Интерпретация результатов анализов и исследований
Гемоглобин. В литературе не указан четкий порог анемии, при котором больному противопоказано оперативное лечение. Несомненно, что концентрация гемоглобина (Нв) более 100 г/л при отсутствии гиповолемии является достаточной для проведения операции у большинства пациентов (см. табл. 3.1). Исключение составляют пациенты с хронической сердечно-легочной недостаточностью и компенсаторной исходной полицитемией (пороки сердца, хроническая дыхательная недостаточность и др.).
В некоторых клинических ситуациях при показателях гемоглобина 70-90 г/л анестезиолог решает вопрос о необходимости проведения гемотрансфузии. В таких случаях учитывают факторы: как пациент переносит анемию, каков характер анемии — хронический или острый (при хронической анемии организм адаптирован к снижению гемоглобина), каковы характер планируемой операции и объем предполагаемой кровопотери, возраст пациента и наличие у него сопутствующих заболеваний сердца, сосудов, легких.
По рекомендации Duke J. [1] при операциях с планируемой небольшой интрао-перационной кровопотерей у больных класса І-ІІ по ASA (табл. 3.5) при отсутствии гиповолемии допустимо снижение гематокрита до 0,18 л/л, у больных класса III по ASA гематокрит должен быть не ниже 0,24 л/л, у больных ИБС — более 30 л/л.
Хотя состояние выраженной анемии увеличивает риск операции, в предоперационный период гемотрансфузии проводят по строгим показаниям, учитывая возможные отрицательные эффекты. Авторы не обнаружили в литературе рекомендаций по показаниям к гемотрансфузиям у больных с полицитемией, у которых понижен показатель НЬ.
Глюкоза крови. Определение показателя глюкозы крови должно стать рутинным методом исследования, так как частота нарушений обмена глюкозы и инсулина достаточно высока (см. табл. 3.2). Стабильная нормогликемия является важным условием благоприятного результата операции у многих хирургических больных. Коррекция гликемии проблематична у больных сахарным диабетом, при некоторых онкологических заболеваниях, тяжелом шоке. У пациентов, которые принимают р-блокаторы, определение глюкозы крови — обязательный метод исследования [7].
Мочевина и креатинин. Определение мочевины крови, как правило, является рутинным исследованием, хотя нет необходимости исследовать этот параметр у всех пациентов (см. табл. 3.2). Прежде всего его определяют у больных с нарушениями функций почек и печени, у пожилых пациентов, у пациентов, страдающих сахарным диабетом, выраженным атеросклерозом сосудов и артериальной гипер-тензией.
Для выяснения причин повышенного уровня мочевины исследуют креатинин крови. Оба этих показателя определяют у больных, которым вводили нефроток-сичные рентгенконтрастные вещества, у больных, длительно получающих диуретики, ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента, аминогликозиды, другие потенциально нефротоксичные препараты, или при высоком риске ишемии почек во время планируемой операции (например, из-за пережатия аорты).
Для определения возможных причин повышения показателей мочевины и креатинина крови исследуют клиренс креатинина. Снижение клиренса креатини-на является показанием для коррекции доз многих применяемых в перинаркоз-ном периоде лекарственных препаратов.
Незначительное повышение уровня мочевины при нормальном уровне креатинина не является абсолютным противопоказанием к плановой операции.
Электролиты. Показаниями к определению электролитов плазмы (К+, Na+, С1", при необходимости — Са++; см. табл. 3.3) являются анамнестические данные и результаты физикального осмотра: нарушения функций сердца, печени, почек, пищеварительного тракта, наличие в анамнезе сахарного и несахарного диабетов, других эндокринных расстройств, нарушения водного баланса.
Коррекция гипокалиемии, особенно хронической, в достаточной степени сложный процесс, тем более что после быстрой коррекции риск осложнений со стороны сердца может сохраняться. Противопоказанием к плановой операции является гиперкалиемия (свыше 6 ммоль/л), которая, прежде всего, свидетельствует о недостаточности функции почек и грозит серьезными осложнениями в периопера-ционный период.
Нарушения концентрации Na+ связаны с состоянием водного баланса (см. раздел 3.1.5). Особенно обращают внимание на уровень Na" у нейрохирургических больных. При тяжелых расстройствах КОС, особенно хронических, а также у больных с некоторыми эндокринными расстройствами серьезной проблемой является нарушение обмена Са+*.
Общий белок и альбумин крови. Этот вид исследования не является обязательным для всех больных, но показан при отеках, асците, заболеваниях печени, нарушениях питания (см. табл. 3.2). Известно, что гипоальбуминемия коррелирует с неблагоприятными результатами лечения пациентов с острыми заболеваниями. Результаты работ, исследующих терапию альбумином для коррекции гипоальбу-минемии, оказались неубедительными.
Vincent J.L. и соавторы [8] провели метаанализное исследование с использованием мультивариантного анализа, включавшее 291 433 пациента, у которых гипоальбуминемию оценивали в качестве предиктора исхода лечения, а также, отдельно, в девяти проспективных контролируемых исследованиях, включавших 535 пациентов, у которых гипоальбуминемия была скоррегирована. Оказалось,
что гипоальбуминемия является мощным независимым предиктором неблагоприятного результата. Снижение на каждые 10 г/л концентрации альбумина существенно повышало летальность — на 137 %, заболеваемость — на 89 %, длительность пребывания в ОИТ и в стационаре соответственно на 28 и 71 %, увеличивало ресурсные затраты — на 66 %. Взаимосвязь между гипоальбуминемией и неблагоприятным результатом лечения не зависела от питания пациентов и степени воспаления. Согласно исследованию, терапия альбумином снижала риск послеоперационных осложнений в случаях, когда удавалось повысить концентрацию альбумина в сыворотке крови выше 30 г/л. Таким образом, пока не существует доказательств для отказа от терапии альбумином при наличии гипоальбуминемии перед операцией.
Билирубин, печеночные пробы. Во многих учебниках и руководствах по анестезиологии исследование уровня билирубина не входит в перечень обязательных преднаркозных анализов. Вероятно, это вызвано доступностью определения желтухи визуальным способом, хотя известно, что в острой стадии гепатита желтуш-ность кожных покровов и слизистых оболочек выражена не резко. Так как визуальный способ определения цвета кожи является субъективным и весьма сомнительным методом, то исследование уровня билирубина крови проводят перед операцией у большинства больных (см. табл. 3.2).
Показаниями к определению печеночных ферментов (АЛТ, ACT) являются: повышенный уровень билирубина, желтуха в анамнезе, хронический гепатит, алкоголизм, операции на печени и желчных протоках, патологическое ожирение, злокачественные опухоли, прием гепатотоксичных препаратов (метатрексата, ри-фампицина и др.).
Уровень билирубина до 50—55 мкмоль/л при отсутствии клинической симптоматики и нормальных показателях печеночных ферментов не должен быть причиной отмены операции.
Коагулограмма. Многие специалисты не считают коагулограмму обязательным дооперационным исследованием. Однако, учитывая значение функции гемостаза во время операции, определение показателей протромбинового времени, фибриногена, АЧТВ, INR (Международного нормализованного отношения) проводят у большинства пациентов (см. табл. 3.4). Согласно современным представлениям [5], показатели свертываемости крови и время кровотечения не являются информативными тестами для оценки функции системы гемостаза во время операции.
Коагулограмма — обязательное исследование у больных, принимающих анти-когулянты или антиагреганты, у больных с коагулопатией в анамнезе и при планируемой большой интраоперационной кровопотере. При наличии показаний определение АЧТВ, как одного из наиболее информативных тестов, должно быть обязательным.
Общий анализ мочи. Исследование проводят для определения концентрационной функции почек, диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей (см. раздел 3.2.3).
Электрокардиография. Назначение ЭКГ больным молодого возраста без тяжелых сопутствующих заболеваний, которым планируют нетравматичное кратковременное оперативное вмешательство, нецелесообразно.
В большинстве случаев ЭКГ является рутинным исследованием предоперационного периода, который незаменим при острой ишемии миокарда, остром инфаркте миокарда, нарушениях ритма сердца. Тяжелые нарушения, обнаруженные на электрокардиограмме, могут стать основанием для отмены и/или переноса пла нового оперативного вмешательства. Изменения электрокардиограммы учитыва-ют при выборе метода анестезии. Некоторые показатели ЭКГ, например незначи-тельное снижение метаболизма или незначительные нарушения проводимости миокарда, обнаруживают у многих пациентов. Такого рода нарушения не повы шают риск периоперашюнных осложнений со стороны сердца.
У больных перед операцией при проведении ЭКГ возможны диагностические находки [6] в виде фибрилляции предсердий, атриовентрикулярной блокады ишемии миокарда, предсердных или желудочковых экстрасистол, гипертрофии желудочков сердца. У больных старше 40 лет ЭКГ - обязательный метод исследования Рентгенография грудной клетки. Нет необходимости проводить РГК всем предоперационным больным. Показаниями к выполнению РГК являются: заболевания легких и сердца в анамнезе (частые пневмонии, бронхиальная астма, обструк-тивный бронхит, длительное курение, легочная гипертензия, ИБС, болезни клапанного аппарата сердца, застойная сердечная недостаточность); жалобы на кровохарканье и откашливание большого количества мокроты; данные осмотра (диспноэ) и аускультации (наличие хрипов и участков ослабленного дыхания в легких); торакотомия, часто — лапаротомия; онкологические заболевания.
При подозрении на ателектаз легкого, пневмо- или гидроторакс проведение РГКявляется обязательным. Особенно часто осложнения развиваются при спонтанном пневмотораксе, когда больного ошибочно берут на операцию по поводу другого заболевания (часто на лапаротомию), и после интубации состояние больного резко ухудшается. В таком случае, если своевременно не выполнить декомпрессию плевральной полости, больной может умереть от напряженного пневмоторакса. Спонтанный пневмоторакс может симулировать клинику острого инфаркта миокарда.
Исследование функции внешнего дыхания проводят, практически, по тем же показаниям, что и РГК: тяжелые легочная и/или сердечная недостаточности, операции на легких (показатели дыхательных тестов — один из прогностических факторов результатов операции), бронхиальная астма, хронические неспецифические заболевания легких у пациентов пожилого возраста (см. раздел 3.2.2).
Определение группы крови и Rh-фактора — обязательное исследование перед операцией повышенной сложности, в процессе которой существует даже незначительная вероятность большой кровопотери.
В клинической практике часто возникает дилемма: какие результаты исследования группы крови и Rh-фактора принимать к сведению — из отметки в паспорте, полученные ранее в каком-либо лечебном учреждении или проведенные накануне операции? Авторами не найдено четкого ответа на этот вопрос в специализированной литературе. По-видимому, многое зависит от качества документа, который подтверждает группу крови и Rh-фактор, а также от внутренних правил, которые существуют в конкретной больнице.
Дополнительные методы обследования. В процессе предоперационной оценки
состояния больного для определения риска предстоящего оперативного вмеша
тельства могут понадобиться дополнительные методы обследования, которые про
водят по необходимости, например, компьютерную томографию, гастро-, брон-
хоскопию и т. д.
Повторное проведение обследований. В клинической практике иногда возникают ситуации, когда давнишние сроки предоперационных анализов и иссле дований становятся причиной серьезных разногласий между хирургом и анестезиологом. По рекомендациям Cole и Schlunt [5] нет необходимости проводить повторные исследования, если они были выполнены в течение предыдущих 6 месяцев, не выявили патологии, и при этом не возникли какие-либо дополнительные показания к их повторному проведению (изменение клинической картины, появление у больного новых жалоб). Если же в результатах исследований были обнаружены отклонения от нормы, то обследования повторяют накануне операции.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 949;