Парциальный дух и инволюция.

Григорий Нисский говорит о процессе постепенной, ступенеобразной инволюции духа в природу, но не в виде цельного триадического духа, а в виде отдельных духовных сил. Инволюция духа в неорганическую природу начинается с третьей силы духа, силы-исхис.

«Писание показывает, что жизненная сила в некоем последовании присоединяется к телесному естеству, сперва проникая в бесчувственные твари, после сего поступая в чувствующие, а потом уже восходя до разумного и словесного» (Твор. т. 1, 239).

Сила представлена в минеральном царстве, давая начало кристаллам, но входит и в другие царства природы, в растительное и животное. Затем происходит инволюция духа в виде второй силы духа, воли в виде влечения и пожелания.

«Естество имеет в себе влечение к необходимому для вещественной жизни, и это влечение, когда бывает в нас, называется пожеланием, это же называем растительным видом жизни.» (Т. ж., 240).

Растение обладает силою-исхис, подобно минералу, но в отличие от минерала обладает еще волею, и воля проявляется впервые в растительном царстве. Первая сила духа, разум, представлена в животном царстве.

«Так и принадлежащее собственно бессловесному естеству (животным) примешано к разумной части души.» (Т. ж. 240).

Но этот животный разум - без логической функции, которою наделен только человек:

«Словесная и разумная сила одна служит преимуществом нашей жизни, имеющим в себе подобие божественного образа.» (Т. ж. 242).

Для подтверждения ступенеобразности инволюции духа в природу Григорий Нисский прибавляет:

«Разумная сила не иначе может иметь место в телесной жизни, как под условием силы чувственной и чувство предваряет в естестве бессловесных.»

Таким образом только и животном царстве впервые встречается тотальный триадический дух, со всеми духовными функциями: разумом, волею и чувством. Животный дух отличается от человеческого отсутствием словесной, логической функции. Минеральное, растительное и животное царства являются подготовительными ступениями к триадизации духа, каковая задача выпадает на долю человека, наделенного для этого не только логической функцией ума, но и ипостасным внутренним Логосом.

Таким образом можно говорить о парциальном (частичном) духе, как мы будем говорить о парциальной душе.

Царство духа.

В Царстве Христовом очищенный дух увлекает за собою очищенную душу и очищенное тело, и дает им обоим бессмертие силою Духа Христа и Духа Св. Здесь - жертвенность и крест духа, и как венец - трехипостасное бессмертие. Духу-уму принадлежит примат в возрождении:

«... обновиться духом ума вашего» (Ефес. 4, 23).

Дух преображает свои оболочки, душевную и телесную, переходит из царства необходимости в царство свободы, вновь обретает свое место в трансцендентном. Победив в себе противоестество 87 природы, он переводит всю природу через естество 88 в сверхъестество 89, осуществляя триадизацию природы и Космоса.

Идея реинтеграции, апокатастасиса, чужда до-христианским религиям, меоническое 90 никогда не переходит в онтическое, а только растворяется в нем, но и само онтическое вместе с меоническим полубытием растворяется целиком в Абсолютном Не-Бытии, в Абсолютном Ничто. Само Божество в древних религиях было скомпрометтировано в факте падения, не было божества чистого и святого, не было знания чистого и Св. Духа, не было знания Реальности в ее чистом первоисточнике.

Идея воскресения тела и вечной жизни в одухотворенном теле - чисто христианская, и никакой синкретизм здесь не поможет. Одухотворенная душа вновь соберет, по Григорию Нисскому, все элементы своего тела, рассеянные в Космосе после смерти тела. Союз духа и тела утвержден в религии Логоса навсегда:

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Ефес, 4, 4).

Подлинная духовность и подлинное спасение духа - в этой жизни в одухотворенной душе и одухотворенном теле, спасение от дурной бесконечности повторений, возвращений и перевоплощений. Гордый дух принужден бесконечно возвращаться в тело в своих воплощениях. В спиритуалистической псевдо-духовности нет спасения от дурной бесконечности.

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Ии­суса Христа» (1 Кор. 5, 5).

как подтверждение примата духа в спасении. В царстве духа живет вся тримерия.

ТРИЕДИНСТВО ДУШИ

Душа есть одна из ипостасей трехипостасного человека, один из членов тримерии человека, и именно второй, промежуточный член между духом и телом. Душа, как и дух, является образом и подобием Божьим, состоит из трех частей, или свойств, способностей, или сил. Эти обозначения частей души встречаются одинаково в др.-церк. свято-отческой и аскетической литературе, но наиболее часто встречается понятие силы. Франц Делич 91 говорит: «Духовным функциям соответствуют душевные, которые суть образы духовных.»

Душа построена по тому же принципу, что и дух: 1) по принципу единства, простоты и разумности и 2) по принципу иерархичности частей. Возникает вопрос о природе души и ее отношении к духу. Делич 92 опровергает мнение Рудольфа и друг. о том, что душа есть нечто первичное, а дух нечто придаточное и добавочное, а также и теорию о начальной бессознательности духа и его переходе в самосознание. Напротив, везде в Новом Завете говорится об обновлении жизни духом и в духе, в то время как душа и душевное есть следствие греха. И говорится о «духе жизни» (1 Кор. 15, 45 и Апокал. Иоанна, 11, 11), о «духе животворящем» (1 Кор. 15, 45 и Ев. Иоанна, 6, 63) и о «душе живущей», при чем последняя - это первый Адам, а первый - это новый Адам-Христос. Душа заимствует жизнь от духа, от Христа и Св. Духа. Ап. Павел говорит о переходе душевного в духовное, как на высшую ступень. О примате духа свидетельствует и

«дух новый дам вам» (Иезек. 36, 26).

Душа, по Деличу 93 есть продукт духа при вхождении его в материю. По др.-церк. учению душа творится в момент вхождения духа в тело. На основании библейских данных Делич говорит о духе, как о внутреннем ядре души. Учение схоластики о Seelengrund, у Рихарда С. Виктор о intimus mentis sinus, у Фомы Аквинского о Scintilla animae, являются отражением этого учения.








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 971;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.