Глава XXXV КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ

Желая помочь режиссерам и фехтмейстерам в скорейшем овла­дении практическими приемами сценического боя, учебник предла­гает 34 полных конспекта занятий из расчета по одному 2-часовому занятию в неделю на III курсе института. Всего на практическое

овладение предметом выделено 68 часов. Распределение учебного материала в конспектах — это результат многолетнего опыта педа­гогов кафедры сценического движения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне СПбГАТИ).

План занятий по сценическому фехтованию

Схема занятий состоит из вводной части, подготовительной и ос­новной. Заключительная часть занятия, как и вводная, представляет собой процесс подготовки группы к началу занятия или окончанию его. На обе эти части не следует тратить более 10-15 минут. Первые два-три занятия состоят только из обучения техники.

Начиная с четвертого и далее вводится вторая часть — подгото­вительная, решающая задачи подготовки костно-связочного и мы­шечного аппарата, используя для этого уже пройденный фехто­вальный материал, а именно: способы постановки в боевую стойку, передвижения, выпад и возвращение из него, простейшие сочетания выпадов с уколами или ударами (при условии, что техника этих при­емов уже в какой-то степени усвоена).

По мере изучения курса материал этого раздела постепенно уве­личивается. Использование во второй части занятия бытовых, а небоевых действий, безусловно, рекомендуется. Однако по времени, отведенном на занятия, эти упражнения не должны занимать бо­лее 10-15 минут. В третьей, основной части урока должны решать­ся вопросы совершенствования техники, тренаж и этюдная работа. В соответствии с этими задачами основная часть урока разбивается на три отрезка.

1.Изучение техники. Время отводится на изучение новых при­емов. Приемы изучаются параллельно с кратким повторением уже пройденных. Учебным материалом для изучения техники является содержание всего учебника, а именно: школа сценического фехтова­ния, историческое фехтование и бытовые действия. Изучение разде­ла «Школа» идет параллельно с первой частью бытовых действий, а «Историческое фехтование» — со второй.

2.Тренировочная работа. Техническим материалом для тренин­га являются приемы, хорошо освоенные ранее, в дополнение к тем, которые были пройдены в данном уроке. Постепенно приближаясь

к фехтовальной сцене, следует использовать и бытовые действия, но обязательно в их логической связи с боевыми. Изучая какой-либо вид исторического боя, не следует для второго отрезка урока брать другой вид исторического оружия, ранее изученный, смешивая их в одном уроке.

3. Этюдная работа. Освоенные приемы «Школы» или «Истори­ческого оружия» в сочетании с «Бытовыми действиями» позволяют преподавателю и студентам создавать вначале несложные композиции, но в полном соответствии с основной темой данного урока, а затем пе­реходить к постановочной работе над драматургическим материалом.

Планирование третьей части урока

Курс обучения бытовым действиям должен быть составлен так, чтобы он начинался примерно с третьего урока и был закончен к на­чалу апреля. Небольшие комбинации бытовых действий должны быть вставлены в «Школу и курс исторического фехтования» в це­лях их совершенствования. Сложность в изучении практического опыта заставила составителя учебника прибегнуть к двойной систе­ме изложения учебного материала.

Первой частью этой системы является точное описание техники. Приведены наиболее удобные командные слова. Предполагается, что педагог, желающий овладеть предложенным курсом, сам изучит элементы и целостное исполнение приемов, составляющих содержа­ние урока, а также освоит необходимые командные слова. Он дол­жен следовать методическим замечаниям, чтобы обратить внимание на те или иные особенности в технике приемов, на возможные ти­пичные ошибки и на соблюдение техники безопасности.

Второй частью в этой системе являются предложенные ниже конспекты, в которых изложен весь учебный материал. Отсутству­ют указания на количество повторений каждого упражнения — это зависит от скорости усвоения учениками техники приемов и опреде­ляется предварительной подготовленностью учеников, их трудоспо­собностью, дисциплиной и опытом преподавателя. В нормальных ус­ловиях, учитывая, что командные слова подаются под каждый прием (особенно на первых 8-10 уроках), повторять упражнения не следует более 3-4 раз.

ПЕРВЫЙ УРОК

Беседа (1 час)

Тезисы

1.Костюм для урока по фехтованию состоит из обычной одежды: из рубашки у мужчин и легкой футболки у девушек. Также необхо­димы трико или легкотянущиеся брюки. Обувь обязательно на рези­новой подошве, чтобы не скользили ноги.

2.До прихода педагога студентам категорически запрещается вста­вать друг против друга и выполнять импровизированные фехтоваль­ные движения — это опасно.

3.Задача обучения — научить фехтовать так, чтобы актеры могли самостоятельно не только сыграть сцену боя, но и поставить ее.

4.Содержание предмета сценического фехтования, его значение — в подготовке пластики актера.

Важное значение имеет психофизическая и ритмическая подго­товка для исполнения фехтовальной сцены. С помощью сценическо­го фехтования совершенствуются качества, необходимые на сцене: внимание, ритмичность, ловкость. К тому же оно тренирует такие навыки, как умение действовать в ограниченном пространстве и при постоянно меняющемся темпоритме, умение определить и за­острить задачи каждого партнера, ощущать и нести драматический конфликт; ведет к контролю над движениями при освоении фехто­вальных приемов, нейтрализация которых необходима в связи с от­сутствием защитных приспособлений на сцене.

Фехтовальные действия заставляют актеров существовать в ма­нерах, стилистически отражающих эпоху XVI-XIX столетий, что также важно для исполнения классических пьес.

В сценическом фехтовании нет ни одного абстрактного движе­ния. Все связанное с фехтованием — это активное действие начиная с самых первых шагов. Вне конфликта не может быть фехтовальной сцены. Сценический бой повышенно эмоционален и потому техни­чески опасен.

Первое полугодие отводится на изучение фехтовальной техники, которая называется «Школа сценического боя». Она больше всего походит на технику фехтования конца XVII столетия. Второе полу-

годие — так называемое «Историческое фехтование». В этом разде­ле изучается техника боя на рыцарском мече со щитом, двуручном мече, шпаге с дагой, шпаге с кинжалом, на кинжалах, ритуальные приемы и жесты.

Это помогает действовать в стиле определенной эпохи. Умение носить и пользоваться холодным оружием накладывало свой отпе­чаток на характер движений мужчин молодого и среднего возраста, а так как и женщины часто переодевались в мужское платье и, пу­тешествуя, сидели в мужском седле, то и они умели пользоваться оружием.

Как же оценить успеваемость студентов на экзамене по это­му предмету? Если студент технически верно выполняет фехто­вальные упражнения, то это равно оценке «удовлетворительно», если он умеет передать в своих действиях напряжение боя, тогда это оценка «хорошо». Если же мы увидим актерски убедительно сыгранную сцену боя и прекрасную технику, только тогда это «отлично».

Практика (1 час)

1.Построение — в одну шеренгу. Расстояние между студента­ми — не меньше полуметра. Строиться по росту не обязательно.

2.По команде «Становись!» сделать полповорота влево, правая нога приподнимается и приставляется к середине стопы под прямым углом.

3.По команде «К бою!» — боевая стойка. Руки держать на поясе. Выполнить команду несколько раз.

4.«К бою!». Изучать технику движений: шаг вперед и шаг назад.

5.«К бою!». Осваивать технику передвижений: двойной шаг впе­ред и двойной шаг назад. Тренировать исполнение выученных пере­движений.

6.Учить технику передвижения скачок назад. Командовать: «К бою, шаг вперед, скачок назад, двойной шаг вперед, скачок назад, скачок назад, постучать, вольно!».

7.Объяснить, что в манере XVII столетия, если бой происходил на колюще-рубящих шпагах, то левую руку держали поднятой выше плеча (показать положение). Построение «К бою!», но уже с поднятой

левой рукой. Тренировать исполнение пройденных передвижений. Правую руку пока следует держать на поясе.

8.Учить технику выпада. При выполнении выпада левая рука отбрасывается вниз назад, вдоль туловища, ребром ладони к бедру, пальцы вытянуты. Уходя с выпада, вернуть руку в исходное поло­жение (левая рука помогает возвращению в боевую стойку, поэтому подъем руки должен быть активным). Командовать: «К бою, шаг впе­ред, шаг вперед, сделать выпад — але! (поправить ошибки). Вернуть­ся в стойку». Отрабатывать выполнение выпада.

9.Осваивать технику полной боевой стойки. Правильно поста­вить правую руку в боевое положение (ладонь вверх, пальцы вытя­нуты, локоть несколько согнут, кисть на уровне груди), левая рука поднята вверх, ноги — в положении боевой стойки. Объяснить, что положение боевой стойки XVII столетия — классическое в фехтова­нии. С этого момента по команде «К бою!» или «Закройсь!» следует принимать это положение.

Командовать: «К бою, шаг вперед, двойной шаг вперед, скачок назад, вольно!». Объяснить, что при выполнении выпада правая рука должна быть вытянута раньше, чем ноги перейдут к самому выпаду. По команде «Покажи укол!» вытянуть руку и по команде «Коли!» сделать выпад.

«К бою, покажи укол, закройсь, шаг вперед, двойной шаг вперед, покажи укол, закройсь, шаг назад, двойной шаг назад, покажи укол, закройсь, постучи, вольно!». Повторить эти упражнения несколько раз (порядок элементов надо менять).

ВТОРОЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу. Повторить весь практический ма­териал первого урока сначала без оружия, затем предложить взять в руки шпагу, рапиру или эспадрон. Объяснить, что любой вид спор­тивного оружия для них, будущих актеров, заменяет средневековую шпагу, саблю, меч, ятаган и т. п. В зависимости от оружия меняется манера его держать. Несомненно, что, владея классической техни­кой, актер легко перейдет на технику любого другого вида холодно­го оружия.

1.Учить студентов верной манере держать шпагу. Проверить каждого из занимающихся, построив их в шеренгу, предложить взять шпагу левой рукой за железо (клинок), острие направлено концом назад вниз. Все виды холодного оружия носили обязательно в ножнах-футлярах, и возникшая в театрах традиция носить оружие «голым», без ножен, совершенно безграмотна. Ножны были приделаны к портупее, которая надевалась через плечо («наплечная». Так носили ее гражданские лица).

Объяснить, что холодное оружие состоит из клинка и эфеса. После объяснения приступить к выполнению практической части урока.

2.Командовать: «За шпаги, вынимай шпагу!». Учить технике действия «Убери шпагу в ножны!».

3.В стойке и передвижениях надо быть элегантным. Командо­вать: «К бою, шаг вперед, шаг вперед, покажи укол в грудь — коли, закройсь, скачок назад, постучи, вольно!».

4.Командовать: «К бою, шаг вперед, шаг вперед, шаг назад, шаг назад, покажи укол — коли, закройсь, вольно». Отрабатывать эти и подобные комбинации.

5.Для того чтобы убрать шпагу в ножны из положения боевой стойки, следует сделать специальное действие, называемое «Сбор!», состоящее из двух движений: подъема выпрямленной правой руки наклонно вверх с опусканием, в то же время левой руки вниз в сто­рону.

Затем, оставив руки в этом положении, выполнить второе движе­ние — подставить правую ногу перпендикулярно к левой, выпрям­ляя колени. Далее выполнять вкладывание шпаги в ножны по коман­де «Убери шпагу!». Тренировать эти действия.

6.Учить технике выполнения приветствия. (В спортивном фехто­вании это соответствует термину «салют».)

7.Командовать: «К бою!» и далее тренировать в самых различных комбинациях пройденный материал в передвижениях с выпадом.

8.Начинать последнее упражнение следует из положения «смир­но» и далее — «За шпаги, вынимай, к бою!» (тренаж в передвижени­ях и выпаде), «Соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». Это упражнение подводит итог всей пройденной технике.

ТРЕТИЙ УРОК

Учить технике боевого действия «Голову — руби!», сначала без выпада, затем с выпадом. Объяснить технику безопасности. Учить останавливать оружие в 10-15 см над головой воображаемого парт­нера. После освоения техники этого удара пояснить, что голову за­щищает пятая защита. Командовать: «К бою, голову — руби, пятой закройсь, вольно!».

После того как студенты выполнили «удар по голове» и их вооб­ражаемый партнер взял пятую защиту, пусть он ответно ударит по голове. Такие действия будут называться ответными. Почти все сце­нические удары и уколы надо делать с выпадом, а защиты брать — с возвращением в боевую стойку.

1.Командовать: «К бою, шаг вперед, голову — руби, к бою, двой­ной шаг вперед, голову — руби, пятой закройсь, скачок назад, пока­зать укол в колено — коли, закройсь, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». Тренировать комбинации подобного типа.

2.Перестроить занимающихся в две шеренги, друг против друга. Для удобства ведения урока шеренга, стоящая справа от препода­вателя — противник, слева — моя. Командовать: «Все — за шпаги, вынимай, к бою, вольно», объяснив, что такое боевая линия против­ников и какие бывают дистанции.

Короткая дистанция — когда до противника можно достать кон­цом шпаги, вытягивая правую руку, то есть без выпада.

Средняя дистанция — для того чтобы поразить противника, надо не только вытянуть руку, но и сделать выпад.

Длинная дистанция — это расстояние, при котором, чтобы на­нести укол, надо сделать один шаг вперед плюс выпад. Если же рас­стояние столь велико, что до выпада надо сделать больше, чем один шаг, то такое расстояние в фехтовании не считается дистанцией.

В сценическом бою задействованы все три дистанции, но основ­ной является средняя, ее называют иногда нормальной. Сценический бой начинается, как правило, из средней дистанции. На уроке по ко­манде «К бою!», если педагог не указывает, что дистанция должна быть короткой (или длинной), следует вставать на среднюю дис­танцию.

Если встать в положение боевой стойки друг перед другом на такое расстояние, при котором шпаги будут соприкасаться в пер­вой трети клинка, то это и будет средняядистанция. Если же бу­дут соприкасаться самые кончики шпаг, дистанция будет длинной,а если посредине клинков (или по третьей трети) то короткой.Короткая дистанция опасна, а из дальней нельзя выполнить слож­ную боевую комбинацию.

3.Командовать: «На средней дистанции — к бою, проверить, вольно; все — три шага назад, все — к бою!». Проверить дистанцию. Поправить. Выполнить несколько раз. Объяснить, что за дистанцию всегда отвечает отступающий или обороняющийся в данный момент партнер. Если педагог будет командовать: «Шаг вперед» моей ше­ренге, то противник на такое же расстояние передвинется назад.

4.Командовать: «Моя — шаг вперед, шаг вперед!»; «Против­ник— двойной шаг вперед, шаг вперед!»; «Моя — двойной шаг вперед!»; «Все — скачок назад!». Указать ошибки, тренировать ком­бинации подобного типа, давая разнообразные задания для передви­жений (командовать движение назад нельзя!).

5.Техника исполнения удара по голове и пятой защиты будет повторяться. Напомнить о технике безопасности при выполнении этого приема. Далее командовать: «К бою!», «Моя — голову, про­тивник — пятой закройсь, моя — руби!», «Оба — к бою!», «Воль­но!». Задание выполнить несколько раз, в обе стороны, поправляя ошибки. Объяснить, что если защита будет браться в момент, когда противник выполняет замах, то рубить будет бессмысленно.

Это наиболее распространенная ошибка в сценическом фехто­вании. Из чувства безопасности обороняющийся боец торопится взять защиту, и бой теряет «правду жизни». Надо защититься в момент, когда наносится сам удар, а замах это только преду­преждение. Тренировать действия нападения и защиты.

Дать следующую простейшую комбинацию:

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед. 2. Шаг назад.
3. Голову — руби. 3. Пятой — закройсь.
Оба — «К бою!»

Повторить эту комбинацию (всего 4 раза). Какова бы ни была впредь комбинация по сложности, она должна запоминаться с четы-рехразового повторения. В первом исполнении педагог подает все команды, при втором — только нападающему, при третьем — на­поминает только об ударе, при четвертом, как правило, напомина­ний уже не требуется. Нужен только словесный подсчет: «и — раз», «и — два» и т. д.

Это может быть стук, хлопок или сопровождение на рояле. После того как выполнена эта часть урока, комбинацию надо поменять так, чтобы нападал противник. Далее предложить слитное выполнение: сначала начинает «моя», а после завершения в положении «К бою!» сразу же начинает противник. Выполнить 3-4 раза. Затем следует приступить к тренингу со сменой партнеров.

Для этого крайний левый участник одной шеренги переходит на ее правый край, а остальные в этой шеренге передвигаются на од­ного партнера влево. С новым партнером комбинация выполняется только один раз. Это тренирует скорость приспособления к партнеру (воспитание ловкости).

Только в случае, если в группе много ошибок, можно упражнение выполнить повторно. После того как студенты вернутся к своему партнеру, начинается вторая часть тренинга убыстрение тем­па исполнения. Надо довести упражнение до такой скорости, при которой техника не потеряла бы точности в выполнении и была бы безопасна для фехтующих. Ради высокого темпа качество техники в первом полугодии не может приноситься в жертву. Скорость, та­ким образом, ограничена.

Вторая комбинация на этом же уроке:

 

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед. 2. Шаг назад.
3. Двойной шаг назад. 3. Двойной шаг вперед.
4. Пятым — закройсь! 4. Голову — руби!
5. Голову — руби! 5. Пятым — закройсь!
6. Все — скачок назад, постучать, собраться, приветствовать, убрать шпагу в ножны.

Эта комбинация разучивается по схеме первой и точно так же тренируется, то есть сначала выполняется смена партнеров, а за­тем убыстрение. В конце урока комбинация выполняется при по­строении в одну шеренгу. Командовать, наблюдая за правильностью техники исполнения. После парных упражнений она обязательно ухудшается. Задача этой части урока в том, чтобы вновь вернуть­ся к качественному исполнению комбинации.

Командовать: «За шпаги, вынимай, к бою, шаг вперед, шаг назад, голову руби, закройсь, двойной шаг вперед, двойной шаг назад, по­кажи укол в грудь коли, закройсь, пятой закройсъ, к бою, скачок назад, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны!». По­правлять ошибки, повторять отдельные элементы.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК

Повторить технику движений, пройденных в предыдущих уро­ках (группа построена в одну шеренгу).

1.Командовать: «Вперед левой — за шпаги!». Это движение до­статочно агрессивно по отношению к партнеру (воображаемому). В нем — действие угрозы, вызов. Из этого движения вытекают три логических продолжения, а именно: отказ от вызова и боя, команда «Откажись!» или обнажение шпаги в положение «Вынимай!», или переход в положение «К бою!». Эти продолжения следует трениро­вать и в последующих действиях.

2.Командовать: «Вперед левой — за шпаги, откажись, вольно, вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпагу в ножны, вольно!».

3.«Вперед левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, шаг назад, пока­жи укол — коли, скачок назад, постучи, соберись, вольно!».

4.«Вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпа­гу в ножны, вольно!».

5.«Вперед левой — за шпаги, к бою, голову — руби, пятой за­кройсь, скачок назад (это наиболее употребительная форма отступ­ления), стучать, собраться, приветствовать, вольно!».

6.В момент конфликта, когда партнер угрожает оружием через прием «Вперед левой — за шпаги!», противник выполняет зеркаль-

ный прием «Назад левой — за шпаги!». Для разрешения конфликта, здесь те же три продолжения, что и после приема «Вперед левой — за шпагу». Их также надо тренировать.

7.Командовать: «Назад левой — за шпаги, откажись, вольно!». «На­зад левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпагу, вольно!».

8.«Назад левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, двойной шаг впе­ред, голову — руби, пятой закройсь, к бою, двойной шаг вперед, по­стучи, вольно!».

9.Учить технике приема «Правый бок — руби». Рука при замахе должна быть параллельна полу и составлять прямую линию от локтя до острия, локоть направлен в грудь партнера. Направлять удар (так же как и при ударе по голове) большим пальцем правой руки. Коман­довать: «К бою, правый бок — руби, пятой закройсь, вольно!».

10.«Вперед левой — за шпаги, к бою, шаг вперед, голову — руби, пятой закройсь, правый бок — руби, скачок назад, постучи, воль­но!». Сказать, что после пятой защиты возможно сразу же выполнить прием ответного нападения, что такие приемы носят общее название «Ответные атаки». Ответных атак много.

11.Следует учить защите от удара по правому боку. Это вторая защита, она же защищает от укола в бедро, колено и стопу. Учить технике второй защиты, командовать: «Вторым — закройсь!».

12.«Назад левой — за шпаги, к бою, правый бок — руби, пятой — закройсь, правый бок —руби, второй — закройсь, скачок назад, пос­тучи, соберись, приветствуй, убери шпагу в ножны, вольно!».

13.«Вперед левой — за шпаги, откажись, назад левой — за шпа­ги, вынимай, приветствуй, к бою; шаг вперед, покажи укол, закройсь, покажи укол; закройсь, покажи укол — коли, второй — закройсь, правый бок — руби, скачок назад, голову — руби, пятой — закройсь, к бою; постучи, вольно!».

Далее тренировать в подобных же комбинациях до конца первого часа.

Второй час отводится на парные упражнения: такая структура построения занятий будет до конца семестра.

Комбинация

«Моя» «Противник»
1. Вперед левой — за шпаги! 1. Вперед — левой, за шпаги!

Такой вариант может возникнуть, когда оба противника одновременно схватились за шпаги, двигаясь вперед.

 

2. Вперед левой — за шпагу (увидев, что противник тоже схватился за шпагу) — к бою! 2. Пауза, затем назад левой — за шпагу (увидев, что противник желает биться) — к бою!
3. Назад левой — за шпагу! 3. Назад левой — за шпагу!

Объяснить бессмыслицу этого варианта, при котором оба не хотят драться, но зачем-то хватаются за шпаги. Ведь оба отступают! Учить технике выполнения приема «Перемена соединений» в парном постро­ении. Объяснить значение этого действия в подлинном бою. В сцениче­ском бою оно обязательно сопровождает шаг или двойной шаг вперед.

Впредь при команде «Шаг или двойной шаг вперед!» делать пе­ремену соединения. Перемены соединения — это один из приемов «психологической атаки» в нападении, так как они сопровождаются звуком по оружию. Тренировать технику.

Комбинация

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед (с переменой). 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед (с переменой). 2. Шаг назад.
3. В бедро — коли! 3. Второй — закройсь!
Оба — «К бою!»
4. Шаг назад. 4. Шаг вперед (с переменой).
5. Шаг назад 5. Шаг вперед (с переменой).
6. Пятой — закройсь! 6. Голову — руби!
Оба — «К бою!»

Эти комбинации надо тренировать так, чтобы партнеры вы­полнили оба варианта. Построить в одну шеренгу и повторить 11-е и 12-е упражнения этого урока.

ПЯТЫЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1. Командовать: «За шпаги!», «Вынимай!», «Приветствуй!», «Убе­ри шпаги!», «Вольно!».

2.«Вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, подай шпа­гу двумя руками, оставь себе, убери шпагу, вольно!».

3.«Назад левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, к бою, шаг вперед, покажи укол в бедро — коли, закройсь, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу, вольно!».

4.Учить технике парадного способа постановки в боевую стойку, команда «Четыре — к бою!». Слово «четыре» подсказывает, что надо выполнить серию из четырех движений, чтобы встать в боевую стойку.

5.Командовать: «Три шага вперед, за шпаги — к бою, вольно!». «Отойти назад!», «Пять шагов вперед, за шпаги — к бою, вольно!». «Отойти назад!». Сделать все тоже, но быстрее, довести до пробежки.

6.Командовать: «Три шага вперед — к бою, шаг вперед, голо­ву — руби, закройсь, скачок назад, вольно!».

7.Командовать: «Три шага вперед — к бою, шаг вперед, двойной шаг вперед, пятой — закройсь, покажи укол в грудь — коли, к бою, вольно!».

8.Командовать «К бою, правый бок — руби, второй — закройсь, к бою, правый бок — руби, к бою, скачок назад, вольно».

9.Учить технике первой защиты. Сначала из положения пятой за­щиты, затем из положения «К бою!». Учить технику нанесения удара по левому боку.

10.Командовать: «К бою, левый бок — руби, к бою, левый бок — руби, к бою, вольно!». «К бою, шаг вперед, правый бок — руби!» (за­щищающийся противник отвечает ударом по левому боку, это озна­чает, что защищаться надо первой защитой), «Первой — закройсь, покажи укол в колено — коли, второй — закройсь, покажи укол в колено — коли, к бою, вольно!».

11.«К бою, двойной шаг вперед, голову — руби, пятой — за­кройсь, второй — закройсь, первой — закройсь, покажи укол в бед­ро — коли, к бою, вольно!».

Комбинация

«Моя» «Противник»
I. К бою! Голову — руби! 1. К бою! Пятым — закройсь!
Оба — «К бою!»
2. Четыре шага вперед с переме­ной соединения голову — руби! Оба — 2. Четыре шага назад, пятым — закройсь! «К бою!»

 

3. Четыре шага назад, пятым — закройсь! 3. Четыре шага вперед с переме­ной соединения голову — руби!
Оба - «К бою!»
Отрабатывать эти простейшие комбинации нужно, обязательно меняя партнеров. В конце темп несколько убыстрять.
4. Шаг назад. 4. Шаг вперед с переменой.
5. Шаг назад. 5. Шаг вперед (то же).
6. Второй — закройсь! 6. Правый бок — руби!
Оба - «К бою!»
7. Шаг вперед с переменой. 7. Шаг назад.
8. Шаг вперед с переменой. 8. Шаг назад.
9. Левый бок — руби! 9. Первой — закройсь!
Оба- «К бою!»

Тренировать эту комбинацию, меняя партнеров, затем делать то же, но начинать должна шеренга противника. Добиваться хоро­шей техники в исполнении приемов, напоминать, что это не боевые комбинации, а упражнения, задача которых научить чувству про­странства, ощущению темпа, общению с партнером и выполнению техники безопасности (за нее всегда отвечает нападающий).

Освоение техники является основной задачей в этих упражне­ниях. Построить группу в одну шеренгу, в заключение повторить 10-11-е упражнения из урока. Следить за чистотой и точностью исполнения.

ШЕСТОЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1.Командовать: «За шпаги — вынимай, приветствуй, четыре к бою, шаг вперед, покажи укол — коли, скачок назад, постучи, собе­рись, приветствуй, убери шпагу, вольно».

2.«Три шага вперед, вынуть шпаги, приветствуй, убери шпаги, вольно». «Три шага вперед — к бою, постучи, вольно».

3. Учить технике поворота кругом на месте (в положении «К бою!»). Учить технике шестой защиты.

4. «Три шага вперед, к бою; покажи укол — коли, закройсь, кругом, покажи укол — коли, кру-гом, скачок назад, вольно!». Учить технике: «Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад — к бою!».

5.«Четыре шага вперед, скачок назад — к бою, шаг вперед, пра­вый бок — руби, к бою, левый бок — руби, шестой — закройсь, по­казать укол — коли, к бою, кру-гом, скачок назад, постучи, соберись, приветствуй, убери шпагу, вольно!».

6.«Четыре шага вперед, скачок назад, к бою, кру-гом, голову — руби, пятой — закройсь, покажи укол в грудь — коли, первой — закройсь, вто­рой — закройсь, шестой — закройсь, скачок назад, вольно!».

 

7.Повторить технику защит: пятой, шестой, второй, первой. Уточнить исполнение: повторить защиты с указанием, какие части тела они защищают.

8.Учить выполнять удар: «Кругом слева голову — руби!» (объ­яснить, когда выгодно исполнять такой удар). Учить технике этого удара сначала из положения второй защиты, потом из первой, затем из боевой стойки. (Круг должен быть выполнен через сгиб в локте­вом суставе.) Следить за техникой безопасности.

9.«К бою, голову — руби (простой удар), первой — закройсь, круг слева голову — руби, закройсь, постучи, соберись, убери шпа­гу, вольно».

 

Комбинации
первая
«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед с переменой. 2. Шаг назад.
3. Левый бок — руби! 3. Первой — закройсь!
Оба — «К бою!»
4. Шаг назад. 4. Шаг вперед с переменой.
5. Шаг назад. 5. Шаг вперед с переменой.
6. Второй — закройсь! 6. Правый бок — руби!
Оба — «К бою!»

Далее ту же композицию начинает противник, затем трениро­вать эти комбинации с разными партнерами. Повторять комбина­цию слитно два раза подряд.

вторая

 

«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Правый бок — руби! 2. Второй — закройсь!
Оба — «К бою!»

 

3. Шаг назад. 3. Шаг вперед с переменой.
4. Шестой — закройсь! 4. Голову — руби!
Оба - «К бою!»

Повторить эту комбинацию еще раз, но начинает противник. Последующее исполнение будет сложнее, так как между боевыми приемами партнеры не будут возвращаться в положение боевой стойки — поточное исполнение приемов характерно для боя на сред­невековой шпаге.

третья

 

«Моя» «Противник»
1. Шаг назад. 1. Шаг вперед с переменой.
2. Шаг назад. 2. Шаг вперед с переменой.
3. Второй — закройсь! 3. В бедро — коли!
4. Кругом слева голову — руби! 4. Пятым — закройсь!
Оба — «К бою!»

Тренировать эту комбинацию с тем, чтобы начинала моя шеренга.

четвертая

«Моя» «Противник»
1. Второй — закройсь! 2. Кругом слева голову — руби! 3. Пятым — закройсь! 4. Показать укол в бедро — коли! 1. Правый бок — руби! 2. Пятым — закройсь! 3. Голову — руби! 4. Второй — закройсь!
Оба — «К бою!»

Построить в одну шеренгу и повторить упражнения этого урока.

 

СЕДЬМОЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1.«За шпаги, вынимай, приветствуй — к бою, шаг назад, покажи укол — коли, закройсь, постучи, соберись, приветствуй, убери шпа­гу, вольно!».

2.«Вперед левой за шпаги — вынимай, приветствуй, убери шпа­гу, вольно!».

3.«Вперед левой за шпаги — вынимай, приветствуй, подай шпа­гу двумя руками, оставь себе!». Освоить технику этого движения, объяснить, в каких случаях шпагу подавали двумя руками.

4.«Три шага вперед, вынуть шпаги, приветствовать, подать шпа­ги двумя руками, оставить себе, убрать в ножны!». Тренировать до свободного выполнения.

5.«Пять шагов вперед, вынуть шпагу, приветствовать, подать шпагу двумя руками, оставить ее себе, убрать в ножны, повернуться, уйти».

6.«Четыре шага вперед, остановка, скачок назад, за шпаги — к бою, шаг вперед, покажи укол в колено — коли, первой — закройсь, кругом слева голову — руби, пятой — закройсь, правый бок — руби, пятой — закройсь, левый бок — руби, к бою, вольно!».

7.Учить технике приема «пятой — закройсь, с кругом по левому боку — руби!».

8.Учить технике приема «шестой — закройсь, с кругом по пра­вому боку — руби». Отрабатывать этот прием (вертикальная плос­кость при нанесении удара — правильна, горизонтальная — оши­бочна, так как такое исполнение удара опасно).

9.«К бою, голову — руби; пятой — закройсь, с кругом по левому боку — руби; шестой — закройсь, с кругом по правому боку — руби; второй — закройсь, с кругом по голове — руби; скачок назад, воль­но!». Тренировать эту комбинацию.

10. Учить технике исполнения повторной атаки: «Голову — руби, повторно голову — руби, повторно голову — руби!». Объяснить, что повторные атаки применяются в случаях, когда партнер берет защиту и, не давая ответного удара или укола, отступает. В этом случае есть смысл не возвращаться в боевую стойку, а подтянуть левую ногу к правой и нанести с выпадом повторный удар или укол.

Комбинации

первая

«Моя» «Противник»
1. Четыре шага вперед с переменами. 1. Четыре шага назад.
2. Четыре шага назад. 2. Четыре шага вперед с переменами.
Оба — «К бою!»
3. Скачок назад, показать укол в грудь — коли, закройсь, постучи, вольно.

Тренировать эту комбинацию.

вторая

Оба одновременно.

Голову — руби, скачок назад. Объяснить технику безопасности при исполнении этого опасного на вид приема. Тренировать эту комбинацию.

третья

Оба - «К бою!»
1. Первой — закройсь! 1. С кругом по животу — руби!
2. С кругом голову — руби! 2. Шестой — закройсь!
3. Второй — закройсь! 3. С кругом по правому боку — руби!
4. В бедро — коли! 4. Скачок назад.
Оба - «К бою!»

Сделать эту комбинацию снова, но начинает ее противник. Ус­ложнить, прибавив новое окончание: бой начнет противник, в конце вместо скачка назад он берет вторую защиту и после этого оба «К бою!» и оба одновременно «Голову руби!». Затем оба вы­ходят вперед левой ногой и захватывают левой рукой боевую руку партнера, далее проходят вперед правой ногой и разворачиваются друг к другу лицом.

После поворота «двойной шаг назад (руки разнять), стучать, вольно!». Эту комбинацию надо сначала полностью разучить, затем тренировать, меняя партнеров.

10.Построить группу в одну шеренгу. Повторить технику прой­денных ранее приемов, добиваясь четкого исполнения.

ВОСЬМОЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1.Командовать: «Становись, за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпаги, вольно!».

2.«Назад левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпаги в ножны, вольно!».

3.«Вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, подай шпа­гу двумя руками, оставь себе, убери шпаги, вольно!».

4.«Три шага вперед, вынуть шпаги, четыре — к бою, скачок на­зад, в бедро — коли, закройсь, соберись, приветствуй, убери шпа­ги, вольно!».

5.«Четыре шага вперед, остановись — опасность, скачок назад, за шпаги — к бою, голову — руби, скачок назад, вольно!».

6.«Три шага вперед — к бою, вольно». «Пять шагов вперед — к бою, скачок назад, голову — руби, пятой — закройсь, к бою, кру­гом, скачок назад, вольно!».

7.«К бою, шаг вперед, голову — руби, пятым — закройсь, шес­тым — закройсь, второй — закройсь, первой — закройсь, с кругом голову — руби, к бою, вольно!».

8.«К бою, голову — руби, повторно голову — руби, повторно по­кажи укол в бедро — коли (при этой комбинации кисть надо повер­нуть ладонью вниз), повторно голову кругом слева — руби, закройсь, вольно!».

9.Учить технике защит от повторных атак.

Эти защиты характерны отступлениями в момент принятия положения защиты. Отступать можно простыми шагами, а мож­но и двойными. Можно отступать, убирая назад то правую, то левую ногу, то есть выполняя отдельные элементы двойного шага назад.

Преподаватель должен заранее указать, какой техникой учащие­ся должны выполнять отход.

Командовать: «К бою, пятой — закройсь, второй — закройсь и оступить, пятой — закройсь и отступить, вольно!». «К бою, отсту­пая, второй — закройсь, отступая, пятой — закройсь; отступая, пер­вой — закройсь, к бою, вольно!».

10.«К бою, голову — руби, повторно голову — руби, пятой — закройсь и отступить, шестой — закройсь и отступить, пятой — закройсь, покажи укол вниз — коли, вольно!». Тренировать эту комбинацию.

11.«К бою, голову — руби, повторно вниз — коли, кругом слева повторно голову — руби, пятой — закройсь, отступить, второй — за­кройсь и отступить, шестой — закройсь, к бою, вольно!».

12.Построение — «стайкой». Пойти вперед (на ходу) — «За
шпаги, вынуть шпаги, остановиться, поздороваться, подать шпагу

двумя руками, оставить ее себе, поклониться в манере XVII столе­тия, запахнуться в плащ!».

Тренировать эту комбинацию от бытовых движений до слитного и свободного исполнения.

Комбинация

 

«Моя» «Противник»
1. Два шага вперед с переменой. 1. Два шага назад.
2. Голову — руби! 2. Пятой — закройсь!
3. Два шага назад. 3. Два шага вперед с переменой.
4. Второй — закройсь! 4. В бедро покажи укол — коли!
Оба — «К бою!»
5. Голову — руби! 5. Пятой — закройсь и отступи (в технике, указанной препода­вателем).
6. Повторно голову — руби! 6. Шестой — закройсь и отступи.
7. Повторно голову — руби! 7. Пятой — закройсь и, выходя вперед с левой ноги, схватить своей левой рукой боевую руку противника (под кисть).
8. Скачок назад. 8. Чуть потянуть на себя и сильно оттолкнуть.
9. Вторая защита, уходя с левой ноги назад. 9. Замах на укол в бедро, сверху — коли!
Оба — «К бою!»

 

13. Построение — парное. «Голову — руби!» — оба партнера — шаг вперед левой ногой, левой рукой схватить боевую руку партнера (под кисть), шаг вперед правой ногой и развернуться лицом друг к другу. «Скачок назад, стучать, вольно!». Комбинацию тренировать как слитную композицию, меняя партнеров, а затем с убыстрением темпа.

Убыстрение темпа должно быть очень постепенным, без нару­шения техники исполнения.

14. Построение — в одну шеренгу. «За шпаги — вынимай, подай шпагу двумя руками, оставь себе, убери, поклонись, повернись, уйди!».

ДЕВЯТЫЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1.Командовать: «За шпаги, вынимай, приветствуй — к бою, двой­ной шаг вперед, голову — руби, закроись, вольно!».

2.«Вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй — к бою, шаг вперед, голову — руби, закроись, кру-гом, в грудь — коли, за­кроись, голову — руби, повторно голову — руби, закроись, соберись, приветствуй, вольно!».

3.«За шпаги, вынимай, подай шпагу двумя руками, оставь себе, убери шпагу, вольно!».

4.Изучить технику подачи шпаги одной рукой. Тренировать до верного исполнения.

5.«Три шага вперед, вынуть шпагу, подать ее одной рукой, оста­вить себе, поклониться в манере XVII столетия, вольно!».

6.Построение «стайкой». Идти вперед. На ходу вынуть шпагу, остановиться, приветствовать, отдать шпагу одной рукой, убрать, поклониться и уйти. Тренировать эту комбинацию.

7.Построение в одну шеренгу. Командовать: «К бою, голову — руби, пятым — закроись, шестой — закроись, второй — закроись, первой — закроись, с кругом голову — руби. К бою, вольно!».

8.«К бою, голову — руби, повторно в живот — коли, закроись, вольно!».

9.«К бою, пятой — закроись, отступи правой ногой, шестой — за­кроись и отступи левой ногой, второй — закроись и отступи правой ногой, покажи укол в бедро — коли, скачок назад, постучи, вольно!».

10. «К бою, показать укол в бедро — коли, второй — закроись, убирая правую ногу назад (за левую), покажи укол в бедро — коли (правая нога делает выпад из положения, когда она за левой), вольно!». Начиная с этого урока, при выполнении приема «второй — закроись», надо убрать правую ногу назад, оставив вес тела на левой ноге.

Так действовали, если в правую ногу направлялся укол противни­ка. При ударе по правому боку этого движения не делали.

11. Изучить технику нанесения удара одновременно с выниманием шпаги. «Пять шагов вперед, на ходу взяться за шпаги и в шесть движений, выхватывая клинок из ножен, нанести удар по голове с выпадом, скачок назад, вольно!».

Комбинация

«Моя» «Противник»
1. Шаг назад. 1. Шаг вперед с переменой.
2. Шаг назад. 2. Шаг вперед с переменой.
3. Двойной шаг назад. 3. Двойной шаг вперед с переменой.
4. Пятым — закройсь! 4. Голову — руби!
5. Второй — закройсь с шагом назад! 5. Повторно в бедро — коли!
6. Пятым — закройсь с шагом назад! 6. Повторно голову кругом слева—руби!
7. Голову — руби! 7. Пятым — закройсь и, выходя вперед с левой ноги, схватить за правую руку партнера, потянуть его на себя, для того чтобы дать ему возможность пробежать вперед.
8. Пробегает вперед, делая четыре шага. 8.—
9. Поворачиваясь кругом, второй — закройсь! 9. Показать укол в спину — колоть.
10. Скачок назад — к бою! 10. К бою!

Выучить эту комбинацию, затем должна начинать моя шеренга. Выполнять слитно, без остановки.

Если останется время, то тренировать, меняя партнеров. По­добная комбинация тренирует такие психофизические качества, как внимание и память. Добиваться четкого выполнения приемов.

12. Повторить несколько раз 10-ю комбинацию этого урока.

ДЕСЯТЫЙ УРОК

Построение — в одну шеренгу.

1.«Смирно, вперед левой — за шпаги, вынимай, приветствуй, четыре — к бою, шаг вперед, шаг вперед, показать укол — коли, за-кройсь, постучи, соберись, убери шпагу, вольно!».

2.«Выступая левой вперед — за шпаги, вынимай, приветствуй, убери шпаги в ножны!».

3.«Три шага вперед, вынуть шпагу, подать ее одной рукой, оста­вить себе, убрать в ножны!».

4.«Четыре шага вперед — остановись, скачок назад и за шпа­гу — к бою, голову — руби, пятой — закройсь, голову — руби, шес­той — закройсь, в грудь — коли, закройсь, вольно!».

5.Освоить технику передвижения «Стойку вперед перемени» и «Стойку назад перемени». Объяснить, что стойка левой ногой впе­ред была с древнейших времен, когда в левой руке было прикры­тие — щит, а в правой — оружие нападения: меч, кинжал, топор и т. п. Эта стойка соответствует технике боя рыцарской эпохи. Толь­ко в XVII веке стойка стала правосторонней.

По команде «К бою!» вставать правой ногой вперед, то есть в класси­ческой для фехтовального искусства манере. По команде: «Стойку впе­ред (или назад) перемени!» перейти в положение рыцарской стойки.

6.«К бою, стойку вперед перемени, стойку назад перемени, вольно!».

Все виды передвижений, свойственные классической стойке, имеются и в рыцарской стойке. Мало того, их можно выполнять попеременно, то в стойке классической, то в рыцарской. Это спо­собствует тренировке внимания и координации.

7.«К бою, стойку вперед перемени, шаг вперед, шаг назад, стой­ку вперед перемени, шаг вперед, шаг назад, стойку вперед переме­ни. Двойной шаг назад, двойной шаг назад, стойку назад перемени, двойной шаг вперед, двойной шаг назад, стойку назад перемени. Скачок назад, стойку вперед перемени, постучи, вольно!».

8.«К бою, стойку вперед перемени, шаг вперед, стойку назад пе­ремени, голову — руби, пятой — закройсь, шестой — закройсь, вто­рой — закройсь, кругом слева голову — руби, к бою, кру-гом, скачок назад, вольно!».

9.«К бою, левый бок—руби, шестой—закройсь, второй—закройсь, пятой — закройсь, кругом слева по животу — руби, к бою, вольно».

10.«К бою, голову — руби, повторно в бедро — коли, повторно кругом слева голову — руби, скачок назад, вольно!».

11.«К бою, покажи укол в грудь — коли, второй — закройсь, отсту­пая правой ногой за левую, показать укол в грудь — коли (делая выпад правой ногой вперед), второй — закройсь, убирая ногу — коли!».

Тренировать движение защиты с перемещением правой ноги назад.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед с переменой. 2. Шаг назад.
3. Голову — руби! 3. Пятой — закройсь!
Оба — «К бою!»
4. Двойной шаг назад. 4. Двойной шаг вперед.
5. Второй — закройсь (убирая ногу назад). 5. В бедро — коли!
6. Кругом слева голову — руби! 6. Пятой — закройсь!
7. Второй — закройсь (убирая ногу назад). 7. В бедро — коли!
8. Правый бок — руби! 8. Второй — закройсь (не убирая ноги).
9. Пятой — закройсь! 9. Кругом слева, голову — руби!
10. В бедро — коли! 10. Второй — закройсь (убирая ногу назад).
11. Пятой — закройсь! 11. Кругом слева голову — руби!
12. Голову — руби (промах­нуться). 12. Скачок назад, стучать.
Оба — «Вольно!»
Примечание. При второй защите от укола надо поставить правую ногу за левую, оставив вес тела на левой ноге, причем защита и движение ногой произ­водятся одновременно, при ударе по правому боку ногу убирать не надо.
13. Построение — в одну шеренгу, повторить упражнения этого урока. Уточнить технику приемов.

 

ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК

1.Построение — в одну шеренгу. «За шпаги, вынуть шпаги, при­ветствовать, четыре — к бою, голову — руби, закройсь, соберись, убери шпаги в ножны, вольно!».

2.«Три шага вперед, за шпаги, вынуть шпаги, приветствовать, подать шпагу одной рукой, оставить себе, убрать, вольно!».

3.«Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад — за шпа­ги, к бою, кру-гом, голову — руби, пятой — закройсь, шестой —

закройсь, второй — закройсь, первой — закройсь, в бедро — коли, к бою, вольно!».

4.«Три шага вперед — к бою, голову — руби, первой — закройсь (проверить качество техники выполнения первой защиты после уда­ра по голове), кругом слева голову — руби, к бою, вольно!».

5.«К бою, стойку вперед перемени, шаг вперед, стойку назад пе­ремени, шаг назад, стучать, вольно!».

6.Изучить технику нанесения укола из рыцарской левой стойки с замахом сверху и снизу. Объяснить, что в эту эпоху решающее значение имела сила нанесения укола, поэтому уколы выполнялись с замахом.

7.«К бою, стойку вперед перемени, для укола сверху — замах, в грудь — коли, вперед закройсь (в рыцарскую стойку), шаг назад, для укола снизу — замах, в бедро — коли, назад — закройсь!» (в ры­царскую стойку). Если подается команда «К бою!» или «Закройсь!», то закрываться надо в классическую стойку.

Если удары или уколы наносятся оружием, находящимся в пра­вой руке, то выпад должен также выполняться правой ногой. Это основное требование техники этой манеры боя.

8.Учить технику третьей защиты. Объяснить, что она закрывает правую щеку, шею, правое плечо и правый бок.

9.Учить технику четвертой защиты. Объяснить, что она закрыва­ет левую щеку, шею слева, верх груди и левый бок.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед с переменой. 2. Шаг назад.
3. Правое плечо — руби! 3. Третьей — закройсь!
Оба — «К бою!»
4. Двойной шаг назад. 4. Двойной шаг вперед с двой­ной переменой соединения.
5. Четвертой — закройсь! 5. Левую щеку — руби!
6. В бедро — коли! 6. Второй — закройсь (убирая ногу).
7. Третьей — закройсь! 7. Правое плечо — руби!
8. Левое плечо — руби! 8. Четвертой — закройсь!

 

9. Пятой — закройсь, и скачок назад. 9. Голову — руби (замах от левой стороны головы).
10. Стучи. 10. В ответ стучи.
Оба — «Вольно!»

Тренировать комбинации, меняя партнеров, затем ускорить темп. В сценическом фехтовании у актера нагрузка приходится на ноги и правую руку. Движения выполняются как в большой, так и в малой амплитуде, например, повороты кисти при защитах, по­казы уколов, перемены соединений. Необходимо повышенное вни­мание к партнеру и моторная память. Память совершенствуется в процессе запоминания фехтовальных приемов.

1.Оба партнера ушли в разные стороны, «моя — три шага вперед, за шпаги и к бою», противник — «два шага вперед, скачок назад, за шпаги и к бою».

2.Далее то же, но в парном сочетании и после того, как оба ока­жутся в положении боевой стойки, выполнить комбинацию, разу­ченную на уроке.

3.«Три шага вперед — к бою, вольно!». «Четыре шага вперед, ска­чок назад — к бою, менять стойку вперед и назад, вольно!».

4.«К бою, правый бок — руби, закройсь, левый бок — руби, за-кройсь, кру-гом, третьей — закройсь, голову — руби, четвертой — закройсь, голову — руби, кру-гом, пятый — закройсь, с кругом по левому боку — руби, шестой — закройсь, с кругом по правому боку — руби, вольно!».

5.«К бою, пятой — закройсь, показать укол — коли, пятой — закройсь, уходя правой ногой за левую, шестой — закройсь, уходя левой ногой за правую, голову — руби (из левосторонней стойки), закройсь, вольно!».

6.Учить технике завязывания шпаги противника из четвертой защиты во вторую и из шестой во вторую.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Левый бок — руби! 1. Четвертой — закройсь и завя­зать во вторую.
2. Второй — закройсь! 2. В бедро — коли!

 

3. Голову — руби! 3. Шестой — закройсь и завязать во вторую.
4. Пятой — закройсь! 4. Кругом слева голову — руби!
Оба — «К бою!»

Далее комбинацию начинает противник. После окончания комби­нации выполнить одновременно: «Сбор, приветствие, убрать шпаги и, подойдя друг к другу, пожать правую руку» (за локоть).

10. Построение — в одну шеренгу. Повторить упражнения этого урока.

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК

1.Построение — в одну шеренгу. «За шпаги, вынимай, привет­ствуй, подай шпагу одной рукой, оставь ее себе, четыре к бою, голо­ву — руби, закройсь, соберись, вольно!».

2.«К бою!». Проверить технику исполнения всех защит.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Двойной шаг вперед с переменой. 1. Двойной шаг назад.
2. Голову — руби! 2. Шестой — закройсь, уходя правой ногой назад, завязывать из шестой во вторую.
3. Шестой — закройсь и шаг назад. 3. Кругом слева голову — руби!
4. Шестой — закройсь, завязать во вторую, голову кругом слева — руби! 4. Повторно голову — руби, пятой — закройсь, отступить.
5. Повторно, кругом слева левую щеку — руби! 5. Четвертой — закройсь, завязать во вторую.
6. Скачок назад. 6. В бедро — коли!
Оба — «К бою!»

Все завязывания надо выполнять как подготовительные приемы перед уколом или ударом. Ритмически они выполняются как 8-е доли такта. Для тренинга можно считать вслух: «и раз», «и два», «и три», «и четыре». (Приемы завязывания выполняются на произнесении буквы «и», а само боевое действие на счете.)

Тренировать указанные комбинации в ритмическом исполнении приемов завязывания. Построить в одну шеренгу и повторить уп­ражнения этого урока.

ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК

1.Построение — в одну в шеренгу. «Вперед левой — за шпаги, четыре — к бою, стойку вперед перемени, стойку вперед перемени, голову — руби, закройсь, вольно!». Далее тренировать по пройден­ному в 12-м уроке материалу «Школы сценического боя».

2.Изучать технику «батмана» после завязывания в положении второй защиты.

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Голову — руби! 1. Шестой — закройсь, завязать во вторую, батман.
2. Шестой — защита, завязать во вторую, батман. 2. Кругом справа голову — руби!
3. Кругом слева голову — руби! 3. Пятая защита. В момент за­щиты подхватить клинок левой рукой и двумя руками — батман.
Оба — «К бою!»

Далее комбинацию начинает противник. Тренировать. Учить технику кругового завязывания из второй во вторую.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. В бедро — коли! 1. Второй — закройсь, завязать во вторую, сгибая локоть, под­нести рукоять к груди и батман.
2. Третьей — закройсь! 2. Кругом в грудь — коли!
3. Голову — руби! 3. Скачок назад.

Учить круговое завязывание из третьей в третью. Составить комбинацию, где после третьей защиты было бы полное завязывание.

Комбинацию надо повторить по указанной схеме 3-4 раза, затем то же, но начинать должен противник.

Завязывания вошли в моду искусства фехтования начала XVIII века, но появились ранее в пьесах XVII века их можно было выполнять как единичные приемы, а в более поздний период на этих приемах можно было играть целые комбинации.

 

Комбинация
«Моя» «Противник»
1. Шаг назад. 1. Шаг вперед с переменой.
2. Шаг назад. 2. Шаг вперед с переменой.
3. Двойной шаг вперед с переменой. 3. Двойной шаг назад.
4. Пятой — закройсь и отступить. 4. Голову — руби!
5. Шестой — закройсь и отступить. 5. Повторно голову — руби!
6. Пятой закройсь! 6. Повторно голову — руби!
7. В бедро — коли! 7. Второй закройсь, завязать во вторую, батман.
8. Перехватить шпагу левой рукой и уйти левой ногой влево, затем три шага вперед (начинать правой). 8. Кругом слева голову — руби — промах (шпага до пола и...
9. Поворот кругом. 9. ...повороткругом.
После поворота оба одновременно «кругом слева голову — руби, скачок назад, стучать». Построить шеренгой и повторить отдельные

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК

1.Построение — в одну шеренгу. Повторить приемы «Школы сценического боя».

2.Учить технику первой части дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак».

 

Сирано Вальвер
1. Первая часть двойного шага назад. 1. Шаг вперед с переменой соединения.
2. Вторая часть двойного шага назад. 2. Шаг вперед с переменой соединения.
3. Второй — закройсь! 3. В бедро — коли!
4. Четвертым — закройсь! 4. С переводом в грудь — коли!

 

5. В грудь — коли! 5. Четвертой — закройсь!
6. Четвертой — закройсь, уходя назад правой ногой 6. В грудь — коли!
7. Третьей — закройсь, уходя назад левой ногой. 7. Повторно переводом, в правое плечо — коли!
В начале дуэли Вальвер, убежденный в своем преимуществе, яростно атакует. Сирано, спокойно отступая, обороняется.

Примечание: в этой комбинации вторая половина несколько опасна, по­скольку участники фехтуют в верхних линиях. Построение — шеренгой. Повто­рить простые и круговые удары, повторить все защиты.

ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК

1. Построение — в одну шеренгу. Тренировка приемов «Школы сценического боя». Пройти всю технику, исправляя ошибки. Начи­ная с этого урока комбинации почти перестают быть упражнениями и все больше приближаются к боевым композициям.

 

Комбинации первая
«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед с переменой. 2. Шаг назад.
3. В бедро — коли! 3. Второй — закройсь, отступая правой ногой назад.
4. Повторно в живот — коли! 4. Первой — закройсь, отступая назад левой.
5. Повторно в живот — коли! 5. Второй — закройсь, шаг правой назад, завязать во вторую — батман.
6. Пятой — закройсь, правой — шаг назад. 6. Кругом слева голову — руби!
7. Второй — закройсь, шаг назад левой, завязать полным кругом, батман. 7. Повторно в бедро — коли!
8. Кругом слева, голову — руби! 8. Шестой — закройсь, завязать во вторую, сильный батман (попытка «выбить шпагу»).

 

9. Подхватить шпагу левой рукой, скачок назад, при показе укола отступить. 9. Показать укол в лицо партнера.
10. Второй — закройсь, скачок назад. 10. Два шага вперед, затем ко­лоть в бедро.
Оба — «Вольно!»

 

вторая
«Моя» «Противник»
1. Второй — закройсь, «выпадая» левой ногой влево, шаг вперед левой ногой, схватить своей левой рукой правую руку парт­нера и ударить своей шпагой по шпаге партнера сверху (около его гарды). Попытка выбить шпагу. 1. В бедро — коли! В момент удара по шпаге отдер­нуть руку и сделать огромный скачок назад (не дать выбить).
2. Замах на укол сверху, в бедро — коли! 2. Второй — закройсь, «выпа­дая» левой ногой влево, затем правой ногой вперед, одно­временно поворачивая руку ладонью вверх, быстро прило­жить середину клинка к животу партнера, как бы ударить.
3. Получив удар по животу, согнуться вперед.  
4. После того как шпага выдер­нута, начать падать: сначала выпрямиться и затем падать способом № 1 (скручиваясь в сторону левого бока). 4. После того как партнер согнулся, быстро продвинуть клинок вперед так, чтобы гарда уперлась в бок партнера, «как бы прорезать», затем горизон­тально «выдернуть шпагу из тела партнера» и сделать скачок назад.

Это наиболее эффектный способ «убийства». Он безопасен, если нападающий приложит свою шпагу к животу, не выше. Руки

«убиваемого» должны оказаться выше шпаги нападающего — они предохраняют лицо. Важно, чтобы был удар, а не укол в живот. Удар вполне безопасен.

2. Тренировать первую часть боя (Ростам Э. Сирано де Берже-рак). Добиваться точности действия партнеров. Менять партнеров, если композиция освоена.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК

1. Повторить технику приемов «Школы сценического боя».

 








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1422;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
Комбинации
первая
«Моя» «Противник»
1. Первой — закройсь, выпадая правой ногой вправо. 1. В живот — коли!
2. Выходя левой ногой вперед, схватить левой рукой шпагу противника (у самой гарды) и «ранить» противника, прикладывая свою шпагу ему подмышку, затем, «выдергивая» шпагу, скачок назад. 2. Получив укол, согнуться и падать (падение № 1).
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.191 сек.