Индивидуальная душа.
Триадическая человеческая душа индивидуальна, она различна у людей, особенная у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей природе и составу, и состоит из одних и тех же сил, способностей и функций. Множественность и разнообразие человеческих тел есть эмпирический факт, ни один человек не похож на другого полностью физически. Если формирующим принципом тела является, по Аристотелю, душа, то множественность и разнообразие физических тел соответствует множественности и разнообразию душ. Об этом говорит и Платон: «Души человеческие Бог создал различными, хотя и создал их из одних и тех же логосов и сил» 145>. Аристотель отвергает учение о перевоплощении души в разные тела. Ириней Лионский говорит:
«Каждый из нас имеет свое тело и свою душу. Бог не так беден, чтобы не дать каждому свое тело и свою душу и свой характер. Каждый воскресает в своем теле, в своей душе и в своем духе, в кои был помещен Богом» (Патр. М. т. 7. Опровержение ложного гнозиса).
Мелетий Монах возражает манихейцам, которые, хотя и признавали душу бессмертной, но допускали одну общую душу всех, разделенную в каждом одушевленном теле. Он возражает и некоему Крониосу и Порфирию, учившим, что все души суть формы одной общей души (Патр. М. т. 64 De natara hominis, р. 1296).
В разумной душе, по Аристотелю, есть два элемента: страдательный, обращенный к низшей стороне жизни и смертный, и деятельный, состоящий в мышлении мышления 146, которому свойственно творчество и которое переводить страдательный элемент в деятельный. Это - деятельный ум и бессмертный, энтелехия энтелехий.
Душа животных коренным образом отличается от индивидуальной души человека и этот факт отмечен Василием Великим, который говорит:
«Одна душа у животных, но у каждого из них она отличается по свойствам» (Патр. М. т. 29/1, 192).
Нет индивидуальной души у животных, у них - коллективная душа, хотя и есть различие в свойствах душ по роду и виду животных. У них нет творческой души, того, что Аристотель называет «мышлением мышления», то-есть разумением или пониманием.
Григории Нисский изображает процесс перехода и превращения разумной души в неразумную, этот кардинальный факт человеческого катастасиса вообще, сыгравший фатальную роль в судьбе всей тримерии, перехода в страстность в виде извращенной животности:
«Человек носит в себе двоякий вид, в Богоподобии ума изображая подобие Божественной красоты, а в страстных стремлениях представляя близость свою к скотоподобию. Но часто и разум по наклонности и расположению к бессловесному, заимевая в себе лучшее худшим доходит до скотоподобия; ибо как скоро до этого унизит кто мысленную деятельность и принудит рассудок служить страстям, происходит какое-то превращение добрых черт в бессловесный образ, и все естество изменяет свои вид, а рассудок, подобно земледельцу, обрабатывает начатки страстей, и постепенно взрощает их в большем и большем количестве; потому что, употребив свое содействие страсти, произвел он обильное и многочисленное порождение нелепостей. Так сластолюбие имело уподобление бессловесному, но в человеческих поступках возросло, породив такое число разных грехов сластолюбия, какого нельзя найти в бессловесных. Так и вожделение к раздражительности сродно со стремительностью бессловесных, возрастает же при содействии помыслов; ибо отсюда мстительность, зависть, лживость, злоумышленность, лицемерие. Все это произращено худым деланием ума» (Твор. т. 1, 150-152).
Ум участвует в страсти в виде чувства и отсюда усиление тоноса чувства и раздражительности в страсти. Чувство и желание, не сдерживаемые умом, придают поступкам характер животности и скотскости. С другой стороны и фантазия в виде помыслов усиливает тонос раздражтельности.
Метаморфоз души.
Одна из величайших тайн умной медитации и христианства вообще - это мистерия души, преображение или метаморфоз души, начинающийся с очищения души, и выражающийся в просветлении и одухотворении души. Душа превращается вся в дух, не смешиваясь с духом и сохранияя свою индивидуальность и самобытность. Метаморфоз души тесно связан с такими мистическими процессами, как созерцание, экстаз и мистическое единение с Богом. Метаморфоз души свидетельствует в то же время о завершении общего мистического процесса интеграции и триадизации души.
Душа и ум.
Аристотель говорит, что ум (нус) есть божественое око души 147, как зрительная сила - в глазу 148. Катастатически помраченная душа потеряла свое собственное око, свое душевное зрение, и только ум просветляет ее, даст ей зрение.
Ум имеет свое око 149, о чем говорит Платон в «Федоне». Антоний Великий говорит:
«Орган зрения телесного - глаза, орган зрения душевного - ум. Душа не имеет своего зрения, ее зрение - ум. Душа, не имеющая благого ума и доброй воли, слепа... Ум обожает душу; боголюбивый ум есть свет души... Душа есть в мире рожденная, а ум выше мира, не рожденный» (Добр. 1, 84-85).
Авва Талассий говорит:
«Рассудительный ум воспитывает душу свою» (Патр. М. т. 91, 14).
Обновление и возрождение души начинается с обновления ума:
«Христос приближается к падшей душе, чтобы воскресить ум ее, умерший от греха и погребенный под тлением страстей. Тогда ум предпочитает прибегать к умному деланию, мысленным движениям Господа и слушанию созерцательных Его разумений» (Никита Стифат, Добр. 5, 153).
Очищенный ум просветляет душу:
«Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнца Правды сияющим, и светлые лучи богословия испускающим» (Никита Стифат, там же, 141).
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1128;