женщин вовсе не из любви или страсти, а только с целью очистить их карманы.

Второй и гораздо более распространенный вид мужской про­ституции — гомосексуальный. Не уступая первому древностью рода, этот вид проституции, однако, гораздо более богат своими традициями и разновидностями.

У многих древних народов гомосексуалы были окружены орео­лом святости. На Таити, например, поклонялись особым божест­вам, олицетворявшим это загадочное явление.

Большое распространение культовая гомосексуальность имела у индейцев Северной Америки, где почти в каждом племени были мужчины, носившие женскую одежду и вступающие в интимные отношения с мужчинами.

В Италии признанными центрами мужской проституции были Рим и Венеция, где время от времени издавались грозные ука­зы, направленные на пресечение этого зла, однако на деле пред­ставлявшие собой лишь формальную реакцию на него. И только примерно в 1500 г. власти, обеспокоенные бурным ростом гомо­сексуальной проституции, издали закон о наказании последней смертной казнью через сожжение, хотя и эта мера не возымела желаемого действия.

Современное общество относится к проституции, тем более к мужской, совершенно иначе. Большинство официальных религий считают подобное занятие грехом, а официальные представители власти не перестают бороться с проститутками и содержателями публичных домов. Но, несмотря на эту видимую борьбу, проститу­ция продолжает процветать, а особенно талантливые ее представи­тели (представительницы) неплохо устраиваются в жизни.

В нашей стране нет закона, который разрешал бы проститу­цию, но и нет закона, запрещающего ее. К уголовной ответствен­ности может быть привлечен только сутенер. Если у человека, занимающегося проституцией, в порядке паспорт и регистрация, то придраться к нему вряд ли можно. Поэтому проституция по­стоянно пополняет свои ряды за счет новых и новых искателей приключений.

В начале XXI в. существуют те же самые традиции и характер­ные особенности мужской проституции, разве что мужчины, оде­тые женщинами, сейчас называются трансвеститами, да немного

 

расширился стандартный ассортимент услуг, оказываемых пред­ставителями сильного пола.

Таким образом, сегодня проституцию можно рассматривать прежде всего как острую социальную проблему, как один из видов социальной патологии, особенность которой состоит в том, что это явление определяет взаимосвязанные с ним другие социаль­ные отклонения: алкоголизм, пьянство, преступность, социаль­ный паразитизм, отклонения в сфере сексуальных отношений, самоубийства.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1923;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.